Дело № 2-7342/2023
УИД № 22RS0069-01-2023-006706-66
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2023 года
01 сентября 2023 года мотивированное решение
Люберецкий городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Неграмотнова А.А.,
при секретаре Гришиной Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природопользования Московской области к Кочкину Д. А. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природопользования Московской области обратилось в суд с иском к Кочкину Д.А. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, взыскании с ответчика в бюджет городской округ Мытищи Московской области в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде 225 320 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении иска.
Ответчик Кочкин Д.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом по месту регистрации, корреспонденция возвращена, уважительных причин неявки не представил.
Суд, с учетом отсутствия мотивированных возражений против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного действия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 74 Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГ. № 136-ФЗ, лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды могут быть предъявлены в течение двадцати лет (часть 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанной с охраной окружающей среды относится, в частности предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (пункт 3 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).
В соответствии с положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ №, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
Судом установлено, что при рассмотрении обращения с выездом на место № от ДД.ММ.ГГ, в порядке рассмотрения обращения по вопросу организации свалки на территории бывшего Совхоза <адрес> (№), Актом обследования территории (акватории) установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № проводятся работы по завозу и размещению (складированию) отходов производства и потребления (грунты, строительные отходы) и их планировка (утилизация) с использованием специализированной техники, а именно гусеничного бульдозера с государственным регистрационным знаком №. Разрешительная и техническая документация не представлена.
Определением от ДД.ММ.ГГ было возбуждено дело об административном правонарушении № по ст. 8.1 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
Установлено, что отходы производства и потребления завозились и размещались на территории земельного участка с кадастровым номером №, с использованием грузовых автомашин, в том числе с государственными регистрационными знаками №, №, №.
В ответ на Определение об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГ № <...>», представлена информация о том, что пользователем (арендатором) земельного участка с кадастровым номером № является Кочкин Д.А., в соответствии с Договором аренды от ДД.ММ.ГГ №, заключенным с <...>».
В ответ на Определение об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГ № <...>, в лице конкурсного управляющего Копытова И.А., представлен Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ №, заключенный с Кочкиным Д.А., Договор № от ДД.ММ.ГГ на выполнение работ по предпродажной подготовке земельного участка с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГ в рамках административного расследования проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, расположенного вблизи <адрес>. В ходе осмотра Протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГ № и фотовидеоматериалами зафиксировано, что осматриваемая территория представляет собой земельный участок с кадастровым номером №. В ходе осмотра указанного земельного участка установлено, что на участке осуществляется размещение отходов производства и потребления (грунты, строительные отходы), а также выявлены свежие следы размещенных твердых коммунальных отходов. На момент осмотра на участке находилась грузовая автомашина МАС, государственный регистрационный знак №, в кузове которой находились отходы производства и потребления, которые должны были быть размещены на указанном участке, однако деятельность по размещению отходов была пресечена сотрудниками Минэкологии Московской области.
Согласно объяснениям Эмирзоева Б.Ш., являющегося водителем грузовой автомашины МАС, государственный регистрационный знак № установлено, что Эмирзоев Б.Ш. на указанной грузовой автомашине занимается транспортировкой отходов. Отходы Эмирзоев Б.Ш. забирает с территории <адрес>). На объекте, расположенном по <адрес> ведутся работы по сносу здания. На указанном объекте Эмирзоеву Б.Ш. в кузов автомашины загрузили строительные отходы, после чего Эмирзоеву Б.Ш. его знакомый дал талон и сказал везти отходы в д. <адрес>. ДД.ММ.ГГ примерно в 04:00 утра Эмирзоев Б.Ш. приехал на участок в д. Марфино, отдал талон диспетчеру, находящемуся на участке, после чего поехал разгружаться, однако через некоторое время Эмирзоеву Б.Ш. позвонил диспетчер и сказал приезжать днем для разгрузки отходов.
ДД.ММ.ГГ в рамках административного расследования с участием специалистов ООО «Экоцентр» проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, расположенного вблизи <адрес>. В ходе осмотра Протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГ № и фото-видеоматериалами зафиксировано, что осматриваемая территория представляет собой земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
В ходе осмотра установлено, что на территории указанного земельного участка, на площади около 2 га размещены отходы производства и потребления, именно грунты, строительные отходы, твердые коммунальные отходы, которые спланированы по территории участка. Отходы производства и потребления размещены на почве в отсутствии искусственного водонепроницаемого покрытия, находятся под открытым небом и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветра.
Указанный земельный участок находится в аренде у Кочкина Д.А. на основании Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ №, заключенного с <...> в лице конкурсного управляющего Копытова И.А.
Также Кочкин Д.А. на территории указанного участка проводил работы по предпродажной подготовке в соответствии с Договором № от ДД.ММ.ГГ.
На момент осмотра территории земельного участка какие-либо работы не проводились, техника отсутствовала.
ДД.ММ.ГГ в рамках осмотра территории земельного участка с кадастровым номером № специалистами <...> произведен отбор проб и образцов отходов производства и потребления, размещенных на указанном земельном участке, а также маркшейдерская съемка указанного участка и назначены экспертизы.
Законный представитель <...> по доверенности, а также Кочкин Д.А. при проведении осмотра территории земельного участка с кадастровым номером № отсутствовали, были уведомлены о проведении мероприятия надлежащим образом.
Согласно заключения экспертов, по результатам лабораторных измерений и исследований № от ДД.ММ.ГГ., отходы, размещенные на земельном участке с кадастровым номером № относятся к IV классу опасности.
Размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №, составляет 225 320 000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пункт 4.11 ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001г. №-ст, определяет, что объекты размещения отходов - это полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГ №, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников - накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Однако, земельный участок с кадастровым номером №, на которых размещены (складированы) отходы производства и потребления, не являются объектом размещения (хранения) отходов.
Пункт 4.13. вышеуказанного ГОСТа определяет, что территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
Кроме того, в соответствии с п. 6,7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, и включает в себя инвентаризацию отходов, документированную информацию об обращении с отходами.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно ст. 42 Земельного Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГ № 136-ФЗ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред в окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Таким образом, Кочкин Д.А., являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером №, а также лицом, проводившим работы по предпродажной подготовке, допустил (совершил) размещение отходов производства и потребления на указанном земельном участке, не являющимся объектом размещения отходов, тем самым Кочкин Д.А. допустил несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: несанкционированное размещение отходов производства и потребления на необорудованном и не предназначенном для размещения земельном участке с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, что указывает на несоблюдение утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды.
По данному факту ответчик был привлечен к административной ответственности на основании постановления № от ДД.ММ.ГГ о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ, вступившего в законную силу.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликатного) причинения вреда.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Таким образом, для применения ответственности в виде взыскания убытков по правилам статей 15, 1064 ГК РФ необходимо наличие состава правонарушения, включающего совокупность признаков: наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившими у заявителя неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Согласно п. 2.1.1 Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ № Кочкин Д.А. обязуется использовать земельный участок с кадастровым номером № исключительно по прямому назначению в соответствии с настоящим Договором и законодательством РФ.
Однако вопреки условиям указанного договора, Кочкин Д.А. допустил (совершил) размещение отходов производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером № непосредственно на почву, тем самым причинив вред почвам, как объекту охраны окружающей среды.
Согласно заключению экспертов <...> по результатам лабораторных измерений и исследований № от ДД.ММ.ГГ., размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №, составляет 225 320 000 рублей.
Согласно ст.ст. 56, 68 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с материалами дела, Кочкин Д.А. допустил (совершил) размещение отходов производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030417:21 непосредственно на почву, тем самым причинив вред почвам, как объекту охраны окружающей среды. Доказательств отсутствия вины в причинении вреда почвам ответчиком не предоставлено суду, как и возражений на иск. Размер причиненного ущерба, определенного экспертным заключением, также ответчиком не оспаривался. В связи с чем, суд полагает удовлетворить иск в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и природопользования Московской области к Кочкину Д. А. -удовлетворить.
Взыскать с Кочкина Д. А. (паспорт №) в бюджет городской округ Мытищи Московской области в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде в размере 225 320 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отменен этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Неграмотнов А.А.