Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-295/2024 ~ М-23/2024 от 16.01.2024

10RS0013-01-2024-000047-20 Дело № 2- 295/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 апреля 2024 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи: Н.Н. Антипиной,

при секретаре: К.В.Чупуковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Назарову Владимиру Юрьевичу о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии РК обратилось с вышеуказанным иском в суд по тем основаниям, что на участке территории, расположенной в квартале выдел ... участкового лесничества Прионежского лесничества выявлен факт размещения древесных опилок и коры ели на площади 0,26 га на землях лесного фонда. Назаров В.Ю. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, оплатил административный штраф в размере 10000 рублей, возместил ущерб лесному фонду в размере 1356 руб. Указывая, что ответчик не исполнил требование от хх.хх.хх г. об устранении нарушений лесного законодательства, истец просит обязать Назарова В.Ю. произвести очистку территории в квартале выделе ... участкового лесничества ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» от отходов производства и потребления (кора) на площади 0,0073 га с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Мисюкевич В.Н., действующая по доверенности, иск поддержала по обстоятельствам, в нем изложенным.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление.

Суд, заслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 1 Закона об охране окружающей среды устанавливает, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех объектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В силу абзаца 1 статьи 4 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Нормами статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статьи 51 Закона об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства можно заключить, что они преследуют своей целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

На основании статьи 4.1 указанного Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности, что свидетельствует о том, что все отходы являются потенциально опасными.

В силу положений статей 6, 7, 12 указанного Федерального закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со статьей 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статьей 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Судом установлено, что в ходе проверки специалистами ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» установлено, что в квартале выдел ... участкового лесничества Прионежского лесничества выявлен факт размещения древесных опилок и коры ели на площади 0,26 га земель лесного фонда.

В ходе проверки органами полиции установлено, что грузовой автомобиль ..., государственный регистрационный знак , с которого была произведена выгрузка коры, принадлежит ООО «Н.». Выгрузку мульчи произвел водитель по просьбе Назарова В.Ю.

По факту несанкционированного размещения в лесах отходов производства и потребления вблизи ..., в квартале выдела ... участкового лесничества ОМВД России по Прионежскому району составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ в отношении Назарова В.Ю.

Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от хх.хх.хх г. Назаров В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Требование от хх.хх.хх г. об устранении нарушений лесного законодательства, а именно произвести очистку территории в квартале выделе ... участкового лесничества ГКУ РК «Прионежского центрального лесничества» от отходов производства и потребления (кора) на площади 0,0073 га ответчиком получено хх.хх.хх г., до настоящего времени не исполнено. Факт наличия несанкционированной свалки подтверждается актом осмотра от хх.хх.хх г.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статья 51 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ устанавливает в качестве способов защиты гражданских прав присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения решения, суд считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ (п.п.8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ) государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 194–198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

иск удовлетворить.

Обязать Назарова Владимира Юрьевича (паспорт ) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку территории в квартале выдел ... участкового лесничества ГКУ РК «Прионежского центрального лесничества» от отходов производства и потребления (кора) на площади 0,0073 га.

Взыскать с Назарова Владимира Юрьевича (паспорт ) в доход бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.Н. Антипина

Решение принято судом в окончательной форме 08 апреля 2024 года.

2-295/2024 ~ М-23/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Ответчики
Назаров Владимир Юрьевич
Другие
ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество"
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Антипина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
16.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2024Передача материалов судье
23.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.02.2024Предварительное судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2024Дело оформлено
17.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее