Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-180/2022 от 06.07.2022

УИД: 22RS0062-01-2022-000144-98

2-180/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кытманово 11 ноября 2022 года

Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Ермизиной М.Г., при секретаре Стеблецовой Т.П., с участием ответчиков Зуевой Ю.Ю., Зуева А.В., представителя ответчиков, действующего на основании доверенности серии 22 АА № 3248419 от 10.08.2022, Брюханова Ю.А., третьего лица на стороне ответчика Зуева В.Ф., участвующего в судебном заседании в режиме видеоконференц-связи с Чарышским районным удом Алтайского края, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Чарышского района Алтайского края к Зуевой Ю.Ю., Зуеву А.В. о взыскании в солидарном порядке социальной выплаты на строительство жилья в размере 1 535 788 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Чарышского района Алтайского края обратилась в Чарышский районный суд Алтайского края с иском к ответчикам о взыскании в солидарном порядке социальной выплаты на строительство жилья в размере 1 535 788 руб.

В обоснование заявленного представитель истца указал, что Постановлением Администрации Чарышского сельсовета Чарышского района Алтайского края от 09.02.2012 № 15 семья Зуева А.В., состоящая из 3 человек, проживающая по адресу: <адрес>, была принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Зуев А.В. обратился в Администрацию Чарышского района Алтайского края с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том чисел, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации Федеральной целевой программы « Социальное развитие села» ( заявление от 16.03.2012).

При этом, в заявлении был указан состав семьи: Зуева Ю.Ю. ( супруга); Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( дочь).

В разделе « Жилищные условия планирую улучшить путем» указано строительство индивидуального жилого дома.

Решением Администрации Чарышского района Алтайского края Зуева Ю.Ю, была включена в список претендентов на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы « Устойчивое развитие сельских территорий»; 30.06.2016 ей было вручено свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья в сельской местности.

Согласно распоряжения Администрации Чарышского района Алтайского края от 31.05.2016 № 99-р Зуевой Ю.Ю, были выделены денежные средства в виде субсидии на строительство индивидуального жилого дома в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1 535 788 рублей, из которых 965 353 руб. за счет средств федерального бюджета, 570 435 руб. за счет средств краевого бюджета.

Указанные средства были перечислены на именной лицевой счет , открытый 30.05.2016 в филиале ОАО « Сбербанк России» дополнительный офис № 8544/0290.

Согласно п.1.1.1 договора от 30.05.2016 № 1,заключенного между КГБУЗ « Чарышская ЦРБ» ( работодатель) и Зуевой Ю.Ю. ( Участник программы), а так же Администрацией Чарышского района Алтайского края (Администрация), Участник программы обязуется выполнять обязанности педиатра КГБУЗ « Чарышская ЦРБ» в течение 5 лет с даты выдачи Свидетельства от 30.05.2016 № 77 о предоставлении социальной выплаты на строительство(приобретение) жилья в сельской местности.

В соответствии с п.1.1.3 указанного договора при несоблюдении указанных условий Участник программы обязан возвратить средства в размере предоставленной социальной выплаты на счет Администрации.

В силу п.1.3.2 договора от 30.05.2016 № 1 в случае неисполнения Участником программы своих обязанностей по настоящему договору Администрация обязана взыскать с Участника программы в установленном порядке средства в размере предоставленной социальной выплаты.

Согласно п.2.1 договора от 30.05.2016 об исполнении обязательств в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в отношении использования социальной выплаты в соответствии с требованиями программы, заключенного между Администрацией Чарышского района Алтайского края ( Администрация) и Зуевой Ю.Ю. ( Получатель социальной выплаты), Получатель социальной выплаты в рамках программы принимает на себя обязательство: направить средства социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, пригодного для постоянного проживания; направить средства социальной выплаты на приобретение(строительство) жилого помещения на территории с.Чарышское Чарышского района Алтайского края; предоставить в 5-дневный срок в орган местного самоуправления документы на жилое помещение ( оформленное в общую долевую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве) после ввода в эксплуатацию объекта строительства и после снятия обременения с жилого помещения.

Согласно предмета договора подряда на производство строительных работ по строительству индивидуального жилого дома от 24.06.2016, заключенного между Зуевой Ю.Ю.( Заказчик) и Зуевым В.Ф. (Подрядчик), последний обязуется по заданию Заказчика в установленный договором срок выполнить своими силами строительство жилого дома на земельном участке Заказчика по адресу: с.Чарышское Чарышского района Алтайского края.

В соответствии с п.1.2 договора подряда от 24.06.2016 срок выполнены работ: начало-21 июня 2016 год; окончание-01.10.2019.

Стоимость работ по договору составляет 2 193 984 руб., в том чисел за счет субсидий из федерального бюджета 965 353 руб., из краевого бюджета -570 435 руб.; за счет собственных средств Заказчика- 1 024 212 руб.

Однако, в нарушение взятых на себя обязательств Зуева Ю.Ю, уволилась из КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» 09.02.2019 по собственному желанию.

ПО состоянию на 12.01.2022 в адрес истца каких-либо документов, свидетельствующих о целевом использовании социальной выплаты, ответчиком не представлено.

При указанных обстоятельствах Администрация Чарышского района Алтайского края обратилась в суд с данным иском.

Определением Чарышского районного суда Алтайского края от 09.06.2022 гражданское дело передано для рассмотрения по существу соблюдением правил подсудности в Кытмановский районный суд Алтайского края.

Представитель истца, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; письменным заявлением ходатайствовал о разбирательстве дела в его отсутствие ; на удовлетворении заявленного настаивал по основанию иска.

Представитель привлеченного судом третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Министерства сельского хозяйства Алтайского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о разбирательстве дела в его отсутствие.

Выражая свое отношение к иску, в письменном отзыве представитель третьего лица указал, что в рамках федеральной целевой программы « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 между Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края ( с 01.01.2017 Министерство сельского хозяйства Алтайского края) и Администрацией Чарышского района Алтайского края 16.05.2016 было заключено Соглашение № 85/58.

Пунктом 1.2 указанного Соглашения установлено, что Министерство как распорядитель бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 384-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2016 год» постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2015 № 527 « О реализации краевой адресной инвестиционной программы на 2016 год» предусматривает выделение муниципальному образованию средств федерального и краевого бюджета в форме субсидий, получателями которых, являются граждане, проживающие в сельской местности, в том числе, молодые семьи и молодые специалисты, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Муниципальное образование обязуется направить указанные денежные средства на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей молодых специалистов.

Постановлением Администрации Чарышского сельсовета Чарышского района Алтайского края от 09.02.2012 № 15 семья Зуева А.В., состоящая из трех человек, проживающая по адресу: <адрес>, была принята на учет в качестве нуждающееся в жилом помещении.

Согласно пункта 4.8 Порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края № 200 от 28.05.2015 ( утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Алтайского края от 02.10.2018 № 377 ( далее Порядок) право получения социальной выплаты на получение субсидий удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, срок действия которого один год с момента его выдачи Министерством.

30.05.2016 года Зуевой Ю.Ю. выдано свидетельство № 77 о предоставлении социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья в сельской местности.

Согласно распоряжения Администрации Чарышского района Алтайского края от 31.05.2016 № 99 Зуевой Ю.Ю, выделены денежные средства в виде субсидии на строительство индивидуального дома в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1 535 788 руб.

Пунктом 6.1 Порядка установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи ( молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи ( молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или начал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере ( основное место работы) в сельской местности.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления бюджетам муниципальных образований и распределения между ними субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Алтайского края, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 02.08.2011 № 420 под сельской местностью понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также входящие в состав городских округов и городских поселений сельские населенные пункты и рабочие поселки, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Поскольку по состоянию на 12.01.2022 года Зуева Ю.Ю. в адрес Администрации Чарышского района Алтайского края каких-либо документов, свидетельствующих о целевом использовании социальной выплаты, не представила, представитель третьего лица полагал исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В дальнейшем, в процессе рассмотрения гражданского дела, после отложения судебного заседания, учитывая возражения ответчиков, установленные судом обстоятельства использования социальной выплаты для строительства жилого дома в сельской местности: в <адрес>; трудоустройства Зуевой Ю.Ю. в КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ», представитель третьего лица ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие Министерства сельского хозяйства Алтайского края; полагал вынесение решения на усмотрение суда.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, КГБУЗ « Чарышская ЦРБ», в письменном отзыве на иск указал, что Зуева Ю.Ю, была принята на должность врача педиатра КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» с 08.08.2011 года.

Распоряжением Администрации Чарышского района Алтайского края от 31.05.2016 № 99-р Зуевой Ю.Ю. были выделены денежные средства в виде субсидии на строительство индивидуального жилого дома в рамках Федеральной целевой программы « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1 535 788 руб., из них 965 353 руб. за счет федерального бюджета, 570 435 руб. за счет средств краевого бюджета.

Указанные денежные средства были перечислены на именной лицевой счет ответчика, открытый в филиале ОАО « Сбербанк России».

Согласно п.1.1.1 договора от 30.05.2016 № 1, заключенного между КГБУЗ « Чарышская ЦРБ» ( работодатель), Зуевой Ю.Ю.(участник программы) и Администрацией Чарышского района Алтайского края ( Администрация), участник программы обязуется выполнять обязанности педиатра КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» в течение 5 лет с даты выдачи Свидетельства от 30.05.2016 № 77 о предоставлении социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья в сельской местности.

В феврале 2019 года врач Зуева Ю.Ю. обратилась к главному врачу КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» Ч. с просьбой о согласовании перевода в КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ» с главным врачом указанного учреждения здравоохранения.

Главный врач КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» Ч.. пояснила Зуевой Ю.Ю., что для данного перевода необходимо письменное ходатайство от главного врача КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ».

Поскольку письменного ходатайства от главного врача КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ» главному врачу КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» не поступило, врач-педиатр Зуева Ю.Ю. 09.02.2019 написала письменное заявление об увольнении по собственному желанию, о чем в трудовой книжке работника была произведена соответствующая запись.

Никаких возражений относительно произведенной записи в трудовой книжке работник Зуева Ю.Ю. не высказывала; о согласовании перевода врача-педиатра Зуевой Ю.Ю. из КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» в КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ» между заместителями глав Администраций Чарышского и Кытмановского районов представителю третьего лица неизвестно; исковые требования считает обоснованными.

Ответчики Зуева Ю.Ю., Зуев А.В., представитель ответчиков Брюханов Ю.А., возражая против заявленных требования истца, указали на отсутствие недобросовестного противоправного поведения при использовании средств социальной выплаты, полученной в рамках реализации Федеральной целевой программы « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Исходя из целей реализации указанной программы, учитывая, что перевод ответчика Зуевой Ю.Ю. как квалифицированного врача-педиатра из КГБУЗ « Чарышская ЦРБ» в КГБУЗ « Кытмановская ЦРБ» был вызван дефицитом врачей-педиатров в детской поликлинике с. Кытманово, указанный перевод был согласован главными врачами вышеприведенных учреждений здравоохранения, а также должностными лицами Администраций Чарышского и Кытмановского районов Алтайского края на уровне заместителей, ответчики полагают, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, ответчик Зуева Ю.Ю. суду пояснила, что, в 2016 году ей сообщили о включении ее в Программу « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В рамках реализации данной программы ответчики приобрели земельный участок в с.Чарышское.

Вместе с тем, исходя из семейных обстоятельств, вызванных смертью матери, рождением ребенка, по объективным причинам ответчик переехала жить в с.Кытманово, находясь в отпуске по уходу за ребенком до 09.02.2019.

В указанный период по просьбе главного врача КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ», после предварительного устного согласования с главным врачом КГБУЗ «Чарышская ЦРБ», учитывая нехватку врачей-педиатров в с.Кытманово, Зуева Ю. была трудоустроена в КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ».

Являясь владельцем свидетельства № 77 от 30.05.2016, выданного Администрацией Чарышского района Алтайского края на получение социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», как заказчик Зуева Ю.Ю. на тот момент заключила с Зуевым В.Ф. ( подрядчик) договор подряда, по условиям которого подрядчик обязался в срок с 21 июня 2016 года до 01 октября 2019 года выполнить своими силами строительство жилого дома на земельном участке Заказчика по адресу: с. Чарышское Алтайского края.

Стоимость работ по договору составила 2 193 984 руб., из которых, денежная сумма в размере 1 535 788 руб. ( в размере социальной выплаты за счет средств федерального и краевого бюджета) в качестве оплаты работ подрядчика перечислена последнему с именного блокированного счета заказчика.

Дом в с. Чарышское не был построен, поскольку семья ответчиков переехала на постоянное место жительства в с.Кытманово, где указанная выше социальная выплата, предоставленная в рамках ФЦП, была использована для строительства жилого дома в сельской местности: в <адрес>; денежные средства использованы подрядчиком Зуевым В.Ф. в полном объеме в рамках дополнительного соглашения к договору подряда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика Зуев В.Ф., участвуя в судебном заседании в режиме видеоконференц-связи с Чарышским районным судом, пояснил, что действительно, в рамках дополнительного соглашения к договору подряда, заключенного между ним (Подрядчик) и Зуевой Ю.Ю.(Заказчик),за счет денежных средств Заказчика, включая социальную выплату, выполнил строительство жилого <адрес>; выполненные работы были приняты Заказчиком по акту сдачи –приемки работ.

Ознакомившись с доводами истца, третьих лиц на стороне истца, заслушав возражения ответчиков, их представителя, объяснения третьего лица на стороне ответчика, свидетелей В., Т., Ч., исследовав материалы дела, дополнительно представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующих установленных обстоятельств.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека и ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абз.1 п.3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой").

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений ( п.2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п.2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одной из основных целей государственной аграрной политики является обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.

Исходя из положений статей 8 и 9 указанного Федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.

В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 15 июля 2013 г. № 598 утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе, далее также - Типовое положение).

Согласно пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 (приложение № 3 к федеральной целевой программе), социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 признано утратившим силу с 1 января 2018 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г № 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Положения федеральной целевой программы подлежали учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598).

В рамках федеральной целевой программы « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» между Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края ( с 01.01.2017 Министерство сельского хозяйства Алтайского края) и Администрацией Чарышского района Алтайского края 16.05.2016 было заключено Соглашение № 85/58 ( л.д.26-27), согласно которого Министерство как распорядитель бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 384-ФЗ « О федеральном бюджете на 2016 год» постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2015 № 527 « О реализации краевой адресной инвестиционной программы на 2016 год» предусматривает выделение муниципальному образованию средств федерального и краевого бюджетов в форме субсидий, получателями которых, являются граждане, проживающие в сельской местности, в том числе, молодые семьи и молодые специалисты, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Муниципальное образование обязуется направить указанные денежные средства на улучшение жилищных условий граждан, проживающих сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов.

Из материалов учетного дела № 112 от 16.03.2012 следует, что ); постановлением № 15 от 09.02.2012 семья Зуева А.В. в составе 3 человек с 09 февраля 2012 года принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении; поставлена на очередь ( очередь № 7).

В соответствии с договором об исполнении обязательств в рамках федеральной целевой программы « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в отношении использования социальной выплаты в соответствии с требованиями программы от 30.05.2016, заключенным между Администрацией Чарышского района Алтайского края ( Администрация) и Зуевой Ю.Ю. (получатель социальной выплаты) последняя ( помимо прочего) обязалась направить средства социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на территории с. Чарышское; подготовить документы, необходимые для ввода в эксплуатацию объекта индивидуального строительства, и ввести в эксплуатацию объект индивидуального строительства в срок до октября 2019 года.

Администрация в рамках программы приняла на себя обязательство(помимо прочего) по запросу получателя социальной выплаты оказать консультативную поддержку в пределах своей компетенции, оформить свидетельство и выдать его получателю социальной выплаты в соответствии со списком граждан-претендентов на получение социальных выплат, утвержденным начальником Главного управления сельского хозяйства Алтайского края; информировать в письменной форме получателя социальной выплаты в пятидневный срок с даты получения выписки о поступлении денежных средств в бюджет муниципального района; перечислить средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты в размере, определенном в свидетельстве, на банковский счет получателя.

30.05.2-16 Зуевой Ю.Ю. выдано свидетельство № 77 о предоставлении социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья в сельской местности; распоряжением Администрации Чарышского района Алтайского края № 899-р от 31.05.2016 Зуевой Ю.Ю., с целью реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в части улучшения жилищных условий сельских граждан, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, в соответствии с Порядком предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 28.05.2015 № 200 и вышеприведенным Соглашением от 16.05.2016 № 85/58 Зуевой Ю.Ю. из средств краевого бюджета выделена субсидия в размере 570 436 руб., из средств федерального бюджета – 965 353 руб.; указанные денежные средства перечислены на именной лицевой счет , открытый 30 мая 2016 года на имя Зуевой Ю.Ю. в филиале ОАО « Сбербанк России», дополнительный офис № 8644/0290.

Согласно договора подряда от 24.06.2016; локального сметного расчета от 20.06.2016, разрешения Администрации Чарышского района денежные средства, содержащиеся на блокированном целевом счете Заказчика Зуевой Ю.Ю. подлежали перечислению на счет подрядчика Зуева В.Ф., взявшего на себя обязательство по заданию Заказчика в срок с 21 июня 2016 года по 01 октября 2019 года выполнить своими силами строительство жилого дома на земельном участке Заказчика ( Зуевой Ю.Ю,) в с. Чарышское Чарышского района Алтайского каря; стоимость работ по договору составляет 2 193 984 руб., из которых субсидии федерального бюджета составляют 965 353 руб., краевого бюджета -570435 руб.; собственные средства Заказчика- 1 024 212 руб.

Указанные средства в соответствии с условиями договора перечислены Подрядчику в полном объеме, что признано ответчиками, третьим лицом, подтверждено вышеприведенными доказательствами.

Согласно трудового договора от 08.08.2011,трудовой книжки серии ТК –III ответчик Зуева Ю.Ю. на момент получения субсидии на строительство жилья работала постоянно в должности врача-педиатра КГБУЗ « Чарышская ЦРБ».

Из договора № 1 от 30.05.2016 года, заключенного между Администрацией КГБУЗ « Чарышская ЦРБ» ( работодатель), Зуевой Ю.Ю. (участник программы) и Администрацией Чарышского района Алтайского края ( Администрация) следует, что участник программы обязуется выполнять обязанности педиатра КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» Чарышского района Алтайского края в течение не менее 5 лет с даты выдачи Свидетельства № 77 от 30.05.2016о предоставлении социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья в сельской местности.

В случае досрочного расторжения договора не по своей инициативе и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, участник программы обязан в срок не более 6 месяцев заключить трудовой договор с другим работодателем или обратиться в Администрацию с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.

При несоблюдении указанных условий участник программы обязан возвратить средства в размере предоставленной социальной выплаты на счет Администрации.

В силу п.1.3.1 указанного договора Администрация в случае его досрочного расторжения не по инициативе участника программы и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, в случае обращения участника программы с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса и социальной сферы обязана оказать содействие в трудоустройстве участника программы.

В случае неисполнения участником программы своих обязанностей Администрация обязана взыскать с участника программы в установленном порядке средства в размере предоставленной социальной выплаты.

Свидетель Т. суду пояснила, что после назначения главным врачом КГБУЗ « Кытмановская ЦРБ» в 2018 году она столкнулась с острой проблемой нехватки кадров: врачей -педиатров. С целью решения вопроса о замещении образовавшейся вакансии Т. направила информационные письма в учреждения здравоохранения по районам края, включая Чарышский район. По результатам обращения было установлено, что врач-педиатр КГБУЗ « Чарышская ЦРБ» Зуева Ю.Ю., находясь в отпуске по уходу за ребенком, проживает на территории Кытмановского района Алтайского края. Путем неоднократных бесед, уговоров Т. убедила Зуеву Ю.Ю. в необходимости перевода из КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» на должность врача-педиатра КГБУЗ « Кытмановская ЦРБ». При этом, возможность такого перевода была согласована в устной форме с главным врачом КГБУЗ « Чарышская ЦРБ» Ч. Кроме того, в связи с участием Зуевой Ю.Ю. в ФЦП вопрос перевода работника был согласован на уровне заместителей главы администраций Кытмановского и Чарышского района Алтайского края. Таким образом, с декабря 2018 года по настоящее время Зуева Ю.Ю. является действующим сотрудником КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ», работает в должности врача- педиатра.

Из аналогичных показаний свидетеля В. так же следует, что с целью решения кадрового вопроса по замещению вакантной должности врача-педиатра КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ» по просьбе главного врача КГБУЗ действительно согласовывал с заместителем главы Администрации Чарышского района Алтайского края Хохловым С.И. возможность перевода врача-педиатра КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» Зуевой Ю.Ю. на должность врача-педиатра КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ».

При этом, до указанного согласования свидетель, зная, что Зуева Ю.Ю, является дипломированным специалистом-врачом-педиатром пригласил ее на беседу.

В процессе общения Зуева Ю.Ю. пояснила, что согласна на перевод, однако, учитывая, что она является участником программы ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», в связи с предоставлением социальной выплаты на строительство жилья обязана выполнять обязанности педиатра КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» Чарышского района Алтайского края в течение не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства.

После этого свидетель созвонился с заместителем главы Администрации Чарышского района Алтайского края Хохловым С.И., объяснил ситуацию, высказал просьбу о согласовании перевода Зуевой Ю.Ю. в КБУЗ « Кытмановская ЦРБ» в связи с нехваткой кадров, на что Хохлов С.И. пояснил, что правовые последствия принятия такого решения могут быть разными, учитывая условия Федеральной целевой программы.

При этом, В. полагает, что никаких нарушений в действиях Зуевой Ю.Ю. не было допущено, поскольку ею как участником программы произведено строительство жилого дома в с,Кытманово для улучшения жилищных условий за счет средств предоставленной субсидии; жилой дом построен на территории Алтайского края; Зуева Ю.Ю. после переезда в Кытмановский район продолжает осуществлять трудовую деятельность в учреждении здравоохранения.

Таким образом, по мнению свидетеля, цели и задачи ФЦП по обеспечению жильем специалиста на селе достигнуты.

Свидетель Ч. суду показала, что, работая главным врачом КГБУЗ «Чарышская ЦРБ», рассматривала обращение врача-педиатра Зуевой Ю.Ю. о согласовании перевода работника в КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ». Подробности решения данного вопроса свидетель не помнит, вместе с тем, увольнение работника Зуевой Ю.Ю. было произведено по собственному желанию в связи с отсутствием согласования перевода с главным врачом КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ».

При этом, свидетель Ч. подтвердила, что, общаясь посредством телефонной связи с главным врачом КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ», знала о нехватке врачей-педиатров в данном медицинском учреждении.

Согласно приказа № 36 л/с от 08.02.2019 врач-педиатр Зуева Ю.Ю. уволена по собственному желанию по п.3 ст.77 ТК РФ из КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» с 09.02.2019.

Согласно трудовой книжки ТК –III на основании Приказа № 266-л от 13.12.2018 года Зуева Ю.Ю. принята на должность врача-педиатра участкового КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ».

На основании приказа № 37 от 25.02.2019 работа по внешнему совместительству в должности врача-педиатра участкового с 10.02.2009 года стала основной.

Ответчик Зуева Ю.Ю. является действующим сотрудником КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ».

Из представленных суду постановления о предоставлении земельного участка в аренду № 583 от 12.11.2013; договора аренды земельного участка от 12.11.2013; дополнительного соглашения к договору от 11.11.2018; разрешения на строительство от 29.11.2013; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 13.06.2018; выписки их технического паспорта от 31.05.2018; дополнительного соглашения № 1 к договору подряда от 24.06.2016 с актом сдачи-приемки работ; отчета об оценке рыночной стоимости жилого дома № 242-22-ПЭ; выписки из ЕГРН от 21.06.2018; сведений по объекту с кадастровым номером ; выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 11.11.2022 года судом установлено, что ответчиками за счет средств, предоставленных в виде субсидии на строительство индивидуального дома в рамках Федеральной целевой программы « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1 535 788 руб. и за счет собственных денежных средств осуществлено строительство индивидуального жилого <адрес> ; кадастровый ; дом двухэтажный; общая площадь 131, 5 кв.м.; дата завершения строительства 2017 год.

Правообладателями указанного жилого дома на праве общей долевой собственности ( по ? доле в праве) являются Зуева Ю.Ю., Зуев А.В., Зуева Я.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зуева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.п.3 ст.1109 ГК РФ).

В соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598,в Алтайском крае была разработана государственная программа Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы (утв. постановлением Администрации края от 02.08.2011 № 420); Постановлением от 28.05.2015 года № 200( утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Алтайского края от 02.10.2018 № 377), был утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство( приобретение) жилья ( далее по тексту Порядок).

В соответствии с п.1.2 Порядка государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется путем предоставления за счет средств федерального и краевого бюджетов социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Согласно п.4.1 Порядка гражданин, молодая семья (молодой специалист), которым предоставляется социальная выплата, вправе использовать ее в сельской местности, которую они избрали для постоянного проживания: на приобретение готового жилого помещения. При этом социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает; на создание объекта индивидуального жилищного строительства или на пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому, в том числе на завершение ранее начатого строительства; на участие в долевом строительстве жилого дома (квартиры) в сельской местности.

В силу п. 6.11 Порядка в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или начал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Из нормативных положений Порядка, включая приведенные выше, следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание постоянно проживать и работать по трудовому договору в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы и не имеющих в собственности жилого помещения в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Основными целями федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", учитывая направленность государственной политики в области развития сельских территорий, являлись замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни (раздел II названной программы).

Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках федеральной целевой программы для реализации заявленных задач, являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечения и закрепления в сельской местности квалифицированных молодых специалистов (раздел III федеральной целевой программы).

Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (статья 40), о развитии человеческого потенциала (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), достоинстве личности (статья 21, часть 1) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им (абзац пятый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г.№ 2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).

При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. №10-П; от 13 декабря 2016 г.№28-П, от 10 марта 2017 г. № 6-П, от 11 февраля 2019 г. № 9-П и др.).

Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).

Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов, изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там в агропромышленном комплексе, не имеющих жилья в сельской местности там, где они работают, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, то есть для выполнения конституционно значимых целей.

Следовательно, исходя из характера и предназначения предоставленной Зуевой Ю.Ю. меры социальной поддержки - социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Алтайского края, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в п.п3 стю.1109 ГК РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки.

Вышеприведенными доказательствами судом установлено, что семья ответчиков была поставлена на очередь в качестве нуждающихся в жилом помещении с 09 февраля 2012 года; Зуева Ю.Ю. в рамках ФЦП « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» как молодой специалист на селе ( врач-педиатр КГБУЗ « Чарышская ЦРБ») была включена в список претендентов на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий: строительство жилья; 30.05.2016 Зуевой Ю.Ю. было выдано свидетельство о предоставлении субсидии в размере 1 535 788 руб., т.е. право на получение социальной выплаты на строительство жилья было подтверждено; денежные средства в размере указанной социальной выплаты перечислены на банковский счет Зуевой Ю.Ю.

Полученная Зуевой Ю.Ю.социальная выплата использована ею по целевому назначению: для строительства индивидуального жилого дома в сельской местности на территории Алтайского края; в процессе реализации права на социальную выплату со стороны Зуевой Ю.Ю., продолжающей проживать в сельской местности и работать в социальной     сфере врачом –педиатром КГБУЗ «Кытмановская ЦРБ» не было допущено недобросовестных, противоправных действий.

При установленных судом обстоятельствах взыскание с ответчиков денежной суммы в размере социальной выплаты при отсутствии недобросовестных, противоправных действий получателя выплаты Зуевой Ю.Ю. при обращении за реализацией права на социальную выплату, использовавшую данную выплату по ее целевому назначению: для строительства жилья, работающую в социальной сфере в сельской местности и не имеющей иного жилого помещения в сельской местности там, где она работает, не будет отвечать целям государственной аграрной политики, направленным в том числе на привлечение молодых специалистов для работы в сельской местности, не имеющих там жилья и достаточных собственных средств для его приобретения.

При указанных обстоятельствах заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых требований Администрации Чарышского района Алтайского края к Зуевой Ю.Ю., Зуеву А.В. о взыскании в солидарном порядке социальной выплаты на строительство жилья в размере 1 535 788 руб. отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 1 (Одного) месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Ермизина М.Г.

дата вынесения мотивированного решения 18.11.2022

2-180/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Чарышского района
Ответчики
Зуева Юлия Юрьевна
Зуев Александр Владимирович
Другие
Министерство сельского хозяйства Алтайского края
Брюханов Юрий Александрович
КГБУЗ «Чарышская ЦРБ».
Зуев Владимир Федоррович
Суд
Кытмановский районный суд Алтайского края
Судья
Ермизина М.Г.
Дело на странице суда
kytmanovsky--alt.sudrf.ru
06.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.07.2022Передача материалов судье
15.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.08.2022Предварительное судебное заседание
10.08.2022Предварительное судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
11.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.12.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
30.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее