РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Качуг 8 июня 2023 года
Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Коноваловой И.В., при секретаре Прудских М.В., с участием помощника прокурора Лубсанова Н.Б., истца Смертиной Т.В., представителей администрации Качугского городского поселения Северьяновой О.М. и Бутаковой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Качугского района в интересах Смертиной Т. В. к администрации Качугского городского поселения о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Качугского района обратился в суд в интересах Смертиной Т.В. к администрации Качугского городского поселения о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение, в обоснование которого указал, что Смертина Т.В. является инвалидом, страдающим тяжелой формой заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне (Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире"). Смертина Т.В. состоит на учете граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, предоставляемых по договорам социального найма, и при наличии инвалидности по заболеванию, включенному в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не обеспечена органом местного самоуправления жилым помещением.
Просит обязать администрацию Качугского городского поселения предоставить инвалиду II группы Смертиной Т. В. на условиях социального найма жилое помещение площадью не менее 18 квадратных метров на территории п.Качуга, пригодное для проживания, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным основаниям.
Смертина Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика Северьянова О.М. и Бутакова Н.О. в судебном заседании, не оспаривая наличие оснований для внеочередного предоставления Смертиной Т.В. жилого помещения по договору социального найма, возражали против удовлетворения иска, поскольку жилого помещения не имеется в собственности администрации, финансовыми средствами для приобретения и строительства жилья, другими жилыми помещениями администрация в данное время не располагает.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Согласно распоряжению Качугского муниципального образования от 11 июня 2019 года Смертина Т.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как малоимущий гражданин.
Как следует из справки серии № от ДД.ММ.ГГГГ Смертина Т.В. является инвалидом <данные изъяты>.
Согласно врачебной справке № от ДД.ММ.ГГГГ ОГБУЗ «Качугская районная больница» Смертина Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет заболевание <данные изъяты>
В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н, к данным заболеваниям отнесены заболевания <данные изъяты>. То есть, Смертина Т.В. имеет заболевание, дающее ей право на предоставление жилого помещения вне очереди в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ.
Из справки о составе семьи, следует, что Смертина Т.В. проживает в квартире с родителями Б.., Б.., площадь квартиры общая <данные изъяты> кв. м.
Как следует из Выписки из Единого реестра недвижимости, в собственности Смертиной Т.В. отсутствует недвижимое имущество.
Суд учитывает, что положения п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ устанавливают особый льготный порядок реализации жилищных прав указанных категорий граждан, исходя из необходимости оградить их и проживающих с ними лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требования о внеочередном предоставлении Смертиной Т.В. жилого помещения.
При этом суд учитывает требования ч. 5 ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно: состояние здоровья, невозможность совместного проживания в силу категории заболевания.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Таким обязанность предоставления жилого помещения должна быть возложена на муниципальное образование в лице администрации Качугского городского поселения исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, истец принят на жилищный учет, в связи, с чем подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом вопреки доводам ответчика возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч.3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении указанной категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из анализа приведенных нормативных положений в их совокупности суд приходит к выводу о том, что предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, приведенной в п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018.
При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.
В силу абз.6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п.6 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей -инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из ст.50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Постановлением главы администрации Качугского городского поселения от 02 сентября 2022 года "Об установлении размера учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 квадратных метров общей площади на одного человека.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд полагает что на муниципальное образование в лице администрации Качугского городского поселения надлежит возложить обязанность по предоставлению Смертиной Т.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью по норме предоставления не менее 18 кв. м, в черте п.Качуг, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
Часть 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Поскольку жилое помещение предоставляется по договору социального найма на основании решения органа местного самоуправления за счет муниципального жилищного фонда социального использования, суд, приходит к выводу об установлении срока предоставления жилого помещения в данном случае до ДД.ММ.ГГГГ, в случае необходимости ответчик не лишен права на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии к тому уважительных причин.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Качугского района Иркутской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Качугского городского поселения представить по договору социального найма Смертиной Т. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, паспорт <данные изъяты>, пригодное для проживания жилое помещение, соответствующее санитарным нормам и техническим правилам и нормам, находящееся в границах п.Качуг Качугского района Иркутской области общей площадью не менее 18 кв. м. и не более 36 кв. м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Коновалова
<данные изъяты>
<данные изъяты>