Гражданское дело № 2-160/23
УИД 24RS0034-01-2023-000092-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Шалинское 27 апреля 2023 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре судебного заседания Говоровой А.В.,
с участием представителя истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице Фоноберова О.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
ответчика Контаурова М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-160/23 по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Контаурова М.Ф. о взыскании денежных сумм государственной социальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Манского районного суда от КГКУ «УСЗН» (далее - в том числе Управление или Учреждение) поступило исковое заявление к Контаурова М.Ф. о взыскании денежных сумм государственной социальной помощи.
Исковые требования КГКУ «УСЗН» аргументированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Контаурова М.Ф. обратилась в ТО Управления по Манскому району с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта «по ведению личного подсобного хозяйства». Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 507-п утверждена Государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (далее - Постановление от 30 сентября 2013 г. № 507-п или Программа), согласно которому государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма), и п. 3.4.4.10 этого Постановления предусмотрено мероприятие 2.16 перечня мероприятий, согласно которому оказание государственной социальной помощи осуществляется на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в Приложении №11 к Подпрограмме (далее - Порядок назначения государственной социальной помощи). ТО Управления по Манскому району на основании указанного заявления Контаурова М.Ф. принято решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем с Контаурова М.Ф. заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Контракт) сроком на 12 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Контаурова М.Ф. в соответствии с Контрактом КГКУ «УСЗН» предоставлена единовременная денежная выплата в размере 100 000 руб. 00 коп. для ведения личного подсобного хозяйства, перечисленная на расчетный счет Контаурова М.В., указанный в ее заявлении. ДД.ММ.ГГГГ, тем не менее, ТО Управления по Манскому району принято решение о прекращении оказания Контаурова М.Ф. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке на основании подп. 5 п. 35 Порядка назначения государственной социальной помощи (непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации в соответствии с абз. 1 п. 28 этого Порядка). ТО Управления по Манскому району в адрес Контаурова М.Ф. направлены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении оказания государственной помощи и возврате полученных денежных средств в размере 100 000 руб. 00 коп., однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» от Контаурова М.Ф. не поступили.
Основываясь на изложенных обстоятельствах КГКУ «УСЗН», просит суд: «1) взыскать с Контаурова М.Ф. излишне выплаченные денежные средства государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 100 000 руб. 00 коп. в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управления социальной защиты населения»; 2) взыскать с Контаурова М.Ф. расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 200 руб. 00 коп.».
ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение, на основании которого к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной политики Красноярского края (далее - Министерство).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания: 1) представитель истца КГКУ «УСЗН» Фоноберова О.М. заявленные к Контаурова М.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, по основаниям изложенным в иске, обратила внимание суда на то, что: А) Контаурова М.Ф. в соответствии с Контрактом и Программой социальной адаптации должна была предоставить отчет о расходовании мер социальной помощи, представленных в июль 2022 г., в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако этого сделано ею не было, с заявлениями о наличии уважительных причин для непредоставления указанного отчета в установленный Контрактом срок Контаурова М.В. в ТО Управления по Манскому району не обращалась; Б) в брачных и отношениях с умершим Контауров Ф.В. Контаурова М.Ф. не состояла, поскольку ранее заключенный между ними брак был расторгнут еще в 2013 г. и после этого Контауров Ф.В. стал проживать <адрес>, а Контаурова М.Ф. - в <адрес>; В) похороны Контауров Ф.В. состоялись ДД.ММ.ГГГГ и после чего Контаурова М.Ф. уехала на Кубань без уведомления ТО Управления по Манскому району; Г) Контаурова М.Ф. после того, как вернулась обратно в Манский р-н Красноярского края, при встрече на заседании КДН Манского р-на в ДД.ММ.ГГГГ г. приглашалась ТО Управления по Манскому району для дачи объяснений по поводу непредставления отчета за июль 2022 г., однако Контаурова М.Ф. пришла в ТО Управления по Манскому району только ДД.ММ.ГГГГ и никакого отчета не предоставила, равно как и не было у нее с собой документов, предусмотренных Программой социальной адаптации о покупке сельскохозяйственных животных, кормов; 2) ответчик Контаурова М.Ф. с исковыми требованиями КГКУ «УСЗН» не согласилась, просила суд в их удовлетворении отказать, обратила внимание суда на то, что: А) ее бывший супруг Контауров Ф.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, после чего ДД.ММ.ГГГГ на территории Манского р-на Красноярского края состоялись его похороны, а ДД.ММ.ГГГГ она (Контаурова М.Ф.) по приглашению родственников Контаурова М.Ф. выехала на территорию Кубани для организации поминок; Б) ее малолетний сына Контауров Д.Ф. после того, как она (Контаурова М.Ф.) уехала на Кубань, был изъят из семьи и помещен в реабилитационный центр, поскольку она (Контаурова М.Ф.) не оформила сына под опеку старшей дочери; В) ТО Управления по Манскому району не уведомляла ее (Контаурова М.Ф.) о необходимости предоставления этому Учреждению сведений о невозможности предоставления отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных Контрактом; Г) полученные ею (Контаурова М.Ф.) денежные средства по Контракту потрачены на приобретение сельскохозяйственных животных и кормов для них; 3) представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился по неизвестной суду причине, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направил, в связи с чем неявка указанного лица признается судом неуважительной.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 113, 153, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), проводит в отсутствие неявившихся участников процесса, не пожелавших воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.
Рассмотрев материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные Министерством требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией РФ в ст. 72 установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» в ст. 33, 24 установлено, что: 1) высший исполнительный орган субъекта РФ в соответствии с компетенцией субъекта РФ и в пределах своих полномочий, установленных конституцией (уставом), законом субъекта РФ в том числе осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан; 2) финансовый орган субъекта РФ является обязательным исполнительным органом субъекта РФ, формируется в соответствии с законодательством субъекта РФ и осуществляет составление и организацию исполнения бюджета субъекта РФ, а также иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ) установлено, что: 1) принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34); 2) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38); 3) к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения (ст. 69); 4) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (ст. 306.4); 5) государственные программы РФ, государственные программы субъекта РФ, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования (ст. 179).
Положениями п. 1 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) определено, что: 1) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности; 2) в соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Правилами ст. ст. 309, 310 ГК РФ установлено, что: 1) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; 2) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Положениями п. 1 ст. 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
ГК РФ в ст. 1109 регламентировано, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным этим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.
Правилами ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч. 1 ст. 7 этого Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 507-п утверждена Государственная программа Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (далее - Программа или Постановление от 30 сентября 2013 г. № 507-п), в соответствии с которой: 1) целями государственной программы являются повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке в Красноярском крае и повышение качества и доступности предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию; 2) социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан; категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края (далее - край); 3) в перечень подпрограмм государственной программы включена подпрограмма «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма).
Положениями пп. 5.1.1, 5.1.3, 5.1.4 Программы установлено, что: 1) мероприятия Подпрограммы направлены на выполнение обязательств РФ и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности, меры социальной поддержки отдельным категориям граждан предоставляются, также в денежной форме, в том числе: ежегодные, ежемесячные денежные выплаты, социальные доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты, субсидии гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; 2) целью Подпрограммы является выполнение обязательств РФ и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности; 3) реализация Подпрограммы № 1 рассчитана на 2014 - 2024 гг.
Постановлением от 30 сентября 2013 г. № 507-п в п. 3.4.11 предусмотрено, что мероприятие, предусмотренное строкой 2.13 перечня мероприятий, предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к Подпрограмме.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок назначения государственной социальной помощи), в свою очередь, устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края, право на получение которого имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 г. № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
Правилами пп. 7, 8, 11, 27, 28, 35, 36, 38 Порядка назначения государственной социальной помощи установлено, что: 1) уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства; 2) малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с п. 14 этого Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства; 3) при реализации мероприятия, указанного в подп. 3 п. 8 Порядка, заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 100 000 руб. 00 коп. для ведения личного подсобного хозяйства; 4) размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих стоимость планируемых к приобретению в период срока действия социального контракта товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, а также продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденной ст. 6 Федерального закона от 07 июля 2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» (далее - Постановление от 25 июля 2006 г. № 458); 5) уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта; 6) получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно Приложению № 2 к форме социального контракта; 7) основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в п. 34 этого Порядка); 8) уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абз. 1 п. 28 этого Порядка; 9) получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подп. 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 п. 35 указанного Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 02 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений); соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения; 10) денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Правилами п. 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» от 18 июня 2021 г., определено, что территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс.
ДД.ММ.ГГГГ, как установлено судом, Контаурова М.Ф., зарегистрированная и проживающая в <адрес>, обратилась в ТО Управления по Манскому району с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта при следующей, возникшей трудной жизненной ситуации: отсутствие работы, дохода (с сентября 2021 г. не может найти работу), и в этом обращении Контаурова М.Ф. сослалась на то, что преодоление трудной жизненной ситуации может быть осуществлено в результате реализации мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства.
Контаурова М.Ф. к указанному заявлению, поданному в ТО Управления по Манскому району, приложила: 1) выписку из похозяйственной книги по адресу: <адрес>, согласно которой по указанному адресу проживают: Контаурова М.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Аркадьева Т.Б. (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Контауров Д.Ф. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; 2) свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что собственником 1/4 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>2, с кадастровым номером 24:24:2901001:30, является Контаурова М.Ф.; 3) свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ на имя Контауров Д.Ф., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края; 4) копию паспорта на имя Контаурова М.Ф.; 5) страховые свидетельства на имя Контаурова М.Ф. и Контауров Д.Ф.; 6) копию трудовой книжки на имя Контаурова М.Ф.; 7) справку ОСП по Манскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю, согласно которой Контаурова М.Ф. с Контауров Ф.В. алиментов на содержание Контауров Д.Ф. не получает; 8) реквизиты счета для перечисления денежных средств; 9) акт о наличии личного подсобного хозяйства, состоящего из 01 коровы, 2 голов крупного рогатого скота, 01 свиньи, 2 гусей, 15 кур; 10) справку КГКУ «ЦЗН Манского района» в соответствии с которой Контаурова М.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве безработной; 11) сведения о мерах социальной защиты (поддержки) согласно которым Контаурова М.Ф. являлась получателем: ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 08 до 17 лет в размере 7 047 руб. 50 коп. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; пособия по безработице в размере 1 800 руб. 00 коп. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пособия на ребенка в размере 445 руб. 00 коп. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 12) справку КГКУ «УСЗН», согласно которой за период с февраля по апрель 2022 г. Контаурова М.Ф. получила пособие на ребенка в общем размере 1 386 руб. 00 коп.; 13) расчет СДД, из которого следует, что средний душевой доход семьи Контаурова М.Ф. составляет 3 964 руб. 75 коп.; 14) предварительный договор купли-продажи крупного рогатого скота от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Радчук М.И. заявила о своем намерении продать Контаурова М.Ф., а Контаурова М.Ф. - о своем намерении приобрести у Радчук М.И. 04 овцы, 01 козу, 01 козла на общую сумму 40 000 руб. 00 коп.; 15) предварительный договор купли-продажи товара от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Радчук М.И. заявила о своем намерении продать Контаурова М.Ф., а Контаурова М.Ф. - о своем намерении приобрести у Радчук М.И. комбикорм, дробленку, овес, отруби, соль, примеси на сумму 60 000 руб. 00 коп. (л.д. 34 - 50).
ДД.ММ.ГГГГ ТО Управления по Манскому району составлен акт материально-бытового обследования условий проживания Контаурова М.Ф. по адресу: <адрес>, согласно которого: 1) квартира деревянная, площадью 83 кв.м.; 2) отопление печное, вода из скважины; 3) санитарно-гигиеническое состояние жилой площади удовлетворительное; 4) в жилом доме прописаны и проживают Контаурова М.Ф. с сыном Контауров Д.Ф. (л.д. 51 - 52).
ТО Управления по Манскому району также составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому семья Контаурова М.Ф. является малоимущей, в связи с чем Контаурова М.Ф. в соответствии с Программой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначено предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 100 000 руб. 00 коп., перечисленных через кредитную организацию (банк) на счет Контаурова М.Ф. (л.д. 30 - 33).
ДД.ММ.ГГГГ ТО Управления по Манскому району в лице начальника Фоноберова О.М. и Контаурова М.Ф. заключили социальный контракт № (далее - Контракт), согласно которому: 1) предметом данного соглашения является сотрудничество между Управлением и Контаурова М.Ф. по реализации мероприятия (действий, направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности Контаурова М.Ф. (ее семьи), и последствия которых она (ее семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно), указанного в пункте 1.2 Контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно приложению № 1 к Контракту (далее - Программа социальной адаптации); 2) размер единовременной денежной выплаты для Контаурова М.Ф. по мероприятию ведение личного подсобного хозяйства составляет 100 000 руб. 00 коп.
Контаурова М.Ф., согласно п. 4.1 Контракта, приняла на себя в рамках мероприятия «ведение личного подсобного хозяйства обязательства: 1) встать на учет в территориальном органе Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятой); 2) приобрести в период действия Контракта необходимые для ведения личного подсобного хозяйства товары, а также продукцию, относимую к сельскохозяйственной продукции, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства», и представить в Управление подтверждающие документы; 3) представить в Управление документы, подтверждающие факт расходования средств с целью постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (в том числе на оплату государственных пошлин), в срок не позднее 02 недель со дня заключения Контракта, при наличии таких расходов; 4) пройти в период действия Контракта профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование (если указанное обязательство установлено социальным контрактом); 5) известить Управление об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах подпп. 3, 8 - 10 п. 3.2.2 Контракта, а также об изменениях являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания Контаурова М.Ф. (ее семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем Контаурова М.Ф. (ее семье) имуществе на праве собственности в течение 02 недель со дня наступления указанного обстоятельства (изменений), соответствующее извещение представляется Контаурова М.Ф. с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в Управление) или направляется в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления, указанного в раз. 9 Контракта; 6) осуществлять реализацию сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства; 7) возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи на прохождение профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования в срок не позднее 30 дней со дня прекращения прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (в случае досрочного прекращения прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в период действия настоящего социального контракта по инициативе Контаурова М.Ф.); 8) представлять по запросу Управления информацию об условиях жизни Контаурова М.Ф. (ее семьи) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия Контракта; 9) представлять ежемесячно до 15 числа месяца, следующего отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных Контрактом и Программой социальной адаптации приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), по форме согласно Приложению № 2 к Контракту лично, либо посредством почтового отправления, либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления; 10) добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные Контаурова М.Ф. вследствие ее злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо для продолжения оказания назначенной ему (его семье) государственной помощи), в течение 30 дней со дня получения от Управления уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи; 11) известить Управление о досрочном прекращении прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в течение 02 недель со дня наступления указанного обстоятельства (если указанное обязательство установлено Контрактом).
Контрактом в п. 4.2 предусмотрено, что Контаурова М.Ф. имеет право: 1) на оказание содействия от Управления по вопросам взаимодействия с Министерством, Агентством развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края, органами местного самоуправления, иными организациями в целях реализации Контаурова М.Ф. мероприятий по ведению личного подсобного хозяйства, прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования, осуществлению иных мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; 2) на внесение изменений в Программу социальной адаптации или продление срока действия Контракта и Программы социальной адаптации (не более чем на половину срока, установленного п. 5.1. Контракта) при наличии уважительных причин, препятствующих выполнению Контаурова М.Ф. обязательств, предусмотренных Контрактом, указанных в п. 3.2.1 этого соглашения, подтвержденных соответствующими документами; 3) на досрочное прекращение Контракта.
КГКУ «УСЗН» и Контаурова М.Ф. в рамках Контракта согласовали условия, согласно которым Контракт заключается на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и вступает в силу со дня подписания его сторонами; 6) за нарушение обязательств, взятых на себя в соответствии с настоящим социальным контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством; 7) денежные средства, излишне выплаченные Контаурова М.Ф. (ее семье) на основании Контракта вследствие ее злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо для продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи), возмещаются им добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 24-29).
ДД.ММ.ГГГГ ТО Управления по Манскому району составлена справка, из которой следует, что в июне 2022 г. Контаурова М.Ф. на основании Контракта получила меры государственной социальной помощи на развитие ЛПХ в размере выплаты на сумму 100 000 руб. 00 коп. (л.д. 13).
МИФНС России № 26 по Красноярскому краю представлена справка, согласно которой с ДД.ММ.ГГГГ Контаурова М.Ф. поставлена на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятая) (л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ Контаурова М.Ф. представила в ТО Управления по Манскому району отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных Контрактом, а также Программой социальной адаптации, за период с 08 по ДД.ММ.ГГГГ, при этом в рамках указанного отчета Контаурова М.Ф. уведомила Управление о том, что ею выполнены следующие мероприятия: 1) консультирование по вопросам осуществления предпринимательской деятельности; 2) регистрация в качестве самозанятой (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГ, тем не менее, ТО Управления по Манскому району: 1) вынесено решение, в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ прекращено оказание государственной социальной помощи и досрочно расторгнут Контракт, в связи с непредоставлением Контаурова М.Ф. ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных Контактом и Программой социальной адаптации, в соответствии с абз. 1 п. 27 Порядка назначения государственной социальной помощи; 2) в адрес Контаурова М.Ф. было направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении Контракта, а также о необходимости в течение 30 дней с момента получения уведомления вернуть денежные средства, излишне выплаченные вследствие злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо для продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи), возмещаются им добровольно, которое получено Контаурова М.Ф. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14 - 15, 16).
ТО Управления по Манскому району предприняты меры по возврату денежных средств, представленных по Контракту, именно: 1) ДД.ММ.ГГГГ в адрес Контаурова М.Ф. направлено уведомление о необходимости возврата денежных средств в краевой бюджет в течение 30 дней с момента получения уведомления, при этом, указано, что переплата за 2022 г. составила 100 000 руб. 00 коп., и это уведомление получено Контаурова М.Ф. ДД.ММ.ГГГГ; 2) ДД.ММ.ГГГГ в адрес Контаурова М.Ф. направлено повторное уведомление о необходимости возврата денежных средств в краевой бюджет в течение 30 дней с момента получения уведомления, при этом, указано, что переплата за 2022 г. составила 100 000 руб. 00 коп., и это уведомление получено Контаурова М.Ф. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18, 19, 20, 21).
Контаурова М.Ф. тем не менее, доказательств, подтверждающих возврат КГКУ «УСЗН» предусмотренной Контрактом государственной социальной выплаты на сумму 100 000 руб. 00 коп., суду не представила, равно как и не предоставила суду сведений: 1) о ежемесячном предоставлении в ТО Управления по Манскому району отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных Контрактом и Программой социальной адаптации, после июля 2022 г.; 2) о расходования полеченных от КГКУ «УСЗН» денежных средств, на приобретение сельскохозяйственных животных и предназначенного для животных корма, а соответственно при таких данных суд признает, что Контаурова М.Ф. свои обязательства по Контакту не исполнила, указанные денежные средства потратила на цели, не связанные с развитием ЛПХ.
Нарушение Контаурова М.Ф. своих обязательств по Контракту, условий Подпрограммы и Порядка назначения государственной социальной помощи к ней, в свою очередь, позволяет суду на основании ст. ст. 309, 310, 1102 ГК РФ взыскать с Контаурова М.Ф. в пользу КГКУ УСЗН» денежную сумму в размере 100 000 руб. 00 коп., перечисленную ей в качестве государственной социальной помощи на основании Контракта, предусмотренной Программой «Развитие системы социальной поддержки граждан» Подпрограммой «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».
Контаурова М.Ф., как указывалось, при подаче в ТО Управления по Манскому району заявления о предоставление мер государственной социальной помощи представила предварительный договор купли-продажи товара от ДД.ММ.ГГГГ, а также предварительный договор купли-продажи крупного рогатого скота от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержится намерения Контаурова М.Ф. приобрести у Радчук М.И. 04 овцы, 01 козу, 01 козла на общую сумму 40 000 руб. 00 коп., а также комбикорм, дробленку, овес, отруби, соль, примеси на сумму 60 000 руб. 00 коп., однако относимых и допустимых доказательства приобретения указанных животных и кормов суду Контаурова М.Ф. не представлено, при этом суд учитывает, что представленные Контаурова М.Ф. в судебном заседании документы не подтверждают несение ею расходов на развитие ЛПХ в рамках Контракта, поскольку: 1) по договору купли-продажи сельскохозяйственных животных за наличный расчет приобретателем (покупателем) животных является Радчук М.И., а Контаурова М.Ф. участником сделки не заявлена, сам договор подписан только одной Радчук М.И. и из этой сделки неясно у кого Радчук М.И. приобрела животных (04 овцы, 02 козы); 2) отчет о кормах содержит сведения о том, что закуплены корма и животные (цыплята и куры) с учетом доставки на общую сумму 61 930 руб. 00 коп., при этом из данного документа не ясно, когда и кем закупались корма, животные, является ли Контаурова М.Ф. получателем данных кормов и животных, по ряду позиций неясно, что конкретно было приобретено и у кого, содержащаяся в этом отчете информация кассовыми чеками, товарными накладными не подтверждается, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что в поведении Контаурова М.Ф. при исполнении Контракта имеет место злоупотребление, обусловленное сокрытием данных.
Контактом предусмотрено условие (п. 3.2.1), согласно которому ТО Управления по Манскому району вправе продлить срок действия Контракта, не более чем на половину срока, установленного п. 5.1 Контракта при наличии уважительных причин, препятствующих выполнению Контаурова М.Ф. обязательств, предусмотренных Контрактом, подтвержденных соответствующими документами: тяжелая болезнь (беспомощной состояние); смерть близких родственников; чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми Контаурова М.Ф. (ее семья) оказывается неспособной надлежаще исполнять принятые при заключении Контракта, обязательства, и такое право ТО Управления по Манскому району соотносится с правом Контаурова М.Ф., которое предусмотрено п. 4.2.2 Контракта, требовать продление Контракта по указанным обслоятельствам, однако суд учитывает, что: 1) с заявлениями о продлении срока действия Контракта Контаурова М.Ф. в ТО Управления по Манскому району любыми возможными способами, предусмотренными этим Контрактом, не обращалась; 2) согласно ее пояснениям и представленным документам, ее бывший супруг Контауров Ф.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, то есть до наступления срока предоставления отчета по реализации очередного этапа Программы социальной адаптации за июль 2022 г. (до ДД.ММ.ГГГГ), сами похороны Контауров Ф.В. состоялись на территории Манского р-на Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ, за пределы Красноярского края она (Контаурова М.Ф.) выехала ДД.ММ.ГГГГ, обратно в Красноярский край Контаурова М.Ф. стала возвращаться железнодорожным транспортом только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами разумных сроков организации поминок по усопшему; 3) относимых и допустимых доказательства приобретения предусмотренных Контрактом сельскохозяйственных животных и кормов для них Контаурова М.Ф., в том числе и на дату судебного заседания, не представлено, а соответственно при таких данных суд признает то, что: А) Контаурова М.Ф. не была лишена возможности уведомить ТО Управления по Манскому району о наличии у нее уважительных причин для нарушения срока предоставления отчета реализации этапа Программы социальной адаптации за ДД.ММ.ГГГГ. (до ДД.ММ.ГГГГ) и ходатайствовать о продлении срока действия Контракта; Б) наступление смерти Контауров Ф.В. ДД.ММ.ГГГГ и его похороны на территории Манского р-на Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ сами по себе не могут свидетельствовать о наличии у Контаурова М.Ф. уважительных причин для нарушения срока предоставления отчета за ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом непредставления документов о фактическом несении Контаурова М.Ф. расходов по развитию ЛПХ.
Контаурова М.Ф., согласно представленным материалам, была ознакомлена с Контрактом в полном объеме, в том числе была уведомлена об условиях получения денежных средств, а также с этапами разработанной для нее Программы социальной адаптации, а также с порядком возврата денежных средств вследствие злоупотребления, самостоятельно согласовала с КГКУ «УСЗН» перечень мероприятий, для выполнения которых ей предоставляются меры государственной социальной помощи, в связи с чем суд не принимает во внимание утверждения Контаурова М.Ф. о том, что до нее не была доведена в полном объеме информация об условиях заключения и исполнения Контракта, о порядке продления срока его действия.
ГПК РФ в ч. 1 ст. 98 определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96.
КГКУ «УСЗН» при обращении в суд уплатило государственную пошлину в размере 3 200 руб. 00 коп., исходя из цены иска 100 000 руб. 00 коп., а поскольку исковые требования КГКУ «УСЗН» удовлетворяются судом в полном объеме, то суд дополнительно взыскивает с Контаурова М.Ф. в в пользу КГКУ «УСЗН» уплаченную государственную пошлину в размере 3 200 руб. 00 коп.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения», имеющего ИНН 2466276463, ОГРН 1142468053683, к Контаурова М.Ф., имеющей паспорт гражданина РФ (серия №, №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) - удовлетворить полностью.
Взыскать с Контаурова М.Ф. в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управления социальной защиты населения» выплаченные денежные средства государственной социальной помощи в размере 100 000 руб. 00 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 200 руб. 00 коп., а всего ко взысканию 103 200 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано участниками процесса в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы или представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2023 г.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов