Дело № 2-2961/2023
УИД 44RS0001-01-2023-002467-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2023 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
судьи Суховой Е.В.
при помощнике судьи Кадыбердеевой С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Антроповского района Костромской области в интересах ФИО7 к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить медицинским изделием,
установил:
Прокурор Антроповского района Костромской области, действуя в соответствии с требованиями статьи 45 ГПК РФ, в интересах несовершеннолетней ФИО8., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинским изделием. В обоснование требований указал, что прокуратурой по обращению ФИО6 проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что ФИО1, <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом, состоит на учете в ОГБУЗ «Антроповская центральная районная больница» с диагнозом «...». Ей рекомендован ежедневный контроль гликемии не менее 6-8 раз в день или использование непрерывного мониторинга гликемии. Систему непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови ... ФИО1 использует самостоятельно, поскольку у нее наблюдаются нарушения восприятия гипогликемии и гипергликемии, высокая вариабельность гликемии, частые эпизоды легкой гипогликемии, что представляет угрозу для ее жизни и здоровья. Жалобы на вышеуказанные состояния зафиксированы в выписках из медицинских карт. Однако, несмотря на рекомендации лечащего врача от <дата>, указанным средством диагностики ФИО1 бесплатно не обеспечена, в связи с чем, ее законные представители вынуждены приобретать его за счет собственных средств. На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика организовать обеспечение ФИО1, <дата> года рождения, бесплатно медицинским изделием – системой непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности.
В судебном заседании помощник прокурора города Костромы ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Истец ФИО6, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности ФИО4 исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Пояснил, что ФИО1 медицинскими изделиями обеспечена в полном объеме по медицинским показаниям, предмет спора в настоящее время отсутствует.
Третье лицо ОГБУЗ «Антроповская центральная районная больница» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Понятие медицинских изделий закреплено в части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, согласно которой медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний, включающий, в том числе, сахарный диабет.
Перечень категорий заболеваний, при лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются бесплатно за счет средств регионального бюджета Костромской области, утвержден приказом департамента здравоохранения Костромской области от 21 июня 2017 года № 353 «О порядке информационного обмена в системе обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального и регионального бюджетов на территории Костромской области».
В соответствии с этим перечнем диабет сахарный определен в качестве заболевания, при лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики предоставляются бесплатно.
Медицинская услуга "Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования" (код медицинской услуги A09.05.023.001) включена в подраздел 2.2 раздела 2 Стандарта на основе Клинических рекомендаций "Сахарный диабет 1 типа у детей", утвержденных Минздравом России в 2019 г.
Частью 14 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено, что стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с названной статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: 1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг; 2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; 3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; 4) компонентов крови; 5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; 6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Клиническими рекомендациями являются документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи (пункт 23 части 1 статьи 2 приведенного федерального закона).
В разделе 3 "Лечение, включая медикаментозную и немедикаментозную терапии, диетотерапию, обезболивание, медицинские показания и противопоказания к применению методов лечения" Клинических рекомендаций "Сахарный диабет 1 типа у детей", утвержденных Минздравом России 2019 г. (далее - Клинические рекомендации), приведены основные компоненты лечения сахарного диабета 1 типа у детей (далее также - СД1), в том числе обучение самоконтролю и проведение его в домашних условиях.
Подразделом 3.3 "Самоконтроль" Клинических рекомендаций рекомендуется проведение у пациентов с сахарным диабетом 1 типа регулярного самоконтроля глюкозы с измерением глюкозы крови глюкометром с целью достижения оптимального гликемического контроля и снижения риска осложнений СД1. Самоконтроль проводится в домашних условиях с использованием индивидуальных глюкометров, а в условиях лечебно-профилактических учреждений глюкометрами для профессионального применения (многопользовательские, госпитальные), обладающими достаточной точностью измерения. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени или флеш-мониторингом глюкозы (далее также - ФМГ), однако полностью не заменяет его, при этом частота измерения глюкозы глюкометром может быть меньше (комментарии).
В силу подраздела 3.6 "Непрерывное мониторирование глюкозы" Клинических рекомендаций в настоящее время НМГ в реальном времени и ФМГ используются как дополнение к традиционному самоконтролю и полностью не заменяют его. Однако рост точности измерений в современных системах НМГ позволяет значительно сократить частоту традиционного самоконтроля в пользу использования данных НМГ. Кроме того, согласно инструкции пользователя данные ФМГ могут быть использованы для принятия клинических решений, за исключением случаев гипогликемии, быстрого изменения гликемии или если симптомы не соответствуют показателям системы.
Таким образом, из системного толкования норм права следует, что метод непрерывного мониторинга глюкозы включен в Клинические рекомендации в качестве одного из альтернативных методов контроля уровня глюкозы (на основании имеющейся научной и клинической доказательной базы), дополнительное применение НМГ способствует лучшему контролю заболевания и предупреждению развития осложнений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года N 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2022 № 680-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024-2025 гг..
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.
Как следует из материалов дела, ФИО1, <дата> года рождения, состоит на учете в ОГБУЗ «Антроповская центральная районная больница», имеет полный диагноз: «...», осложнение основного: «...», сопутствующий: «...».
ФИО1 является ребенком-инвалидом с <дата>, инвалидность установлена до <дата>.
Согласно осмотру эндокринолога ОГБУЗ Костромская областная детская больница от <дата>, ФИО1 рекомендован, учитывая высокую вариабельность гликемии в течение суток, частые эпизоды легкой гипогликемии, гликемии средней степени тяжести больше 4 раз в месяц, контроль ГК может проводиться с помощью глюкомента не менее 6-8 раз в сутки или с помощью Систем непрерывного мониторинга глюкозы (НМГ) и глюкометром не менее 4 раз в сутки, ведение дневника самоконтроля (л.д.8).
Из искового заявления и объяснения ФИО6 следует, что систему непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови ... ФИО1 использует самостоятельно в целях своевременной корректировке инсульнотерапии, так как у ФИО1 наблюдаются нарушения восприятия гипогликемии и гипергликемии, высокая вариабельность гликемии, частые эпизоды легкой гипогликемии, что представляет угрозу для ее жизни и здоровья. Жалобы на вышеуказанные состояния зафиксированы в выписках из медицинских карт. Лечащим врачом система непрерывного мониторинга не выписывается, они вынуждены самостоятельно приобретать дорогостоящее изделие (4490 руб. за 1 упаковку на 14 дней).
В судебном заседании установлено, что, несмотря на рекомендации лечащего врача от <дата>, указанным средством диагностики ФИО1 бесплатно не была обеспечена до <дата>.
ОГБУЗ «Антроповская ЦРБ» подавало заявку в Департамент здравоохранения Костромской области на системы непрерывного мониторинга сахара в крови, в том числе на ФИО1 (л.д.10 оборотная сторона).
Согласно счету на пациента по состоянию на <дата>, ФИО1 <дата> обеспечена сканером ... системы мониторинга глюкозы в количестве 1 ед., а также датчиками к нему в количестве 3 ед. Срок работы датчика без переустановки 14 дней.
Согласно разнорядке на системы непрерывного мониторинга глюкозы, датчики совместимые со сканером ... закуплены для обеспечения пациентов по программе региональной льготы на 3 квартал 2023 года в п. Антропово в количестве 24 ед., из расчета каждому ребенку, в том числе и ФИО1, по 6 датчиков на квартал.
Исходя из потребности ФИО1, и срока работы датчика, она в настоящее время обеспечена датчиками включительно по <дата>, и, следовательно, по состоянию на 3 квартал 2023 года она обеспечена не в полном объеме.
При этом по смыслу действующего законодательства, одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие у ФИО1 социально значимого заболевания «сахарный диабет», а также то, что система мониторинга уровня глюкозы в крови необходима истцу по назначению лечащего врача по жизненным показаниям, что системой непрерывного мониторинга уровня глюкозы надлежащим образом ФИО1 не обеспечивается (представлены документы, что обеспечение происходит начиная с <дата> и датчиками подтверждено обеспечение по состоянию до <дата>) данной системой стабильно, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Антроповского района подлежат удовлетворению.
В силу статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что метод непрерывного мониторинга глюкозы является вспомогательным методом контроля уровня глюкозы в дополнение к измерению гликемии (глюкозы в крови) глюкометром, а также учитывая, что Крылова В.А. в настоящее время обеспечена системой непрерывного мониторинга, оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению не имеется, в данной части требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Антроповского района Костромской области удовлетворить частично.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение ФИО9, <дата> года рождения, бесплатно медицинским изделием – системой непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови в соответствии с медицинскими показаниями.
В обращении решения суда к немедленному исполнению отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В. Сухова