Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-92/2024 (2-379/2023;) ~ М-367/2023 от 13.12.2023

                              Дело № 2-92/2024

                                                                         УИД 35RS0025-01-2023-000581-51

            РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Харовск

    Вологодской области                                           23 мая 2024 года

Харовский районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Лягиной Е.А.,

при секретаре Окулинцеве А.В.,

с участием истца – помощника прокурора Харовского района Парфенова С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Харовского района Вологодской области к Администрации Харовского муниципального округа Вологодской области о возложении обязанности,

установил:

прокурор Харовского района Вологодской области Шилов Д.И. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Харовского муниципального округа Вологодской области (далее также – Администрация) о возложении обязанности.

В обоснование требований указано, что по результатам проведения Прокуратурой Харовского района Вологодской области проверки исполнения Администрацией требований законодательства в сфере капитального ремонта многоквартирных домов установлено, что многоквартирные дома, расположенные в г. Харовске Вологодской области по адресам: ул. Южная, д. 1; пер. Больничный, д. 7, 9, 11; ул. Восточная, д. 6; ул. Дом Отдыха, д. 3; ул. Школьная, д. 14, не включены ответчиком в краткосрочный план на 2022 – 2024 годы реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2013 года № 1354, что привело нарушению жилищных прав граждан ввиду невозможности провести своевременно капитальный ремонт общего имущества указанных выше домов.

С учетом уточнения исковых требований просил суд обязать Администрацию Харовского муниципального округа Вологодской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу актуализировать с учетом обязательного наличия документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 4 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 июня 2013 года № 646 «О некоторых вопросах реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Харовского муниципального района на 2022-2024 годы с включением в него многоквартирных жилых домов на территории г. Харовска и видов работ, соответственно:

- № 1 по ул. Южной (ремонт сетей электроснабжения, теплоснабжения, крыши, фасада, фундамента);

- № 9, № 11 по пер. Больничному (ремонт сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, крыши, фасада, фундамента);

- № 6 по ул. Восточной (ремонт сетей электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, крыши, фасада, фундамента);

- № 3 по ул. Дом Отдыха (ремонт сетей электроснабжения, крыши, фасада, фундамента);

- № 14 по ул. Школьной (ремонт сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения, крыши)

с целью обеспечения возможности проведения капитального ремонта указанных домов в 2024 году.

Определением суда от 20 декабря 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства Вологодской области, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области, муниципальное казенное предприятие Харовского муниципального района «Управление жилищно-коммунальным хозяйством», общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» (далее – ООО «Приоритет»), общество с ограниченной ответственностью «ХаровскСервис» (далее – ООО «ХаровскСервис»), общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (далее – ООО «УК»).

Помощник прокурора Харовского района Парфенов С.Л. в судебном заседании уточнил исковые требования в части видов капитального ремонта спорных домов в вышеприведенной редакции.

Представитель ответчика Администрации Харовского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в предыдущем судебном заседании представитель Администрации по доверенности Рыжаков П.В. исковые требования не признал, пояснил суду, что при отсутствии соответствующих взносов собственников жилья актуализация краткосрочного плана не приведет к проведению ремонта спорных домов, аналогичная позиция изложена в письменном отзыве ответчика на исковое заявление.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента строительства Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление от 2 февраля 2024 года просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Приоритет» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «УК» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании директор ООО «УК» Абрамов А.В. полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «ХаровскСервис» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании представитель Фонда Узорова О.Г. просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного предприятия Харовского муниципального района «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав истца, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 5 указанной выше статьи региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Вологодской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области» очередность проведения капитального ремонта определяется в областной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев отбора многоквартирных домов: 1) физический износ в процессе эксплуатации многоквартирного дома в целом или отдельных его частей; 2) год постройки многоквартирного дома; 3) год проведения последнего капитального ремонта; 4) наличие в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов.

Материалами дела подтверждено, что многоквартирный жилой дом    № 1 по ул. Южной г. Харовска, 1965 года ввода в эксплуатацию, имеет 12 квартир, способ управления – управляющая компания ООО «Приоритет»; капитальный ремонт в доме не проводился, продолжительность срока эксплуатации системы электроснабжения – 20 лет; продолжительность срока эксплуатации системы теплоснабжения: радиаторы чугунные – 40 лет, трубопроводы и стояки – 30 лет, краны – 20 лет; стропильная система и обрешетка крыши имеют просадки и следы гниения, шифер имеет многочисленные трещины, чердачные перекрытия имеют просадки; наружные стены дома имеют разрушение верхнего слоя материала и выветривание кладочного раствора, фундамент имеет трещины и частичные разрушения; (л.д. 114, 125-129 том 1); процент износа по состоянию на 2007 год – 46 (л.д. 52 том 2); размер взносов собственников помещений на капитальный ремонт на счете регионального оператора по состоянию на 12 апреля 2024 года составляет 381 976 рублей 12 копеек (л.д. 15 том 2); процент собираемости взносов – 91,14 (л.д. 17 том 2).

Многоквартирный жилой дом № 9 по пер. Больничному г. Харовска имеет 8 квартир (л.д. 87-94 том 1), 1965 года постройки и ввода в эксплуатацию, общий износ 60 %, способ управления – непосредственное управление (л.д. 83 том 1); процент износа по состоянию на 2006 год – 58 (л.д. 52 том 2); размер взносов собственников помещений на капитальный ремонт на счете регионального оператора по состоянию на 12 апреля 2024 года составляет 234 726 рублей 50 копеек (л.д. 15 том 2); процент собираемости взносов – 79,10 (л.д. 17 том 2).

Многоквартирный жилой дом № 11 по пер. Больничному г. Харовска имеет 8 квартир, 1966 года постройки (л.д. 160 том 1), способ управления – непосредственное управление (л.д. 81 том 1); процент износа по состоянию на 2006 год – 57 (л.д. 52 том 2); размер взносов собственников помещений на капитальный ремонт на счете регионального оператора по состоянию на 12 апреля 2024 года составляет 262 955 рублей 13 копеек (л.д. 15 том 2); процент собираемости взносов – 86,33 (л.д. 17 том 2).

Многоквартирный жилой дом № 6 по ул. Восточной г. Харовска имеет 12 квартир (л.д. 115 том 1), 1966 года ввода в эксплуатацию, способ управления – управляющая компания ООО «Приоритет» (л.д. 115, 130-135 том 1); капитальный ремонт в доме не проводился, продолжительность срока эксплуатации системы электроснабжения – 20 лет; продолжительность срока эксплуатации системы теплоснабжения: радиаторы чугунные – 40 лет, трубопроводы и стояки – 30 лет, краны – 20 лет; продолжительность срока эксплуатации системы холодного водоснабжения – 15 лет; продолжительность срока эксплуатации системы канализации – 40 лет; стропильная система и обрешетка крыши имеют просадки и следы гниения, шифер имеет многочисленные трещины, чердачные перекрытия имеют просадки; наружные стены дома имеют разрушение верхнего слоя отделочного материала и трещины по отделке; фундамент имеет трещины и частичные разрушения; процент износа по состоянию на 2006 год – 48 (л.д. 52 том 2); размер взносов собственников помещений на капитальный ремонт на счете регионального оператора по состоянию на 12 апреля 2024 года составляет 400 466 рублей 84 копейки (л.д. 15 том 2); процент собираемости взносов – 97,31 (л.д. 17 том 2).

Многоквартирный жилой дом № 3 по ул. Дом Отдыха г. Харовска имеет 8 квартир (л.д. 96-103 том 1), 1965 года постройки и ввода в эксплуатацию, общий износ 70 %, способ управления – непосредственное управление (л.д. 82 том 1); процент износа по состоянию на 2010 год – 68 (л.д. 52 том 2); размер взносов собственников помещений на капитальный ремонт на счете регионального оператора по состоянию на 12 апреля 2024 года составляет 216 426 рублей 74 копейки (л.д. 15 том 2); процент собираемости взносов – 70,26 (л.д. 17 том 2).

Многоквартирный жилой дом № 14 по ул. Школьной г. Харовска имеет 12 квартир, 1966 года ввода в эксплуатацию, капитальный ремонт в доме не проводился, продолжительность срока эксплуатации системы теплоснабжения: радиаторы чугунные – 40 лет, трубопроводы и стояки – 30 лет, краны – 20 лет; продолжительность срока эксплуатации системы холодного водоснабжения – 15 лет; продолжительность срока эксплуатации системы горячего водоснабжения – 30 лет; продолжительность срока эксплуатации системы канализации – 40 лет; стропильная система и обрешетка крыши имеют просадки и следы гниения, шифер имеет многочисленные трещины, чердачные перекрытия имеют просадки; способ управления – управляющая компания ООО «Приоритет» (л.д. 115-116, 117-124 том 1); процент износа по состоянию на 2003 год – 46 (л.д. 52 том 2); размер взносов собственников помещений на капитальный ремонт на счете регионального оператора по состоянию на 12 апреля 2024 года составляет 412 509 рублей 28 копеек (л.д. 15 том 2); процент собираемости взносов – 98,80 (л.д. 17 том 2).

В Областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2013 года № 1354 (далее также - Областная программа), включены, в том числе, находящиеся в г. Харовске многоквартирные дома по адресам:

    - № 1 по ул. Южной, в котором на период 2022-2024 годы запланирован ремонт сетей электроснабжения, теплоснабжения, крыши, фасада, фундамента;

    - № 9, № 11 по пер. Больничному, в котором на период 2022-2024 годы запланирован ремонт сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, крыши, фасада, фундамента;

    - № 6 по ул. Восточной, в котором на период 2022-2024 годы запланирован ремонт сетей электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, крыши, фасада, фундамента;

    - № 3 по ул. Дом Отдыха, в котором на период 2022-2024 годы запланирован ремонт сетей электроснабжения, крыши, фасада, фундамента;

    - № 14 по ул. Школьной, в котором на период 2022-2024 годы запланирован ремонт сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения, крыши.

В силу части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Согласно Порядку утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденному постановлением Правительства Вологодской области от 24 июня 2013 года № 646, органы местного самоуправления муниципальных округов области утверждают краткосрочные планы сроком на три года один раз в три года. Утвержденные краткосрочные планы в течение 5 рабочих дней со дня утверждения направляются в Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области (пункт 5). Департамент осуществляет формирование краткосрочного плана в разрезе муниципальных округов, а также информирует об указанных многоквартирных домах регионального оператора (пункт 7). Краткосрочный план утверждается постановлением Правительства области сроком на три года один раз в три года (пункт 8).

В Краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Харовского муниципального района на 2022-2024 годы, утвержденный постановлением Администрации от 26 января 2021 года № 65 (л.д. 25-28 том 1, л.д. 75-79 том 2) (с последующими изменениями в него, внесенными постановлениями Администрации от 12 апреля 2021 года № 377 (л.д. 29-32 том 1, л.д. 79-82 том 2), от 31 мая 2022 года № 701 (л.д. 33-36 том 1, л.д. 83-86 том 2)) жилые дома: № 1 по ул. Южной, № 9 и № 11 по пер. Больничному, № 6 по ул. Восточной, № 3 по ул. Дом Отдыха, № 14 по ул. Школьной - не включены.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе рассмотрения обращения Борисовой Т.В. от 29 сентября 2023 года Прокуратурой Харовского района Вологодской области проведена проверка соблюдения Администрацией жилищного законодательства, по результатам которой Главе Харовского муниципального округа 27 октября 2023 года вынесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих им в связи с невключением в краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных в г. Харовске Вологодской области по адресам: ул. Южная, д. 1; пер. Больничный, д. 7, 9, 11; ул. Восточная, д. 6; ул. Дом Отдыха, д. 3 (л.д. 37-40 том 1).

В ответе от 27 ноября 2023 года на данное представление Администрация указала на то, что актуализация краткосрочного плана путем включения в него названных домов не приведет к проведению капитального ремонта с учетом отсутствия финансовой обеспеченности ремонта средствами собственников жилья (л.д. 41-44 том 1).

Вышеприведенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора 13 декабря 2023 года в суд с настоящим иском (л.д. 3 том 1).

Удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме, суд исходит из следующего.

Указанной выше Областной программой определены предельные сроки проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования.

При этом Областная программа является действующим нормативным актом, изложенные в ней положения являются обязательными к исполнению.

В силу вышеприведенных предписаний федерального и регионального законодательства муниципальный краткосрочный план утверждается с целью реализации региональной программы капитального ремонта и должен соответствовать этой программе по перечню домов, срокам и видам проведения работ.

В рассматриваемом случае изменений, предусматривающих перенос сроков капитального ремонта спорных многоквартирных домов (2022-2024 годы) на более поздний период, в Областную программу не вносилось.

Равным образом, собственниками спорных жилых домов таких решений не принималось.

Совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а также самим фактом включения спорных домов в Областную программу подтверждено неудовлетворительное (критичное) техническое состояние общего имущества спорных жилых домов и, как следствие, наличие неотложной потребности в их капитальном ремонте ввиду опасности проживания в них в силу высокого износа их конструктивных элементов.

Необходимость проведения капитального ремонта общего имущества спорных домов ответчиком в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не оспорена.

Объективных причин, по которым спорные многоквартирные дома не могут быть включены в краткосрочный план реализации Областной программы, ответчиком не приведено, судом при рассмотрении дела не установлено. Доказательств того, что спорные дома в установленном порядке признаны аварийными, Администрацией не представлено.

При этом ссылки Администрации и Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области на необеспеченность проведения капитального ремонта достаточной суммой взносов собственников жилых помещений не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Действительно, согласно части 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов: 1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году; 2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.

Вместе с тем недостаточность денежных средств на проведение капитального ремонта не является основанием для невключения жилых домов, закрепленных в Областной программе с запланированным сроком ремонта 2022-2024 годы, в краткосрочный план реализации этой программы на 2022-2024 годы, то есть неисполнения Областной программы в объеме и в сроки, которые ею предусмотрены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что правовые основания для невключения заявленных многоквартирных домов в краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Харовского муниципального района на 2022-2024 годы у ответчика отсутствовали.

Отсутствие в муниципальном краткосрочном плане сведений о капитальном ремонте вышеуказанных многоквартирных домов препятствует выполнению Областной программы, а также нарушает права собственников жилья в них.

С учетом изложенного на Администрацию подлежит возложению обязанность по внесению изменений в краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Харовского муниципального района на 2022-2024 годы, а именно: включению в него указанных в исковом заявлении многоквартирных жилых домов на территории г. Харовска и видов работ с целью обеспечения возможности проведения капитального ремонта указанных домов в 2024 году.

С учетом требований части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым определить срок исполнения ответчиком настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При изложенных обстоятельствах уточненные исковые требования подлежат полному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Харовского района Вологодской области к Администрации Харовского муниципального округа Вологодской области (ИНН 3521007106) о возложении обязанности удовлетворить в полном объеме.

Возложить на Администрацию Харовского муниципального округа Вологодской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу актуализировать с учетом обязательного наличия документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 4 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 июня 2013 года № 646, краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Харовского муниципального района на 2022-2024 годы с включением в него многоквартирных жилых домов на территории г. Харовска и видов работ, соответственно:

- № 1 по ул. Южной (ремонт сетей электроснабжения, теплоснабжения, крыши, фасада, фундамента);

- № 9, № 11 по пер. Больничному (ремонт сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, крыши, фасада, фундамента);

- № 6 по ул. Восточной (ремонт сетей электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, крыши, фасада, фундамента);

- № 3 по ул. Дом Отдыха (ремонт сетей электроснабжения, крыши, фасада, фундамента);

- № 14 по ул. Школьной (ремонт сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения, крыши),

с целью обеспечения возможности проведения капитального ремонта указанных домов в 2024 году.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодском областном суде через Харовский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     Е.А. Лягина

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2024 года.

Судья                                     Е.А. Лягина

13.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2023Передача материалов судье
20.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.02.2024Предварительное судебное заседание
21.02.2024Предварительное судебное заседание
02.05.2024Предварительное судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее