Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-23/2024 от 15.04.2024

Дело № 12-23/2024

УИД: 59MS0123-01-2024-000582-67

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

     г. Чердынь                                                                                       03 июня 2024 г.

Судья Чердынского районного суда Пермского края Хорошева Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мисюревой Ю.В.,

с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Артамонова Г.Е.,

защитника должностного лица Шубина А.С. - Собяниной И.А., действующей на основании доверенности от 16 июня 2023 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Шубина Андрея Станиславовича на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 28 марта 2024 г. (резолютивная часть постановления судьи от 26 марта 2024 г.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Шубина Андрея Станиславовича,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 28 марта 2024 г. (резолютивная часть постановления судьи от 26 марта 2024 г.) Шубин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо -начальник ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Шубин А.С. подал на него жалобу, в которой указал на неправомерность привлечения к административной ответственности. Основным документом, регулирующим порядок прохождения службы и начисления денежного довольствия сотрудникам ФСИН России, является Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». На основании Приказа Минюста России от 5 августа 2021 г. № 132, приказа ФСИН России от 24 ноября 2021 г. № 1076 приказом начальника учреждения от 15 сентября 2021 г. № 177 л/с «Об установлении ненормированного служебного дня сотрудникам ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю» сотрудникам, включая ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, установлен ненормированный служебный день. В соответствии с п. 8 Приложения № 11 приказа № 132 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником) учреждения или органа УИС, то есть носит заявительный характер. В учреждение Почтой России направлены рапорты сотрудников: ФИО24, ФИО16, ФИО22, ФИО11, ФИО23, ФИО25, ФИО9, ФИО26, ФИО19, ФИО27, ФИО20, ФИО14, ФИО28 (13 человек) с просьбой произвести оплату за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы служебного времени за 1 квартал 2023 года. Рапорта датированы в период с 19 мая 2023 г. по 23 мая 2023 г. В учреждение Почтой России направлены рапорты сотрудников: ФИО28, ФИО29, ФИО23, ФИО27, ФИО25, ФИО20, ФИО26, ФИО17, ФИО22, ФИО11, ФИО24 (11 человек) с просьбой произвести оплату за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы служебного времени за 2 квартал 2023 года. Рапорты датированы в период с 28 июня 2023 г. по 30 июня 2023 г. От других сотрудников отдела безопасности рапортов не поступало. В рапортах просьба об оплате в выходные и нерабочие праздничные дни. Приказом начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -лс «О выплате денежной компенсации за работу в праздничные дин сотрудникам несущим службу в соответствии с графиком сменности ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, за январь 2023 г.» произведена оплата в праздничные дни за январь 2023 г. Приказом начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 24 марта 2023 г. № 65-лс «О выплате денежной компенсации за работу в праздничные дни сотрудникам, несущим службу в соответствии с графиком сменности ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, за февраль 2023 года» произведена оплата в праздничные дни за февраль 2023 года. Приказом начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 19 апреля 2023 г. № 91-лс «О выплате денежной компенсации за работу в праздничные дни сотрудникам несущим службу в соответствии с графиком сменности ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, за март 2023 г.» произведена оплата в праздничные дни за март 2023 г. Приказом начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 14 июня 2023 г. № 121-лс «О выплате денежной компенсации за работу в праздничные дни сотрудникам несущим службу в соответствии с графиком сменности ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, за май 2023 г.» произведена оплата в праздничные дни за май 2023 г. Приказом начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 13 октября 2023 г. № 217-лс «О выплате денежной компенсации за работу в выходные дни сотрудникам несущим службу в соответствии с графиком сменности ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, за март 2023 года» произведена оплата в выходные дни за март 2023 года. Приказом начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 13 октября 2023 г. № 218-лс «О выплате денежной компенсации за работу в выходные дни сотрудникам, несущим службу в соответствии с графиком сменности ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, за апрель 2023 года» произведена оплата в выходные дни за апрель 2023 года. Приказом начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 16 октября 2023 г. № 219-лс «О выплате денежной компенсации за работу в выходные дни сотрудникам, несущим службу в соответствии с графиком сменности ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, за май 2023 года» произведена оплата в выходные дни за май 2023 года. Приказом начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 16 октября 2023 г. № 220-лс «О выплате денежной компенсации за работу в выходные дни сотрудникам, несущим службу в соответствии с графиком сменности ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, за июнь 2023 года» произведена оплата в выходные дни за июнь 2023 года. Приказом начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 10 июня 2023 г. № 126-лс «О привлечении сотрудников отдела безопасности и группы безопасности участка колонии-поселения ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, проходящих службу по сменному графику к службе в апреле 2023 года» сотрудники привлечены к работе в апреле. Приказом начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 10 июня 2023 г. № 127-лс «О привлечении сотрудников отдела безопасности и группы безопасности участка колонии-поселения ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, проходящих службу по сменному графику к службе в выходные дни в мае 2023 года» сотрудники привлечены к работе в мае. Приказом начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 8 сентября 2023 г. № 190-лс «О привлечении сотрудников отдела безопасности и группы безопасности участка колонии-поселения, отдела охраны ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, проходящих службу по сменному графику к службе в выходные дни в июне 2023 года» сотрудники привлечены к работе в июне. Вопросы оплаты денежного довольствия сотрудникам УИС определены: Приказом ФСИН России от 16 августа 2021 г. № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»; Приказом ФСИН России от 16 августа 2021 г. № 702 «Об утверждении Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»; Приказом ФСИН России от 16 августа 2021 г. № 703 «Об утверждении Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»; Приказом Министерства юстиции РФ от 5 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», а именно приложением №№ 10, 11 к данному приказу. Ни в одном из вышеперечисленных приказов нет порядка расчетов компенсации за отработанное время сверх нормальной продолжительности рабочего времени, поэтому у ФКУ ИК-11 нет правовых оснований для расчета задолженности компенсации за время, отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего времени исходя из количества часов, отработанных сверх нормальной продолжительности рабочего времени.ФКУ ИК-11 ОУХД ГУ ФСИН России по Пермскому краю является казенным учреждением, получателем бюджетных средств, а не их распределителем. Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.

Начальник ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Шубин А.С. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В судебном заседании защитник должностного лица - начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Шубина А.С. - Собянина И.А. доводы жалобы поддержала.

Прокурор в судебном заседании с доводами жалобы не согласился.

Проверив дело об административном правонарушении, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 октября 1999 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Исходя из п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии со ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Признавая начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Шубина А.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья исходил из того, что 05 июля 2023 г. прокуратурой Чердынского района в адрес ФКУ ИК-11 внесено представление с требованием предоставить сотрудникам ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю компенсацию в виде отдыха соответствующей продолжительности за привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 197-ФЗ, а в случае обращения сотрудников с соответствующими заявлениями - выплатить вместо дополнительных дней отдыха денежную компенсацию. Согласно ответу № 60/54/13-181 от 13 июля 2023 г., поскольку это не предусмотрено ведомственными распоряжениями ГУФСИН, учреждение не располагает финансовыми возможностями оплаты компенсаций, из-за некомплекта привлечение сотрудников сверхурочно является вынужденной мерой. Требования прокурора отклонены. В целях компенсации за второй квартал 2023 года прокуратурой района 7 ноября 2023 г. внесено представление в ФКУ ИК-11, которое также не было выполнено в месячный срок с даты вынесения представления.

Принимая указанное решение, мировой судья исходил из следующих доказательств:

Прокуратурой Чердынского района по жалобе сотрудников ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о невыплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени в выходные дни за 1 квартал 2023 г. из ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю 29 июня 2023 г. были истребованы расчетные листки, копии графиков работы, копии табелей рабочего времени на 1 квартал 2023 г. в отношении сотрудников ИК-11.

В ходе проведения проверки прокуратурой Чердынского района с привлечением Государственной инспекции труда в Пермском крае по коллективным обращениям ФИО26, ФИО9, ФИО16, ФИО25, ФИО11, ФИО17, ФИО28, ФИО23, ФИО20, ФИО10, ФИО31 и других сотрудников отдела безопасности ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ФИО11, ФИО14, ФИО20, ФИО22, ФИО17, ФИО16, ФИО26, ФИО19, ФИО24, ФИО25 о нарушениях их трудовых прав установлено, что указанным сотрудникам компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности за привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 197-ФЗ, денежная компенсация вместо дополнительных дней отдыха не предоставляются.

5 июля 2023 г. по результатам проверки на имя начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Шубина А.С. прокурором Чердынского района внесено представление № 2-21-2023-140 об устранении нарушений законодательства, в котором изложено требование о его рассмотрении с обязательным участием работника прокуратуры района; принятии мер к устранению нарушений в течение месяца со дня внесения представления, а именно, о предоставлении вышеназванным сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности за привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 197-ФЗ, а в случае обращения сотрудников с соответствующими заявлениями - выплатить вместо дополнительных дней отдыха денежную компенсацию; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц; сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру района в срок не позднее месяца со дня его вынесения с приложением приказов о наказании виновных лиц.

13 июля 2023 г. должностным лицом Шубиным А.С. прокурору дан ответ, из содержания которого следует, что 17 июля 2023 г. представление рассмотрено с участием прокурора. При рассмотрении представления установлено, что предоставление сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности за привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного временине предусмотрено ведомственными распоряжениями ГУФСИН, учреждение не располагает финансовыми возможностями оплаты компенсаций, из-за некомплекта привлечение сотрудников сверхурочно является вынужденной мерой. Вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, по вине которых учреждение не может компенсировать службу сверх нормальной продолжительности служебного времени, руководством учреждения не рассматривается.

7 ноября 2023 г. по результатам проверки на имя начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Шубина А.С. прокурором Чердынского района вновь внесено представление № 2-21-2023-187 об устранении нарушений законодательства, в котором изложено требование о его рассмотрении с обязательным участием работника прокуратуры района; принятии мер к устранению нарушений в течение месяца со дня внесения представления, а именно, о предоставлении вышеназванным сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности за привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 197-ФЗ, а в случае обращения сотрудников с соответствующими заявлениями - выплатить вместо дополнительных дней отдыха денежную компенсацию; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц; сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру района в срок не позднее месяца со дня его вынесения с приложением приказов о наказании виновных лиц.

5 декабря 2023 г. должностным лицом Шубиным А.С. прокурору дан ответ, из содержания которого следует, что 4 декабря 2023 г. представление рассмотрено с участием прокурора. При рассмотрении представления установлено, что за период 2 квартал 2023 г. сотрудникам, указанным в требовании, оплачены часы выхода на службу в выходные дни. Компенсацию в виде дополнительных дней отдыха за работу/службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени руководство предоставляет по рапорту сотрудника. Рапорты на предоставление дополнительных дней отдыха начальнику учреждения от указанных сотрудников не поступали. Вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, по вине которых учреждение не может компенсировать службу сверх нормальной продолжительности служебного времени либо предоставить дополнительные дни отдыха, руководством учреждения не рассматривается.

28 декабря 2023 г. прокурором Чердынского района в отношении начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Шубина А.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту умышленного невыполнения изложенных в представлениях от 5 июля 2023 г. и от 7 ноября 2023 г. законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных Федеральным законом, не решен вопрос опредоставлении сотрудникам ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности за привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 197-ФЗ, а в случае обращения сотрудников с соответствующими заявлениями - выплате вместо дополнительных дней отдыха денежной компенсации.

Как следует из ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса Российской Федераций ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Применительно к сотруднику, проходящему службу по сменному графику, эпизодическое привлечение к выполнению служебных обязанностей за пределами установленной продолжительности может состоять, например, в необходимости остаться на определенное время после окончания смены в связи со служебной необходимостью, обострением оперативной обстановки, и т.п. За такое эпизодическое привлечение предоставляются дополнительные дни отпуска в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона № 197-ФЗ.

Систематическое привлечение сотрудников к выполнению служебных обязанностей за переделами нормальной продолжительности служебного времени путем формирования более «плотного» графика не охватывается понятием ненормированного служебного дня и влечет обязанность предоставления компенсации в соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 197-ФЗ.

Приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Частью 2 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ "О службе в уголовной исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации " определено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 7 приложения 11 к приказу Минюста России от 5 августа 2021 г. № 132, сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день соответствии с ч. 6 ст. 60 Федерального закона № 197-ФЗ.

Ненормированный рабочий день - это особый режим работы, при котором работников по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически можно привлекать к выполнению их трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (как до начала, так и после окончания рабочего дня (смены)). И за работу в таком режиме полагается компенсация в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ч. 1 ст. 101, ч. 1 ст. 119 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 29 октября 2018 г. № 14-2/ООГ-8616).

В соответствии с ч. 1 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа, это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

В силу статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 197- ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом № 197-ФЗ и иными специальными нормативными правовыми актами, а в части, не урегулированной ими - общими нормами трудового законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Закона № 197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю.

Согласно ч. 5 ст. 55 Закона № 197-ФЗ ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 6 ст. 60 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Нормативное определение ненормированного служебного дня в Законе № 197- ФЗ, подзаконных актах отсутствует.

В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса Российской Федераций ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Применительно к сотруднику, проходящему службу по сменному графику, эпизодическое привлечение к выполнению служебных обязанностей за пределами установленной продолжительности может состоять, например, в необходимости остаться на определенное время после окончания смены в связи со служебной необходимостью, обострением оперативной обстановки, и т.п. За такое эпизодическое привлечение предоставляются дополнительные дни отпуска в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона № 197-ФЗ.

Систематическое привлечение сотрудников к выполнению служебных обязанностей за переделами нормальной продолжительности служебного времени путем формирования более «плотного» графика не охватывается понятием ненормированного служебного дня и влечет обязанность предоставления компенсации в соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 197-ФЗ.

Приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение №11, далее - Порядок).

Согласно пункту 7 Порядка сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с ч. 6 ст. 60 Федерального закона № 197- ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 Порядка сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни:

в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки;

сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки.

Согласно пунктам 14-15 Порядка дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней предоставляется всем сотрудникам, замещающим должности в УИС, ежегодно в соответствии с графиком отпусков на основании рапорта, в котором указывается дата начала и место проведения указанного отпуска. Право на дополнительный отпуск за ненормированный служебный день возникает у сотрудника независимо от фактической продолжительности его службы сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени.

Таким образом, Порядок также разграничивает в качестве самостоятельных, отдельных друг от друга гарантий и компенсаций, предоставляемых по различным основаниям:

дополнительные дни (часы) отдыха, соответствующие продолжительности времени, отработанного сверх нормальной продолжительности, в том числе для сотрудников, работающих на основании графика сменности;

предоставление фиксированного дополнительного отпуска

продолжительностью 10 календарных дней сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Административная ответственность по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Как следует из материалов дела, требования прокурора вытекают из положений трудового законодательства.

Учитывая, что согласно представленным документам оплата ФКУ ИК-11 за спорные периоды 1 и 2 кварталы 2023 года произведена сотрудникам за работу в выходные и праздничные дни (л.д. 71-85), работники учреждения обратились в районный суд с исковым заявлением об оплате часов сверх нормальной продолжительности рабочего времени, в том числе за 1 и 2 кварталы 2023 года (нарушения, указанные в представлениях прокурора от 5 июля 2023 г. и 7 ноября 2023 г.), в представленном ФКУ ИК-11 и заверенном печатью учреждения расчете также указаны по каждому сотруднику часы, отработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени в период, указанный в представлениях прокурора, в ответах ФКУ ИК-11 на представления прокурора от 13 июля 2023 г., 5 декабря 2023 г. не отрицается факт осуществления работы сотрудниками учреждения сверх нормальной продолжительности рабочего времени, факт неоплаты им спорных периодов и непредоставления дней отдыха, что свидетельствует о правомерности требований прокурора и наличии в бездействии должностного лица состава вмененного правонарушения.

В материалы дела доказательств неисполнимости требований прокурора, а также сведений, достоверно подтверждающих принятие всех зависящих от должностного лица Шубина А.С. исчерпывающих, своевременных мер по исполнению представлений в рассматриваемой части, в материалах дела не содержится.

В связи с изложенным должностное лицо ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Пермскому краю обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя относительно непоступления от сотрудников иных рапортов, кроме оплаты им выходных и праздничных дней, не освобождало от исполнения требований трудового законодательства в части оплаты отработанных часов сверх нормальной продолжительности рабочего времени либо предоставления дней отдыха.

В целом доводы жалобы должностного лица не исключают ни объективной стороны состава административного правонарушения, ни умышленный характер допущенного им деяния, указанные обстоятельства объективно подтверждены материалами дела. Таким образом, умышленное бездействие должностного лица Шубина А.С. по невыполнению в полном объеме требований прокурора, вытекающих из его полномочий, правильно квалифицировано по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено должностному лицу Шубину А.С. в пределах санкции ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, личности должностного лица, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности должностного лица, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.

Из ч. 2 ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

В силу положений ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения.

Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

То обстоятельство, что в постановлении о возбуждении дела об административном при описании бездействия должностного лица не указан конкретный период, не влечет отмену либо изменение правильного по существу судебного акта, поскольку данный недостаток устранен в ходе рассмотрения дела по жалобе должностного лица и установлено, что начало течения срока по первому представлению начинается с 10 августа 2023 г., по второму представлению - с 10 декабря 2023 г. и носит длящийся характер.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 28 марта 2024 г. (резолютивная часть постановления от 26 марта 2024 г.) по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - начальника ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Шубина Андрея Станиславовича оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья                                                                               Н.Н. Хорошева

12-23/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Шубин Андрей Станиславович
Суд
Чердынский районный суд Пермского края
Судья
Хорошева Нина Николаевна
Статьи

ст.17.7 КоАП РФ

Дело на странице суда
cherdyn--perm.sudrf.ru
15.04.2024Материалы переданы в производство судье
16.04.2024Материалы переданы в производство судье
15.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
03.06.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее