Дело № 2-587/2022
УИД № 24RS0054-01-2022-000436-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2022 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,
при секретаре Фоменко Е.Е.,
с участием помощника прокурора Ужурского района Шипиловой Т.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Ужурская СОШ № 1 им. ГСС А.К. Харченко», МКУ «Управление образования Ужурского района» о возложении обязанности по охране объекта,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования следующим. Прокуратурой Ужурского района проведена проверка исполнения образовательными учреждениями законодательства о противодействии терроризму. В соответствии с паспортом безопасности МБОУ «Ужурская СОШ № 1 имени ГСС А.К.Харченко» образовательному учреждению присвоена третья категория опасности. Паспортом безопасности предусмотрено, что для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта необходимо обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, со сроком исполнения до 31.12.2021. В соответствии с письмом Отделения вневедомственной охраны по Ужурскому району от 28.02.2022 требование, установленное паспортом безопасности, образовательным учреждением до настоящего момента не выполнено. Согласно информации МКУ «Управление образования Ужурского района» от 05.03.2022 объекты муниципальных образовательных учреждений по состоянию на 05.03.2022 не обеспечены физической охраной сотрудниками Росгвардии, частных охранных предприятий по причине отсутствия в районном бюджете свободных финансовых средств для осуществления указанного мероприятия. Как следует из п. 1.3 Устава МБОУ «Ужурская СОШ № 1 имени ГСС А.К.Харченко» учредителем школы является муниципальное образование Ужурский район Красноярского края. Полномочия учредителя в отношении школы осуществляет МКУ «Управление образования Ужурского района». Учреждение находится в ведомственном подчинении МКУ «Управление образования Ужурского района». Пунктом 2.1 Устава МКУ «Управление образования Ужурского района» главной целью Учреждения являются обеспечение реализации на территории муниципального образования Ужурский район, предусмотрены законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Ужурского района Красноярского края в сфере образования. В соответствии с п. 2.3 Устава МКУ «Управление образования Ужурского района» для достижения целей, указанных в пунктах 2.1-2.2 настоящего Устава, Управление осуществляет в установленное законодательством Российской Федерации порядке функции по материально-техническому и информационному обслуживанию образовательных учреждений в пределах своих полномочий, создает условия для содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений обустройство прилегающих территорий. Таким образом, обязанность по исполнению требований федеральной законодательства, в том числе в области обеспечения безопасных условий обучения возлагается на МБОУ «Ужурская СОШ №1 имени ГСС А.К.Харченко» и МКУ «Управление образования Ужурского района». Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы неопределенного круга лица, посещающих указанное образовательное учреждение, создают реальную опасность не защищенности обучающихся от вреда жизни и здоровью, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством. Прокурор Ужурского района Красноярского края просит обязать МБОУ «Ужурская СОШ №1 имени ГСС А.К.Харченко» и МКУ «Управление образования Ужурского района» в срок до 30.09.2022 обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, путем обеспечения охраны объекта (территорий) (физической охраны), сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, здания МБОУ «Ужурская СОШ №1 имени ГСС А.К.Харченко», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ужур, ул. Гоголя, 8, с прилегающей к нему территорией.
Помощник прокурора Ужурского района Шипилова Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Ужурская СОШ № 1 им. ГСС А.К. Харченко», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. Директор МБОУ «Ужурская СОШ № 1 им. ГСС А.К. Харченко» Агеева Т.Г. в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя образовательного учреждения.
Представитель ответчика МКУ «Управление образования Ужурского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. Директор МКУ «Управление образования Ужурского района» Милина И.В. в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления, исковые требования прокурора Ужурского района признает в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица Пойманова Г.В. в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в письменном отзыве указала, что имущество образовательного учреждения находится в муниципальной собственности Ужурского района, но отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении этого имущества учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Согласно Уставу МБОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 1 имени ГСС А.К. Харченко», учредителем является муниципальное образование Ужурский район, в лице администрации Ужурского района, при этом функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Ужурского района, в свою очередь полномочия учредителя и учреждения определены Уставом учреждения. Устранение нарушений требований антитеррористического законодательства осуществляется посредством заключения муниципальных контрактов, гражданских договоров на выполнение необходимых работ, при этом постановлением администрации Ужурского района от 30.12.2013 №1247 «Об определении уполномоченного органа и утверждении порядка взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Ужурского района Красноярского края» МБОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 1 имени ГСС А.К. Харченко» определена муниципальным заказчиком и самостоятельно заключает муниципальные контракты, договоры. Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился с иском на основании не устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму МКУ «Управление образования Ужурского района». Учитывая, что функции и полномочия учредителя в сфере образования выполняет МКУ «Управление образования Ужурского района», которым ежегодно разрабатывается муниципальная программа по финансированию сферы образования на территории Ужурского района, при этом денежные средства на реализацию мероприятий, предусмотренных указанной муниципальной программой, распределяются МКУ «Управление образования» самостоятельно, без участия администрации района.
Заслушав помощника прокурора Ужурского района Шипилову Т.В., исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ст. 38 Конституции РФ определено, что дети находятся под защитой государства.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пп. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условии может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу пп. 4 и 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактики терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного» самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее Требования).
Согласно пп. «б» п. 25 указанных Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Судом установлено, что прокуратурой Ужурского района Красноярского края проведена проверка образовательного учреждения МБОУ «Ужурская СОШ № 1 имени ГСС А.К. Харченко», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ужур, ул. Гоголя,8, в части исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования, в ходе, которой установлено, что данный объект, имеющий третью категорию опасности, не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен.
Из Устава МБОУ «Ужурская СОШ № 1 имени ГСС А.К. Харченко» следует, что учредителем школы является муниципальное образование Ужурский район Красноярского края. Полномочия учредителя в отношении школы осуществляет Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Ужурского района». Учреждение находится в ведомственном подчинении МКУ «Управление образования Ужурского района».
МБОУ «Ужурская СОШ № 1 имени ГСС А.К. Харченко» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевые счета в органах казначейства, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.
Согласно Уставу, компетенция учредителя включает в себя реорганизацию и ликвидацию МБОУ, утверждение и изменений Устава МБОУ, получение ежегодного отчета от школы о поступлении и расходовании финансовых материальных средств.
Таким образом, судом установлено, что на территории объекта МБОУ «Ужурская СОШ № 1 имени ГСС А.К. Харченко» обеспечение охраны в соответствии с пп. «б» п. 25 требования Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 не осуществляется.
Системное толкование всего содержания Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 позволяет прийти к выводу о необходимости физического присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений. Так, иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 24 Требований Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, а мероприятия, указанные в п. 25 данных Требований, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу п. 17 Требований Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организации на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 пп. «б» п. 25, признающего такое присутствие обязательным.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (п.3 ст. 123.21 ГК РФ).
Учитывая, что обеспечение охраны здания школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников образовательного учреждения. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, а потому суд считает заявленные требования прокурора Ужурского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Ужурская СОШ №1 имени ГСС А.К. Харченко» и МКУ «Управление образования Ужурского района» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке исполнения обязанности по обеспечению безопасных условий обучения путем обеспечения охраны здания данного образовательного учреждения и прилегающей к нему территории, суд принимает во внимание, что для исполнения указанной обязанности необходимо время и денежные средства, а потому время до 30 сентября 2022 года, по мнению суда, является разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать МБОУ «Ужурская СОШ № 1 имени ГСС А.К. Харченко» и МКУ «Управление образования Ужурского района» в срок до 30.09.2022 обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, путем обеспечения охраны объекта (территорий) (физической охраны), сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, здания МБОУ «Ужурская СОШ № 1 имени ГСС А.К. Харченко», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ужур, ул. Гоголя, 8, с прилегающей к нему территорией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Ю.Н. Моховикова
Решение в окончательной форме составлено и подписано 18 мая 2022 года