Судебный акт #1 (Определение) по делу № 7-247/2022 от 16.03.2022

Судья Фаррухшина Г.Р. дело № 12-84/2022(первая инстанция)

дело №7-247/2022 (вторая инстанция)

УИД № 18RS0003-01-2021-006052-38

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчук Олег Васильевич рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 30 марта 2022 года жалобу защитника Г – Чувашовой Елены Ивановны на решение судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 31 января 2022 года,

установил:

Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике Хижняка С.В. от 12 августа 2021 года должностное лицо - директор <данные изъяты> (далее по тексту – <данные изъяты>») – Г признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 31 января 2022 года постановление должностного лица административного органа от 12 августа 2021 года оставлено без изменения, жалоба защитника Г – Чувашовой Е.И. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики защитник Г – Чувашова Е.И. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, в связи с тем, что начальником межрайонной ИФНС России №10 по Удмуртской Республике 12 августа 2021 года вынесено 11 постановлений о привлечении Г к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом все постановления вынесены по одному и тому же факту нарушения валютного законодательства, фактически Г совершено одно правонарушение, что не учтено ни налоговым органом, ни судом.

Не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Субъектами административного правонарушения являются, в том числе должностные лица.

Исходя из положений КоАП РФ, статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности.

Административная ответственность должностных лиц по КоАП РФ возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей, то есть, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Как следует из материалов дела, Г является директором <данные изъяты>», следовательно, он является субъектом вмененного административного правонарушения

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Федеральный закон № 173-ФЗ) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

В силу подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ под валютной операцией понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 5 июня 2017 года между <данные изъяты>» и Э, заключен трудовой договор .

Пунктом 5.3 трудового договора предусмотрено, что заработная плата выплачивается два раза в месяц: не позднее 28 числа месяца, за которым выплачивается заработная плата, и не позднее 15 числа месяца следующего за месяцем, за которым выплачивается заработная плата наличными через кассу организации.

16 октября 2019 года <данные изъяты>» осуществило выплату заработной платы указанному лицу наличным расчетом в сумме 6 769,00 рублей, что подтверждается платежной ведомостью от 16 октября 2019 года № 19.

Ответом МВД по Удмуртской Республике от 7 сентября 2020 года подтверждено, что иностранный гражданин Азербайджана Э находится на территории Российской Федерации на основании патента серии 18 .

Таким образом, Э в силу положений пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ является нерезидентом.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Выплата заработной платы в указанный перечень не включена.

В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работник Э являлся гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона № 173-ФЗ.

Таким образом, валютные операции между юридическим лицом резидентом (в данном случае <данные изъяты> и нерезидентом – Э должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.

Платежной ведомостью от 16 октября 2019 года №19, подписанной директором <данные изъяты>» Г, подтверждено, что Э получил в кассе предприятия денежные средства за расчетный период с 16 октября 2019 года по 18 декабря 2019 года, о чем свидетельствует собственноручная подпись работника.

Установленное свидетельствует о том, что Г, являясь директором резидента - юридического лица <данные изъяты> совершил 16 октября 2019 года валютную операцию, произведя отчуждение валюты Российской Федерации, нерезиденту Э с нарушением законодательства, минуя счета в уполномоченных банках.

Факт осуществления валютной операции без использования банковского счета подтверждается материалами дела.

Действия Г правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу по статье 24.5 КоАП РФ не имеется.

Доводы заявителя о длящемся характере совершенного правонарушения, о необходимости составления одного протокола и вынесения вместо одиннадцати одного постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подлежат отклонению на основании следующего.

Согласно пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, считается оконченным в момент осуществления выплаты наличных денежных средств резидентом нерезиденту, минуя счет в уполномоченном банке.

Каждая из произведенных выплат по соответствующей платежной ведомости является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, образует оконченный состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, составление должностным лицом ИФНС протоколов и вынесение постановлений по каждому факту осуществления незаконной валютной операции не противоречит действующему законодательству, с учетом размера санкции, предусмотренной законом, не свидетельствует о назначении Г административного штрафа в большем размере.

Административное наказание Г назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ и соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признакам индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является справедливым и соразмерным содеянному.

Порядок и срок давности привлечения Г к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                 решил:

постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике от 12 августа 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 31 января 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника Г – Чувашовой Елены Ивановны – без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья                                 О.В. Захарчук

7-247/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Гумбатов Б.А. Оглы директор ООО "Сибирь"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Захарчук Олег Васильевич
Статьи

ст.15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--udm.sudrf.ru
16.03.2022Материалы переданы в производство судье
30.03.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее