Дело № 2-1963/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2022г. Коломенский городской суд Московской области в составе: судьи Коротковой М.Е., при секретаре судебного заседания Подчипаевой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития Московской области, администрации городского округа Коломна о признании права на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству социального развития <адрес>, администрации городского округа Коломна о признании права на обеспечение жилым помещением.
В обоснование иска указывает, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, является <данные изъяты>).
Мать истца ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения об отце в свидетельстве о рождении истца внесены на основании заявления матери.
После смерти матери ФИО2 находился в социальном приюте для детей и подростков <адрес>.
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №№ за Михайлиным П.С. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № Постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № признано утратившим.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 находится в <данные изъяты> (<адрес>) и зарегистрирован в учреждении по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ. на основании личного заявления и приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО2 был переведен в отделение инвалидов молодого возраста (в настоящее время отделение трудовой реабилитации № <данные изъяты> Нахождение в данном учреждении возможно до достижения 35-летнего возраста.
На сегодняшний день истец не является собственником, нанимателем, ни членом семьи собственника либо нанимателя никакого жилого помещения, не имеет постоянной регистрации по месту жительства.
При этом у истца отсутствует жилое помещение по прежнему месту жительства, так как Постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, которым за ФИО5 была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> было признано утратившим Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, и ФИО2 снят с регистрационного учета по адресу ранее закрепленного жилого помещения.
Истец в ДД.ММ.ГГГГ года обратился в Управление опеки и попечительства по городскому округу Коломна Министерства социального развития <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. № Министерства социального развития <адрес> ФИО2 отказано во включении в Список.
Считает отказ незаконным и необоснованным.
В настоящее время ФИО2 <данные изъяты>, и он является лицом, не обеспеченным жилым помещением. Право на предоставление ему жилого помещения не реализовано.
Считает, что он, ФИО2, ранее относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а затем к категории лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Воспользоваться своим правом на однократное обеспечение жилым помещением в возрасте от 18 до 23 лет не представилось возможным, так как в тот момент у него отсутствовало медицинское заключение о возможности самостоятельного проживания.
Заключение медицинской комиссии о возможности проживать самостоятельно получено истцом только ДД.ММ.ГГГГ
Просит признать за ФИО2 право на однократное обеспечение жилым помещением как лица, относящимся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Министерство социального развития <адрес> включить ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Обязать администрацию городского округа Коломна предоставить ФИО2 однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма помещение в соответствии с порядком предоставления жилых помещений детям - сирота и детям, оставшимся без попечения родителей.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.78, 79).
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> по доверенности (л.д.41-43) ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.56). В суд направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и представлен письменный отзыв, в котором выражена позиция по непризнанию иска (л.д.77, 74-76).
Ответчик администрация городского округа Коломна не направила в судебное заседание представителя, извещена надлежащим образом, возражает по иску (л.д.80, 81, 37).
Третье лицо ГБСУСО МО «Семейный центр «Коломенский» не направило в судебное заседание представителя, извещено надлежащим образом (л.д.82).
Суд, проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 28.11.2015г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
В пункте 1 ст. 4 Закона Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, помещенные под надзор в государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные организации), муниципальные и частные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальные и частные организации), находятся на полном государственном обеспечении.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона Московской области от 15.10.2012г. №151/2012-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей», центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования), формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, по муниципальным районам и городским округам Московской области (далее - список).
Включение в список осуществляется на основании письменного заявления законных представителей детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из их числа.
Судом установлено, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>,
Родителями ФИО2 являются ФИО7 и ФИО8 что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.13). Сведения об отце в запись акта о рождении, свидетельство о рождении истца внесены на основании заявления матери (л.д.17 об., 34)
ФИО2 является <данные изъяты>) (л.д.15).
Мать истца ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.16, 17).
После смерти матери ФИО2 находился в социальном приюте для детей и подростков <адрес>.
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № за ФИО5 была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 18).
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 находится в <данные изъяты> (<адрес>) и зарегистрирован в учреждении по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13 об.)
С ДД.ММ.ГГГГ. на основании личного заявления и приказа <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО2 был переведен в отделение инвалидов молодого возраста (<данные изъяты>») (л.д.19 об.).
ФИО2 работает <данные изъяты> № с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время в должности животновода (л.д.20).
Нахождение в данном учреждении возможно до достижения 35-летнего возраста.
На сегодняшний день истец не является собственником, нанимателем, ни членом семьи собственника либо нанимателя никакого жилого помещения, не имеет постоянной регистрации по месту жительства.
При этом у истца отсутствует жилое помещение по прежнему месту жительства, так как Постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым за ФИО5 была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, было признано утратившим Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.18 об.), и ФИО2 снят с регистрационного учета по адресу ранее закрепленного жилого помещения (л.д.23).
За время нахождения ФИО2 ни он, ни его законные представители в органы опеки и попечительства городского округа Коломна по вопросу обеспечения жильем не обращались.
Только ДД.ММ.ГГГГ. в период нахождения в <данные изъяты>» ФИО2 было получено заключение медицинской комиссии о возможности проживать самостоятельно (л.д.23 об.).
В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Отдел опеки и попечительства по городским округам Зарайск и Серебряные Пруды Министерства социального развития Московской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. № Министерства социального развития <адрес> ФИО2 отказано во включении в Список по основаниям того, что ФИО2 не имеет регистрации на территории городского округа <адрес> (л.д. 21).
В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 обратился в Управление опеки и попечительства по городскому округу Коломна Министерства социального развития <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. № Министерства социального развития <адрес> ФИО2 отказано во включении в Список, в связи с тем, что на момент обращения истец достиг возраста 32 года (л.д. 22).
В настоящее время ФИО2 достиг возраста <данные изъяты> лет и уже не относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, ФИО2 ранее относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.11.2013г., для правильного рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями, необходимо выяснить возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, а также причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являются следующие:
-ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
-незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23-х лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится в <данные изъяты>»), находился на полном государственном обеспечении; является <данные изъяты>.
Врачебным заключением от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 освидетельствован и по психологическому статусу установлена возможность самостоятельного проживания.
Таким образом, к моменту освидетельствования ФИО2 достиг возраста <данные изъяты> лет, однако ранее состояние его здоровья объективно не позволяло ему встать на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что указанные причины являются уважительными.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. (в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГг.) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Вышеназванными доказательствами подтверждено отсутствие закрепленного за истцом жилого помещения на каком-либо праве.
С учетом изложенного, суд считает, что у ФИО2 возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Суд считает, что местом жительства ФИО2 на момент рассмотрения настоящего спора являетсяв <данные изъяты>»).
Данные обстоятельства предоставляют право истцу заявления требований об обеспечении жилым помещением на территории городского округа Коломна.
По указанным основаниям суд удовлетворяет исковые требования ФИО2
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ № ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░