Дело № 2-1527/2019 14 июня 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Фериной Л.Г.,
при секретаре Стрижеус Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Своровского <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении периодов в специальный стаж, перерасчете размера пенсии,
установил:
Своровский <данные изъяты> обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Северодвинске) о включении периодов в специальный стаж, перерасчете размера пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что с 21.09.2012 является получателем страховой пенсии по старости. Полагает, при оценке его пенсионных прав ответчик необоснованно не включил в его специальный стаж по Списку № 2 период учебы в училище системы профессионально-технического образования с 01.09.1978 по 03.07.1981 и период службы в составе Вооруженных сил СССР с 02.11.1982 по 06.12.1984. Просит обязать ответчика включить данные периоды в специальный стаж по Списку № 2 и произвести перерасчет размера пенсии с 21.09.2012 в соответствии с положениями пунктов 3 и 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», взыскать расходы по оформлению доверенности в размере 2600 рублей.
Истец Своровский <данные изъяты>. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 78).
Представитель истца Титов <данные изъяты>. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что просит произвести перерасчет пенсии истца в соответствии с пунктами 3 и 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа на соответствующих видах работ с учетом всех периодов работы, включенных на момент назначения пенсии Своровскому Дмитрию Геннадьевичу 21.09.2012 в его специальный стаж в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в полном объеме, в том числе в должности сборщика корпусов металлических судов и слесаря монтажника судового, а также периода учебы в училище системы профессионально-технического образования и службы в составе Вооруженных сил СССР, поскольку представитель ответчика указывает на возможное исключение периодов работы истца в должности слесаря монтажника судового из его специального стажа и, как следствие, уменьшение размера его пенсии при включении периодов обучения истца и службы армии в его специальный стаж.
Представитель ответчика Олонцева <данные изъяты> в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что в случае включения периодов обучения истца и службы в армии в стаж работы с тяжелыми условиями труда в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях в СССР» и принятым в соответствии с ним Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года, приравняв их к работе в должности сборщика корпусов металлических судов, из специального стажа истца будут исключены периоды его работы в должности слесаря монтажника судового и размер пенсии истца будет уменьшен, поскольку профессии слесаря монтажника судового предусмотрены Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, тогда как действовавший в спорные период Список №2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, не предусматривал таких профессий для досрочного назначения пенсии по старости.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца.
Выслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истца, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 21.09.2012, пенсия назначена в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ»).
Условия и порядок назначения и перерасчета пенсии до 01.01.2015 регулировались Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим на момент назначения истцу трудовой пенсии по старости.
На основании п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.
Согласно п. 9 ст. 30 Закона № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В силу п. 10 Закона № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.
Истцу конвертация пенсионных прав произведена по наиболее выгодному для него варианту - исходя из стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком не оспаривается, что периоды обучения истца в СПТУ № 1 им. 60-летия ВЛКСМ г. Северодвинска с 01.09.1978 по 03.07.1981, службы в составе Вооруженных сил СССР с 02.11.1982 по 06.12.1984 не были включены в специальный стаж работы истца.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Аналогичная правовая позиция изложена в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Согласно записям в трудовой книжке истца, копии диплома и военного билета он в период с 01.09.1978 по 03.07.1981 обучался в СПТУ № 1 им. 60-летия ВЛКСМ г. Северодвинска; в период с 06.07.1981 по 22.10.1982 работал сборщиком корпусов металлических судов на Северном машиностроительном предприятии; в период с 02.11.1982 по 06.12.1984 проходил службу в Советской армии; 04.03.1985 истец был принят слесарем механосбор. работ на Северное машиностроительное предприятие, 04.01.1987 был переведен слесарем монтажником судовым.
Сторона истца полагает, что период обучения в училище и период службы в армии подлежат включению в специальный стаж с тяжелыми условиями труда на основании п. 109 постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590.
До 01 января 1992 года пенсии устанавливались в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях в СССР» и принятым в соответствии с ним Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года.
В соответствии с подп. «з», «к» п.109 указанного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего, в общий стаж работы засчитывались обучение в профессионально-технических училищах и служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР; служба в органах милиции.
При этом п.109 Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно пп. «а» п.16 Положения на льготных условиях имели право на пенсию по старости рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР, а по пп. «б» п.16 Положения – рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда (по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР).
Иными словами, периоды обучения и службы в армии приравнивались к работе в особых условиях труда – к работе с вредными или тяжелыми условиями труда, но при условии, если за периодом обучения следовала такая работа, а периоду службы она предшествовала, либо следовала за ней. При этом периоды обучения и службы приравниваются только к той работе, которая фактически имела место – к работе с вредными или тяжелыми условиями труда.
Как следует из материалов дела, после окончания обучения истца в училище следовала период работы сборщиком корпусов металлических судов с 06.07.1981 по 22.10.1982, который включен пенсионным органом в стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Указанный период также предшествовал периоду прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР.
В связи с тем, что по окончании периода обучения следовал период работы с тяжелыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, а периоду прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР указанный период предшествовал, спорные периоды обучения истца и прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежат включению в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2.
Отклоняя доводы представителя ответчика о том, в силу абз. 3 ст. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года №590, в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии учитывается в размере, не превышающем имеющегося по состоянию на 01 января 1992 года стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях, суд обращает внимание на следующее.
Период обучения не превышает в целом имеющийся специальный стаж работы истца с тяжелыми условиями труда, который на момент назначения пенсии установлен пенсионным органом в количестве более требуемых 12 лет 6 месяцев, в связи с чем, периоды обучения истца с 01.09.1978 по 03.07.1981 и службы в армии с 02.11.1982 по 06.12.1984 подлежат включению в специальный стаж в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что в случае включения периодов обучения истца и службы в армии в стаж работы с тяжелыми условиями труда в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях в СССР» и принятым в соответствии с ним Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года, приравняв их к работе в должности сборщика корпусов металлических судов, из специального стажа истца будут исключены периоды его работы в должности слесаря монтажника судового и размер пенсии истца будет уменьшен, поскольку профессии слесаря монтажника судового предусмотрены Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, тогда как действовавший в спорные период Список №2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, не предусматривал таких профессий для досрочного назначения пенсии по старости, суд не принимает во внимание как противоречащие правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, а также положениям п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», которые предполагают последовательное применение пенсионного законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ.
Учитывая изложенное, возлагая на ответчика обязанность включить истцу в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 2, периоды обучения в училище системы профессионально-технического образования с 01.09.1978 по 03.07.1981 и службы в составе Вооруженных сил СССР с 02.11.1982 по 06.12.1984, суд обязывает ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии с даты назначения пенсии, то есть с 21.09.2012 в соответствии с пунктами 3 и 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа на соответствующих видах работ с учетом всех периодов работы, включенных на момент назначения пенсии Своровскому Дмитрию Геннадьевичу 21.09.2012 в его специальный стаж в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в полном объеме, в том числе в должности сборщика корпусов металлических судов и слесаря монтажника судового, а также периода учебы в училище системы профессионально-технического образования и службы в составе Вооруженных сил СССР.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истец понес расходы по оформлению доверенности, которая выдана на участие представителя по настоящему гражданскому спору, подлинник которой приобщен к материалам дела, в размере 2600 рублей (л.д. 6, 7).
Указанные расходы относятся к судебным издержкам, понесены в связи с рассмотрением настоящего спора, в связи с чем, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Своровского <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении периодов в специальный стаж, перерасчете размера пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда Своровского <данные изъяты>, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по Списку № 2, периоды учебы в училище системы профессионально-технического образования с 01.09.1978 по 03.07.1981 и службы в составе Вооруженных сил СССР с 02.11.1982 по 06.12.1984 в полном объеме, произвести перерасчет размера его пенсии с учетом данных периодов с 21.09.2012 в соответствии с пунктами 3 и 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа на соответствующих видах работ с учетом всех периодов работы, включенных на момент назначения пенсии Своровскому <данные изъяты> 21.09.2012 в его специальный стаж в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в полном объеме, в том числе в должности сборщика корпусов металлических судов и слесаря монтажника судового, а также периода учебы в училище системы профессионально-технического образования и службы в составе Вооруженных сил СССР.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) в пользу Своровского <данные изъяты> расходы по оформлению доверенности в размере 2600 (две тысячи шестьсот) рублей.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.Г. Ферина
Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2019 года.