Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 21 марта 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Добиной Д.Д.,
с участием прокурора Никитиной Е.С., представителя административного истца – Юсупкалиевой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-721/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Заря» о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Заря» (далее также ООО «Заря», общество, административный истец) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018-2022 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 18.10.2017 № 1647, от 29 октября 2018 года № 1608, от 07 октября 2019 года № 2201, от 19 октября 2020 года № 2014, от 22 октября 2021 года № 2233 (далее также Перечни) в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного в г. Самара.
В обоснование заявленных требований указано, что в оспариваемые Перечни включено нежилое здание с кадастровым номером №, не имеющее правообладателя, в состав которого входят принадлежащие административному истцу ООО «Заря» и заинтересованному лицу ИП Ковалевой Т.Н. нежилые помещения, в связи с чем налог на имущество исчисляется из их кадастровой стоимости. Полагают, что здание не соответствует критериям объектов, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку принадлежащие ООО «Заря» нежилые помещения используются под гостиницу, а площадь помещений, занятых офисами, торговыми объектами, объектами общественного питания и бытового обслуживания не превышает 20% от общей площади здания. Необоснованное включение здания в Перечни на 2018-2022 г.г. нарушает права и законные интересы ООО «Заря», поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество из его кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Юсупкалиева Н.Б., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и письменных пояснениях.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что нежилое здание с кадастровым номером № обоснованно включено в оспариваемые Перечни на основании пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, поскольку имеет наименование «Гостиница «Жигули», а такие здания, как правило, используются совместно с объектами общественного питания (напр. рестораны, кафе) и объектами бытового обслуживания (напр. прачечные, химчистки).
Заинтересованное лицо Ковалева Т.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещена, о причинах неявки не сообщила.
В силу ст.ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
На основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 18 октября 2017 года № 1647 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год; опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в печатном издании «Волжская коммуна» N 281(30176) 31.10.2017; N 283(30178) 01.11.2017, N 285(30180) 02.11.2017; N 297(30192) 16.11.2017;
- от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании «Волжская коммуна», N 308(30543) 20.11.2018;
- от 07 октября 2019 года № 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании «Волжская коммуна», N 158(30741) 23.10.2019;
- от 19.10.2020 № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, опубликованный на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании «Волжская коммуна», N 171(30955), 21.10.2020;
- от 22.10.2021 № 2233, которым в Приложении № 1 утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых зданий) на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре их принятия и порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2018-2022 г.г. министерством имущественных отношений включено нежилое здание с кадастровым номером №.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН) имеются сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 3 128,2 кв.м, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, д.78.
Сведения о правообладателе данного здания в ЕГРН отсутствуют, что следует из выписки от 10.12.2021.
Из материалов административного дела также следует, что в состав указанного выше здания входят:
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 2 698,8 кв.м, собственником которого является ООО «Заря»;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 434, 9 кв.м, собственником которого является Ковалева Т.Н.
Общая площадь помещений соответствует площади нежилого здания.
По сообщению ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области от 09.11.2021, сведения о входящих в состав здания объектах с кадастровыми номерами № (содержатся в выписке из ЕГРН от 10.12.2021), являются ошибочными, принимаются меры к устранению технической ошибки.
Согласно статье 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Статьей 374 НК РФ предусмотрено, что объектами налогообложения признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Несмотря на отсутствие зарегистрированных прав на спорное нежилое здание по причине первичной регистрации прав на нежилые помещения в нем, а также на отсутствие данного здания на балансе юридического лица в качестве объекта основных средств, включение здания приказами министерства имущественных отношений в Перечни на 2018-2022 гг., по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, влечет для административного истца, в собственности которого находится входящее в состав здания нежилое помещение, обязанность уплаты налога на имущество из его кадастровой стоимости. Данное обстоятельство подтверждается и актами налоговых проверок №№ 5066, 5069, 5071 от 23.09.2021, №№ 18, 19 от 03.02.2022.
Таким образом, административный истец вправе оспорить нормативные правовые акты – приказы министерства имущественных отношений Самарской области, которыми нежилое здание включено в Перечни на 2018-2022 г.г.
ООО «Заря» обратилось в суд 20.01.2022, то есть в период действия Перечня на 2022 год. Несмотря на истечение срока действия приказов об утверждении Перечней на 2018-2021 годы, оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность общества по уплате налога на имущество, право на перерасчет налога, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказы не отменены, следовательно, подлежат применению и после истечения срока их действия в целях налогообложения.
Согласно позиции административного ответчика нежилое здание с кадастровым номером № включено в оспариваемые Перечни на основании пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, исходя из его наименования.
Проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений налогового законодательства, возможность включения недвижимого имущества в Перечень как объекта делового, административного (офисного) или коммерческого назначения (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание) определяется в зависимости от назначения и наименования не менее 20 процентов общей площади помещений в здании по данным ЕГРН или технического учета, вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) либо исходя из фактического использования не менее 20 процентов от общей площади помещений в здании в указанных выше целях.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером №, площадью 3 128, 2 кв.м, имеет назначение «нежилое» и наименование «Гостиница «Жигули».
Здание включает в себя нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 2 698,8 кв.м, назначением «нежилое» и наименованием «нежилое помещение (Гостиница)», а также нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 434, 9 кв.м, назначением «нежилое», назначением «помещение». Данные о виде разрешенного использования объектов недвижимости в ЕГРН отсутствуют.
20% от общей площади спорного нежилого здания составляют 625,64 кв.м.
Как видно из экспликации к техническому паспорту на здание, подготовленному МП Бюро технической инвентаризации г. Самара по состоянию на 06.10.2006, в его состав входят части (помещения) назначением:
подвал – склады, коридоры, подсобные; 1 этаж – лестничные клетки, склады, котельные, коридоры, кафе 32,7 кв.м, + кухня 9,5 кв.м, кафе-пиццерия 36, 6 кв.м; теплоцентр, помещения, подсобные помещения, торговый зал 77,4 кв.м + 71,9 кв.м, кабинеты, санузлы, прием посуды 6,2 кв.м; 2 этаж – жилые, коридоры, санузлы, л.клетки, бухгалтерия, горничная, слесарня, бытовка, раздевалка, душ, туалет, бельевые, камера хранения, склад, администратор; 3 этаж – л.клетки, коридоры, туалеты, жилые, умывальные, ванные, комн.дежурного; 4 этаж – л.клетки, коридоры, ванные, жилые, умывальные, туалеты, шкаф, ком.дежурного, санузлы.
При этом, термин «кабинет» не является равным по значению с термином «офис», а помещения назначением «кафе, кухня, кафе-пиццерия, торговые залы, прием посуды», которые могут быть отнесены к объектам торговли и общественного питания, по своей площади составляют 468, 6 кв.м, что не превышает 20% от общей площади здания.
Установлено также, что нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «занимаемый нежилым зданием (литера АА1А2А3А4) и прилегающей территорией». Собственниками участка являются ООО «Заря» и Ковалева Т.Н., о чем представлена выписка из ЕГРН от 16.02.2022.
Таким образом, сведения ЕГРН и имеющаяся техническая документация на спорное нежилое здание, как и вид разрешенного использования земельного участка не подтверждают предназначение здания для размещения административного-делового или торгового центра (комплекса) применительно к условиям, установленным положениями подпункта 1 пункта 1, пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, должно выясняться фактическое использование объекта недвижимого имущества.
Как видно из ответа министерства имущественных отношений Самарской области от 23.06.2021 на заявление ООО «Заря», в проведении осмотра здания отказано по причине, что общество не является его правообладателем.
Согласно представленным административным истцом сведениям, принадлежащее ООО «Заря» нежилое помещение, входящее в состав здания, используется как гостиница «Жигули», что подтверждено экспертным заключением ООО «<данные изъяты>» от 16.11.2021.
В числе видов деятельности ООО «Заря», как видно из выписки из ЕГРЮЛ от 19.11.2022, поименована «деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (код по ОКВЭД 55.10).
26.01.2016 ООО «Заря» выдано свидетельство о присвоении категории гостинице «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.
Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, согласно содержанию кода классификации 55.10 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Госстандарта от 31 января 2014 года, включает предоставление мест посетителям для проживания на срок от дня или недели, преимущественно для временного пребывания. Она включает в себя предоставление меблированных гостиничных номеров различных категорий с заправкой постели, сменой постельного белья и ежедневной уборкой. В перечень дополнительных услуг могут входить: обеспечение питанием и напитками, предоставление автостоянки, услуги прачечной, библиотеки, плавательных бассейнов и тренажерных залов, комнат отдыха и развлечений, а также предоставление конференц-залов и залов для совещаний.
Вместе с тем, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2016 года N 2496-р, деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (55.10) не отнесена к бытовым услугам, в отношении которых статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности исчисления налоговой базы.
ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания» деятельность гостиниц к самостоятельным услугам общественного питания также не относит.
Из материалов дела следует, что часть нежилых помещений, принадлежащих ООО «Заря», были переданы в аренду в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания - ООО «<данные изъяты>» по договору от 01.10.2014, ООО «<данные изъяты>» по договору от 29.12.2015, ООО <данные изъяты> по договору от 01.05.2018, ООО «<данные изъяты>» по договору от 01.05.2019, <данные изъяты>. по договору от 16.09.2019, ООО «<данные изъяты>» по договору от 04.08.2020, ФИО1 по договору от 21.09.2021.
В целом, общая площадь помещений, используемых под размещения офисов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания составила:
- в налоговый период 2018 года: 72,75 кв.м + помещение 434, 9 кв.м, принадлежащее ИП Ковалевой Т.Н., что составляет 507, 65 кв.м;
- в налоговый период 2019 года: 177,65 кв.м + помещение 434,9 кв.м, принадлежащее ИП Ковалевой Т.Н., что составляет 612, 55 кв.м;
- в налоговые периоды 2020-2022 г.г.: 174, 9 кв.м + помещение 434, 9 кв.м, принадлежащее ИП Ковалевой Т.Н., что составляет 609, 8 кв.м.
Указанные площади не превышают 20% от общей площади нежилого здания.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Обязанность доказывания законности включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Однако, доказательств, подтверждающих фактическое использование более 20% общей площади спорного нежилого здания в целях размещения объектов, поименованных в подпункте 1 пункта 1, пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком суду не представлено. Проверка фактического использования нежилого здания не проводилась.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Вместе с тем, исследованные доказательства не позволяют отнести нежилое здание с кадастровым номером № к административно-деловому либо торговому центру (комплексу), в связи с чем отсутствовали правовые и фактические основания для включения здания в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2022 г.г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы ООО «Заря», возлагая на общество обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия. Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судр е ш и л : административный иск общества с ограниченной ответственностью «Заря» удовлетворить. Признать недействующими со дня их принятия: - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № 4740 нежилого здания с кадастровым номером №; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № 4630 нежилого здания с кадастровым номером №; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом № 4938 нежилого помещения с кадастровым номером №; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом № 4393 нежилого здания с кадастровым номером №; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233, в части включения в Приложение № 1 под пунктом № 4335 нежилого здания с кадастровым номером №. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья О.А. Калинникова Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.03.№ |