Дело № 21-12/2021 (21-588/2020)
Судья Порфирьев В.Г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
14 января 2021 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Понкратова Олега Николаевича на постановление государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды № 159/09/27 от 24 сентября 2020 года и решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 19 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУП «ЖКХ Козловского района» Понкратова Олега Николаевича
установил:
постановлением государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды № 159/09/27 от 24 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 19 ноября 2020 года, директор МУП «ЖКХ Козловского района» Понкратов О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Понкратов О.Н. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит названные акты отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения либо вынести решение об их изменении путем снижения административного штрафа в соответствии с частями 2.2, 2.3. статьи 4.1 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав Понкратова О.Н. и его защитника Федорову О.Н., поддержавшую жалобу, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении, прихожу следующему.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодексанарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Правовые основы использования и охраны водных объектов регулируются Водным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статья 35 Водного кодекса РФ).
Частью 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации установлены условия использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Частью 6 статьи 56 названого Кодекса установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Как следует из материалов дела и обстоятельств, установленных постановлением должностного лица органа административной юрисдикции и судьей районного суда, МУП «ЖКХ Козловского района» на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № от 25 сентября 2017 года эксплуатирует биологические очистные сооружения в <адрес>, на которые поступают хозяйственно – бытовые сточные воды жилого сектора. Сточные воды после очистки сбрасываются в <адрес> на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 13 сентября 2019 года, за 7 месяцев 2020 года сброшено 138,7 тыс. куб. м. 25 августа 2020 года по результатам лабораторных исследований качества сточной воды после очистных сооружений на выпуске в <адрес> выявлено нарушение пункта 12 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 13 августа 2019 года, и именно – превышение установленных названным актом нормативов, конкретные показатели которых указаны в обжалуемых актах.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения и.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, в отношении директора МУП «ЖКХ Козловского района» Понкратов О.Н., и вынесения государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды постановления № от 24 сентября 2020 года о привлечении должностного лица Понкратова О.Н. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой КоАП РФ.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица и судебном решении сделан обоснованный вывод о виновности должностного лица Понкратова О.Н. в нарушении требований законодательства об охране водных объектов, что правильно квалифицировано по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Доводы Панкратова О.Н. о том, что им приняты возможные меры по соблюдению установленных требований путем обращений к собственнику имущества об отсутствии блока доочистки и необходимости принятия мер по реконструкции и ремонту оборудования и отдельных секций очистных сооружений рассмотрены судьей суда районного суда и опровергнуты с подробным приведением мотивов.
С учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, при совершении которого существенно нарушены охраняемые общественные отношения, основания для признания его малозначительным отсутствуют.
Постановление должностного лица отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологически ресурсов по Чувашской Республике Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 21-01/0879/202 от 22 сентября 2020 года о привлечении МУП «ЖКХ Козловского района» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.33 КоАП РФ, по которой назначено предупреждение, не свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ общественным отношениям.
Достоверные сведения об имущественном положении заявителем в материалы дела не представлены, с учетом изложенного и учитывая отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, административный штраф, назначенный Понкратову О.Н. в минимальном размере, снижению в порядке частей 2.2 и 2.3. статьи 4.1. КоАП РФ не подлежит.
Допущенная неточность в наименовании юридического лица, директором которого является Понкратов О.Н. – указано «МУП «ЖКХ Козловское» вместо МУП «ЖКХ Козловского района», является очевидной, и подлежит устранению в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 КоАП РФ (правовая позиция, изложенная в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 43-АД20-6).
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2- 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене (изменению) состоявшихся по делу актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды № 159/09/27 от 24 сентября 2020 года и решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 19 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, в отношении директора МУП «ЖКХ Козловского района» Понкратова Олега Николаевича оставить без изменения, жалобу Понкратова О.Н. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев