Дело №2-4794/2024
УИД № 24RS0046-01-2024-004852-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2024 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Будковой А.В.,
при секретаре Смолиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных денежных средств в качестве мер социальной поддержки,
установил:
Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных денежных средств в качестве мер социальной поддержки в размере 53570,32 рублей.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 являлась получателем мер социальной поддержки на основании закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг". ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» стало известно, что ФИО1 сменила место жительства, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. Протоколами от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 закрыты меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ по причине переезда на другое постоянное место жительства. Таким образом, в связи с тем, что ответчик своевременно не сообщила о смене места жительства, у нее образовались следующие переплаты: компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45127,58 рублей; компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг на электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8422,74 рубля. Всего переплата предоставленных мер социальной поддержки составила сумму 53570,32 рублей.
В судебное заседание представитель Министерства социальной политики Красноярского края, ответчик ФИО1, представитель третьего лица КГКУ «УСЗН» не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, представитель истца при подаче иска просила рассмотреть дело без участия истца.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации в том числе и компенсационных выплат, предусмотренных законодательством РФ.
К спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной имеющему право на получение мер социальной поддержки гражданину компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в данном случае в форме ежемесячных жилищно-коммунальных выплат, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (далее Закон Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-2804) предусмотрены меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 педагогическим работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти края, краевых государственных учреждений социального обслуживания населения, врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти края, врачам, средним медицинским работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, краевых государственных учреждений социального обслуживания населения, руководителям и специалистам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства (за исключением общеотраслевых должностей служащих, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти), специалистам культуры краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, краевых государственных учреждений социального обслуживания населения, руководителям, психологам, социологам, социальным работникам краевых государственных учреждений социального обслуживания населения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, городских поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения (организации) являются основным местом работы, предоставляются компенсации в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края;
б) 100 процентов оплаты электрической энергии, тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в случае изменения места жительства, места пребывания получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получатель был снят с регистрационного учета по месту жительства, месту пребывания.
В соответствии с пунктом 10 статьи 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 получатели компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, обязаны сообщать в уполномоченную организацию о наступлении событий, которые влекут за собой изменение условий представления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки и их размеров, в течение одного месяца после наступления указанных событий; в том числе в случае изменения постоянного места жительства членов семьи получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилсь в Управление социальной защиты населения администрации <адрес> с заявлением о назначении меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Из указанного заявления следует, что при заполнении заявления о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчику разъяснено, что в случае изменения места жительства (места пребывания), места жительства (места пребывания) членов его семьи, изменения состава семьи, обстоятельств, влекущих утрату права на получение государственной услуги, она обязуется в течение одного месяца предоставить в орган социальной защиты населения сведения об указанных событиях.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ ответчику определены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ в КГКУ "УСЗН" поступили сведения о том, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по причине переезда на другое постоянное место жительства, протоколами с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки ответчику закрыты.
Обращаясь в суд с иском Министерство социальной политики <адрес> ссылалось на то, что общий размер переплаты ответчику по предоставленным мерам социальной поддержки составляет 53570,32 рублей, которые ФИО1 не возвращены.
Разрешая при таких обстоятельствах требования, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходит из того, что денежная сумма, предоставленная истцу, в качестве мер социальной поддержки, о взыскании которой как неосновательного обогащения просит истец, предоставлялась ответчику в качестве средства к существованию, следовательно, в соответствии с пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть взыскана с ответчика только в случае установления счетной ошибки или недобросовестности с ее стороны. Однако о наличии счетной ошибки истец не заявляет, ссылаясь на недобросовестность ответчика, которая не уведомила УСЗН о смене места жительства, влекущее за собой прекращение выплаты указанных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, само по себе неисполнение ответчиком обязанности по извещению территориального органа УСЗН о смене места жительства о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты мер социальной поддержки в отсутствие иных доказательств, не свидетельствует о ее недобросовестности в получении меры социальной поддержки от государства, являющейся для нее средством к существованию.
Кроме того, пунктом 8(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 предусмотрено, что уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, к числу которых отнесены сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения, сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Аналогичное положение закреплено в п. 9.1 статьи 13 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-204, согласно которому уполномоченная организация получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, предусмотренные пунктом 8(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены указанным выше Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", в котором указаны в том числе основания прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, среди них - изменение места постоянного жительства получателя субсидии (подпункт 4 статьи 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-2804), а также установлена обязанность гражданина - получателя мер социальной поддержки - в течение месяца извещать уполномоченную организацию об изменении постоянного места жительства членов семьи получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки. (п. 10 статьи 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-2804). При этом установлена и обязанность Уполномоченной организации самостоятельно получать, а также проверять представленные гражданами в целях получения мер социальной поддержки документы, в том числе путем межведомственного взаимодействия.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной субсидии (компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг), без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной жилищно-коммунальной выплатой (компенсацией) в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО1 о взыскании полученных денежных средств в качестве мер социальной поддержки.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО4 о взыскании полученных денежных средств в качестве мер социальной поддержки - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.В. Будкова
Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2024.