Дело № 5-193/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Казань, ул. Правосудия, д.2 12 марта 2024 года
Судья Московского районного суда г. Казани Залялиева Н.Г.,
с участием представителя Татарской транспортной прокуратуры Гарипова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Власовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Российские железные дороги», адрес регистрации: <адрес>, стр. 1, ИНН №, ОГРН №,
УСТАНОВИЛ:
Проведенной 07.02.2024 года в 16 часов 15 минут Татарской транспортной прокуратурой совместно со специалистами МТУ Ространснадзора по ПФО проверкой объекта транспортной инфраструктуры - <...> расположенной по адресу: <адрес>, открытого акционерного общества «Российский железные дороги» в лице Казанского центра организации работы железнодорожных станций Горьковской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги» ИНН:№, ОГРН:№, адрес (место нахождения): <адрес> стр. 1, выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры при следующих обстоятельствах.
В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-Ф3 «О транспортной безопасности» (далее – Закон №16-Ф3), федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора), согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно части 1 статьи 4 Закона №16-Ф3, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 9 статьи 1 Закона №16-Ф3, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1633 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» (далее – Требования).
В силу пункта 4 Требований, они являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Объекту - железнодорожной станции «Восстание» Казанского центра организации работы железнодорожных станций Горьковской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги» присвоена 2 категория (реестровый номер ЖСГ202112), и он внесен в Реестр категорированных ОТИ и ТС. 17.07.2023 утвержден План обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции «Казань».
Согласно подпункта «A» пункта 5 статьи 1 Закона №16-Ф3 объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, вокзалы и станции, следовательно, железнодорожная станция «Казань» является объектом транспортной инфраструктуры, а ОАО «Российские железные дороги» субъектом транспортной инфраструктуры, и, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона, на ОАО «Российские железные дороги» возложено обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Проверка показала, что Казанским центром организации работы железнодорожных станций Горьковской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги» не приняты достаточные меры для реализации установленных требований в сфере транспортной безопасности, 07.02.2024 выявлены следующие нарушения:
В нарушение подпункта «к» пункта 5 Требований, ОАО «Российские железные дороги» на ОТИ – железнодорожная станция «Восстание», не обеспечило доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с порядком, определяемым в соответствии с пункта 5 частью 2 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Вопреки требованиям подпункта «ж» пункта 5 Требований, ОАО «Российские железные дороги» на ОТИ – железнодорожная станции «Восстание», не реализован план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки: для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Кроме того, ОАО «Российские железные дороги», в нарушение подпункта «в» пункта 5 Требований, на ОТИ – железнодорожная станция «Восстание», не образовало (сформировало) и (или) не привлекло для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:
- работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
- специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Также, вопреки исполнению требований подпункта «а» пункта 9 Требований, ОАО «Российские железные дороги» на ОТИ - железнодорожная станция «Восстание», не оснастил объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
- видеоидентификацию объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном вокзале);
- видеораспознавание в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
- видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности;
- видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности;
- передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;
- хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток;
- выявление нарушителей в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
- возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности;
- документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных о лицах, пропущенных в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и технологический сектор зоны транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;
- определение соответствия постоянного пропуска предъявителя предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (железнодорожный вокзал) в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности.
В нарушение подпункта «б» пункта 9 Требований, ОАО «Российские железные дороги» на ОТИ – железнодорожная станция «Восстание» не обеспечил воспрепятствование проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе подготовленного нарушителя.
Кроме того, ОАО «Российские железные дороги» на ОТИ – железнодорожная станция «Восстание» не обеспечил проведение досмотра объектов досмотра при их перемещении с территории, прилегающей к зоне транспортной безопасности в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности. При уровне безопасности N 1, полном разделении на объекте транспортной инфраструктуры пассажиропотоков, следующих в пригородном и дальнем железнодорожных сообщениях, досмотр объектов досмотра, следующих в целях осуществления перевозки в пригородном железнодорожном сообщении и перемещаемых из зоны транспортной безопасности метрополитена в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности и (или) перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, может не проводиться, за исключением установления правовых оснований нахождения объектов досмотра в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, что является нарушением подпункта «в» пункта 9 Требований.
ОАО «Российские железные дороги» на ОТИ – железнодорожная станция «Восстание», не обеспечило осуществление наблюдения и (или) собеседования с ними на контрольно-пропускных пунктах, постах, в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, что является нарушением подпункта «д» пункта 9 Требований.
Также в нарушение подпункта «е» пункта 9 Требований ОАО «Российские железные дороги» на ОТИ – железнодорожная станция «Восстание», не обеспечило проведение дополнительного досмотра на контрольно-пропускных пунктах, постах и в зоне транспортной безопасности объектов досмотра, в отношении которых выявлена связь с совершением или подготовкой к совершению актов незаконного вмешательства, включая материальные объекты досмотра, подозрительные с точки зрения наличия предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Кроме того, в нарушение подпункта «е» пункта 3 Правил допуска на объекты транспортной инфраструктуры, являющихся приложением к Требованиям, ОАО «Российские железные дороги» на ОТИ – железнодорожная станция «Казань», не оснащены постоянные пропуска физических лиц, которые должны содержать информацию: машиносчитываемая часть для биометрического распознавания для пропусков на объекты транспортной инфраструктуры I и II категории.
Также в нарушение пункта 8 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» ОАО «Российские железные дороги» на ОТИ – железнодорожная станция «Восстание», не сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности).
В судебном заседании представитель Татарской транспортной прокуратуры Гарипов Р.Р. подтвердил обстоятельства, указанные в постановлении, считая вину ОАО «Российские железные дороги» полностью доказанной, просил привлечь общество к ответственности по части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ и назначить наказание в пределах санкции указанной статьи.
Представитель ОАО «Российские железные дороги», будучи надлежащим образом извещенным месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, судья считает возможным рассмотреть дело без участия указанного лица.
Выслушав явившегося лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Частью 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством РФ.
Согласно п. 9 п. 1 Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 года №1633 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта».
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения и его виновность подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением Заместителя Татарского транспортного прокурора Хисматова А.С. от 09.02.2024 года; предписанием об устранении выявленных нарушений требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности ОАО «Российские железные дороги» № от 15.11.2021 года; письмом о продлении срока исполнения предписания № от 12.05.2022 года; ходатайством о восстановлении и продлении срока исполнения предписания по ОТИ Восстание-Пассажирская № от 19.10.2022 года; ответом на ходатайство о продлении срока исполнения предписания № от 21.10.2022 года; ходатайством о восстановлении и продлении срока исполнения предписания по ОТИ Восстание-Пассажирская №исх.- 95/ГОР ДЦС-4 от 17.01.2023 года; ответом на ходатайство о продлении срока исполнения предписания № от 20.01.2023 года; рапортом помощника Татарского транспортного прокурора Гарипова Р.Р.; решением о проведении проверки № от 29.01.2024 года; письмом Татарской транспортной прокуратуры № от 02.02.2024 года; актом проверки от 07.02.2024 года; материалами дела в совокупности.
Из вышеизложенного следует, что ОАО «Российские железные дороги», зная о требованиях действующего законодательства по ОТБ, которые оно должно было исполнять в полном объеме с момента вступления данных требований в силу, не исполнило таковые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №.
Действия ОАО «Российские железные дороги» должностным лицом квалифицированы по части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В соответствии частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2020 N 17-П юридическое лицо лишь тогда подлежит привлечению к административной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно, когда установлен умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, ответственных за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, и этот вывод надлежащим образом мотивирован в постановлении по делу об административном правонарушении; в иных же случаях, когда умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, ответственных за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, из обстоятельств дела не усматривается, и при этом имелась возможность для соблюдения соответствующих требований, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, административная ответственность юридического лица может наступать только за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
В силу части 1 статьи 2.2 названного Кодекса административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Между тем, по настоящему делу не установлен умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, ответственного за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, следовательно, в силу положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2020 года №17-П юридическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно.
Таким образом, квалифицирующий признак «действие (бездействие), совершенное умышленно», в деянии юридического лица не доказано, что не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о необходимости переквалифицировать действия ОАО «Российские железные дороги» с части 3 на часть 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ – неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния.
При определении вида и размера административного наказания в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ судом учитывается характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, обстоятельства дела, степень вины, имущественное и финансовое положение общества.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.
Также не имеется оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и считать данное административное правонарушение малозначительным, поскольку несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц - пассажиров и грузоперевозчиков, пользующихся услугами ОАО «Российские железные дороги», а также безопасности государства. Принятие мер по обеспечению транспортной безопасности направлено на предотвращение появления указанной угрозы, поэтому данные меры должны применяться и соблюдаться независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности.
Санкцией части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Судья учитывает, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного производства.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, его последствия, имущественное и финансовое положение юридического лица, судья приходит к выводу о возможности назначения минимального наказания в виде административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф необходимо оплатить в течение 60 суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:
УФК по г. Москве (УФССП России по г. Москве, л/с 05731785710),
Наименование банка получателя – ГУ Банка России по ЦФО // УФК по г. Москве,
ОКТМО 45382000,
КПП 770101001,
ИНН 7704270863,
БИК 004525988,
Кор счет банка 40102810545370000003,
Счет получателя 03100643000000017300,
КБК 32211601111019000140,
УИН ФССП России 32277000240002489114.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Московский районный суд г. Казани в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Залялиева Н.Г.