Гр. дело № 2-508/2023 Мотивированное решение
УИД 51RS0007-01-2023-000452-22 изготовлено 12 апреля 2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 апреля 2023 г. город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Быковой Н.Б.
при помощнике судьи Ватуля Е.Н.,
с участием представителя истца Пучковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Апатитско-Кировская центральная городская больница» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, законодательства о пожарной безопасности и о социальных правах маломобильных групп населения,
установил:
Прокурор города Апатиты, действующий в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Апатитско-Кировская центральная городская больница» (далее – ГОБУЗ «АКЦГБ») об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, законодательства о пожарной безопасности и о социальных правах маломобильных групп населения. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Апатиты была проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства об основах охраны здоровья граждан, об антитеррористической защищенности и доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в деятельности отделения сестринского ухода ГОБУЗ «АКЦГБ», по результатам которой установлены нарушения в рассматриваемой сфере, а именно в помещениях медицинского назначения и буфете не установлены москитные сетки от насекомых, процедурный кабинет не оборудован смесителем с бесконтактным управлением, поверхности столов и стульев в холле помещения имеют повреждения, что не обеспечивает их надлежащую обработку, в буфете отсутствуют термометры для контроля температуры блюд на раздаче.
Кроме того, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: не обеспечено обозначение категорирования производственного помещения по взрывоопасно и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с требованиями глав 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не обеспечено категорирование по взрывоопасно и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с требованиями глав 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения складского назначения.
В части доступности помещений маломобильным группам населения лестница, ведущая к основному входу в здание медицинской организации по адресу: <адрес>, не оборудована непрерывным ограждением и поручнями с двух сторон.
В результате несвоевременного устранения выявленных нарушений требований законодательства об основах охраны здоровья граждан, о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также социальных правах маломобильных групп населения, здоровью неопределенного круга лиц (пациентов ГОБУЗ «АКЦГБ») может быть причинен существенный вред.
Просит обязать ответчика в срок до 1 марта 2024 г. в здании отделения сестринского ухода, расположенного по адресу: <адрес>: оборудовать окна в помещениях медицинского назначения и в буфете москитными сетками; оборудовать умывальник в процедурном кабинете смесителем с бесконтактным управлением; устранить дефекты отделки столов и стульев в холле отделения; обеспечить наличие в буфете отделения термометров для контроля температуры блюд; обеспечить обозначение категорий производственного помещения (помещение электрощитовой, вентиляционной) по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на дверях указанных помещений; обеспечить категорирование помещения складского назначения (помещение сестры хозяйки, фактический эксплуатирующееся как склад) по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; оборудовать внешнюю лестницу, ведущую к основному входу в здание медицинской организации по адресу: <адрес>, непрерывным ограждением и поручнями с двух сторон.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГОБУЗ «АКЦГБ» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не явился, представил заявление о согласии с исковыми требованиями и рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель третьего лица Территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по <адрес> в городах Кировск, Апатиты и <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, требования прокурора <адрес> поддерживает в полном объеме.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, позицию по иску не выразил.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителей ответчика и третьих лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свободы и законных интересов неопределённого круга лиц.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Положениями части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья являются доступность и качество медицинской помощи.
Согласно пунктам 1, 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях (статьи 6 Федерального закона № 323-ФЗ).
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования представляют собой обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (статья 1 указанного Закона).
В силу статьи 11 указанного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Кроме того, согласно статье 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Из материалов дела следует, что ГОБУЗ «АКЦГБ» является медицинской организацией, в деятельности отделения сестринского ухода (<адрес>) которой по результатам проверки исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства об основах охраны здоровья граждан, об антитеррористической защищенности и защиты социальных прав маломобильных групп граждан выявлены следующие нарушения:
- окна в помещениях медицинского назначения и в буфете не оборудованы москитными сетками в нарушение пунктов 2.12, 4.25.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 (далее – СП 2.1.3678-20), а также части 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции» от 09.12.2011 N 880;
- в нарушение пункта 4.4.6 СП 2.1.3678-20 умывальник в процедурном кабинете не оборудован смесителем с бесконтактным управлением;
- в нарушение пункта 4.7 СП 2.1.3678-20 поверхности столов и стульев в холле отделения имеют дефекты и повреждения, препятствующие их надлежаще обработке;
- в буфете отделения отсутствуют термометры для контроля температуры блюд в нарушение пунктов 5.1 и 5.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных Постановлением от 27 октября 2020 года № 32 главного государственного санитарного врача Российской Федерации;
- производственные помещения (помещение электрощитовой, вентиляционной) не обеспечены обозначениями категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на дверях указанных помещений, что нарушает пункт 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479;
- помещения складского назначения (помещение сестры хозяйки, фактический эксплуатирующееся как склад) не обеспечены категорированием по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что нарушает пункт 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479;
- внешняя лестница, ведущая к основному входу в здание медицинской организации, не оборудована непрерывным ограждением и поручнями с двух сторон, что не соответствует требованиям пунктов 8.1.2, 5.1.13 и 6.2.11 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.Наличие указанных нарушений ответчиком не оспаривается и подтверждается справкой старшего помощника прокурора г. Апатиты от 26 января 2023 г.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ГОБУЗ «АКЦГБ» требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, пожарной безопасности населения, а также социальной защиты инвалидов и обеспечении доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, что существенным образом нарушает право неопределенного круга лиц, в том числе на беспрепятственный доступ к социальному объекту, а также право на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, требования прокурора об обязании ответчика устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, законодательства о пожарной безопасности и о социальных правах маломобильных групп населения подлежат удовлетворению.
В силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства, которые связаны с необходимостью привлечения бюджетных средств и требуют финансовых и временных затрат, суд соглашается со сроком для устранения нарушений, предложенным истцом, до 1 марта 2024 г. По мнению суда, данный срок, исходя из обстоятельств дела, является разумным и достаточным.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор г. Кировска при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора города Апатиты Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Апатитско-Кировская центральная городская больница» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, законодательства о пожарной безопасности и о социальных правах маломобильных групп населения удовлетворить.
Обязать Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Апатитско-Кировская центральная городская больница» (ИНН 5118000861) в срок до 1 марта 2024 г. в здании отделения сестринского ухода, расположенного по адресу: <адрес>: - в помещениях медицинского назначения и в буфете отделения оборудовать окна москитными сетками;- в процедурном кабинете отделения оборудовать умывальник смесителем с бесконтактным управлением;
- в холле отделения устранить дефекты отделки столов и стульев;
- в буфете отделения обеспечить наличие термометров для контроля температуры блюд;
- обеспечить на дверях производственного помещения (помещение электрощитовой, вентиляционной) обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- обеспечить категорирование помещения складского назначения (помещение сестры хозяйки, фактический эксплуатирующееся как склад) по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- оборудовать внешнюю лестницу, ведущую к основному входу в здание по адресу: <адрес>, непрерывным ограждением и поручнями с двух сторон.
Взыскать с Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Апатитско-Кировская центральная городская больница» (ИНН 5118000861) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Быкова