Дело №
УИД-05RS0№-32
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хадисовой С.И. при секретаре ФИО6, в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Социального Фонда России по <адрес> к ФИО1 о взыскании излишне начисленных выплат в размере 332210 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Социального Фонда России по <адрес> в лице заместителя управляющего ФИО7 обратился в суд с иском ФИО1 о взыскании излишне начисленных выплат в размере 332210 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что 07.09.2022г. ответчик через Единый портал государственных и муниципальных услуг подал заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, на детей: ФИО2, 26.10.2011г.р., ФИО3, 19.04.2009г.р. в соответствии с Федеральным Законом от 19.051995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно ст.10.1 указанного Федерального закона, Право на ежемесячное пособиена ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, неопределенной вышеуказанным Федеральным законом № 81-ФЗ, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семи, а также перечень документов, необходимых для назначения указанных пособий и формы заявлений об их назначении в период возникновения правоотношений, были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «"Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении" (Далее – Правила).
Однако в результате технического сбоя программы (произошедшего по причине массового обращения граждан) данная выплата была получена ответчиком необоснованно, так как в ходе проверки было выявлено, что у заявителя отсутствует доход в расчетном периоде. Сумма выплат в период с 01.04.2022г. по 30.04.2023г. составила 332210 рублей, которые ответчик в добровольном порядке не возвратил.
Истец, считает, что в силу требований п.1 ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ.
ОСФР по РД, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечило, о причинах неявки суду не сообщило..
Ответчик, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах своей неявки не сообщил, направив в суд письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, ввиду того, что к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на ребенка возрасте от 8 до 17 лет, подлежат применению положения подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. При подаче заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг она просто заполнила форму заявления, поскольку предполагала, что право на ежемесячные выплаты у нее возникают в силу того, что она имеет детей в возрасте от 8 до 17 лет и не имеет дохода. При заполнении заявления, она сведения о наличии или отсутствии дохода не указывала, поскольку указание таких сведений в заявлении не требовалось.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие надлежаще извещенных истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральнымзаконом.
Как следует из материалов дела, 07.09.2022г. ответчик ФИО8 обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в ГУ – Отделение Пенсионного Фонда РФ по РД. В заявлении указаны анкетные данные заявителя, а также данные документа удостоверяющего личность, сведения о месте жительства, а также семейного положения, сведения о супруге заявителя, сведения об общих детях заявителя, иные сведения из которых ответчик указала только, что она и члены ее семьи получали доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Решением ГУ – Отделение Пенсионного Фонда РФ по РД от 14.09.2022г. назначены меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, на детей: ФИО2, 26.10.2011г.р., ФИО4, 13.04.2009г.р.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД от 14.05.2022г. изменены назначенные меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет и выплата их прекращена с 01.05.2023г.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Истец в своем исковом заявлении не ссылается на недобросовестность ответчика при предоставлении ею сведений, а указывает на техническую ошибку, вследствие которой выплата была назначена необоснованно.
Как указано в п.31 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении" в случае излишне выплаченных получателю сумм пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в связи с несвоевременным поступлением документов (сведений) от компетентных ведомств в порядке межведомственного электронного взаимодействия взыскание указанных сумм с получателя Пенсионным фондом Российской Федерации не производится.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением мер социальной поддержки отдельными категориями граждан, установленных законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О).
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления (абзац второй пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П).
В соответствии с частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие условия и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Предусмотренные нормативными правовыми актами ежемесячные выплаты, являются мерой социальной поддержки определенной категории граждан, в связи с чем по своей правовой природе относятся к средствам существования гражданина.
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на ребенка возрасте от 8 до 17 лет, подлежат применению положения подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При таких обстоятельствах исковые требования Отделения Социального Фонда России по <адрес> являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Отделения Социального Фонда России по <адрес> о взыскании с ФИО5 излишне начисленных выплат в размере 332210 (триста тридцать две тысячи двести десять) рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан суд через Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.И. Хадисова