Дело № 5-429/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Санкт-Петербург 08 июня 2022 года
Судья Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга Коваль Н.Ю.,
с участием ведущего специалиста отдела правового обеспечения административного производства Юридического управления Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Гладких Г.Т.,
– рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 5, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 20, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.13 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Саркисова К.С., дата года рождения, уроженца <адрес> Узбекской ССР, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>,
установил:
Саркисов К.С. нарушил требования сохранения, использовании и государственной охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом Г.Г. Елисеева», по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 14, лит. А, что выразилось в проведении в отсутствие письменного задания, разрешения КГИОП, согласованной КГИОП проектной документации, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, в отсутствие разрешения КГИОП и согласованной КГИОП проектной документации перепланировки и переустройства пом. 1-Н, расположенного в Объекте, а именно:
- в ч.п. 1 смонтированы две перегородки, одна из которых с дверным проемом;
- в ч.п. 9 демонтирована перегородка к ч.п. 12;
- демонтирована перегородка между ч.п. 7 и 6;
- в ч.п. 5 смонтированы новые перегородки с дверными проемами;
- из ч.п. 5 на дворовой фасад выведено дополнительное оборудование - воздуховоды, которые ранее зафиксированы актом мероприятия по контролю за состоянием объекта от 03.03.2021 г. в нарушение ст. 33, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, что выявлено 19.07.2021 г. при проведении внеплановой выездной проверки на основании приказа КГИОП № 392-п от 05.07.2021 г.
В соответствии с распоряжением КГИОП от 20.10.2009 г. № 10-33 «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 14, лит. А, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом Г.Г. Елисеева».
Распоряжением КГИОП от 12.12.2011 года № 10-911 определен предмет охраны объекта, согласно которому обязательному сохранению подлежит архитектурно-художественное решение фасадов (композиция), в т.ч. дворовые фасады, а также декоративно-художественная отделка интерьеров.
Саркисов К.С. является собственником ? помещения 1-Н, расположенного в указанном объекте.
Саркисов К.С. в судебное заседание не явилась, с учетом надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, путем направления судебной повестки, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Саркисова К.С.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен специалист КГИОП Гладких Г.Т., которая подтвердила фактические обстоятельства дела. Пояснила, что по результатам проведения осмотра помещения, расположенного в объекте культурного наследия регионального значения «Дом Г.Г. Елисеева», по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 14, лит. А, выявлена самовольная перепланировка. В связи с выявленными нарушениями, в отношении собственника квартиры был составлен протокол об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд считает установленной вину Саркисова К.С. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, то есть в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, которая подтверждается представленными в суд материалами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 17.12.2021 года № 487-2021, в котором отражено существо административного правонарушения и дана его юридическая квалификация;
- копией обращения Пуманэ Н.Н., в связи с проведенной в данном помещении перепланировкой;
- копией приказа КГИОП № 392-п от 05.07.2021 г. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Саркисова К.С., по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 14, лит. А, с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 12.04.2021 г. вх. № 01-31-11437/21-0-0 по вопросу нарушения обязательных требований законодательства, сроком с 19.07.2021 по 19.07.2021 г., уведомление о проведении проверки вручено 07.07.2021 г.;
- копией акта проверки от 19.07.2021 года, в соответствии с которым сотрудниками КГИОП проведено обследование помещения, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 14, лит. А, в рамках которого, выявлены нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:
- в ч.п. 1 смонтированы две перегородки, одна из которых с дверным проемом;
- в ч.п. 9 демонтирована перегородка к ч.п. 12;
- демонтирована перегородка между ч.п. 7 и 6;
- в ч.п. 5 смонтированы новые перегородки с дверными проемами;
- из ч.п. 5 на дворовой фасад выведено дополнительное оборудование - воздуховоды, которые ранее зафиксированы актом мероприятия по контролю за состоянием объекта от 03.03.2021 г.;
- копией выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, из которой следует, что правообладателем 1/2 доли помещения 1-Н, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 14, лит. А, является Саркисов К.С.;
- копией распоряжения председателя КГИОП № 10-911 от 12.12.2011 года «Об утверждении перечня предметов охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом Г.Г. Елисеева», в который включены, в частности, архитектурно-художественное решение фасадов (композиция), в т.ч. дворовые фасады, а также декоративно-художественная отделка интерьеров.
Суд признает представленные доказательства допустимыми, достоверными, полученными с соблюдением норм закона, подтверждающими наличие события и состава административного правонарушения, а также вины Саркисова К.С. в его совершении. Протокол об административном правонарушении от 17.12.2021 года № 487-2021 составлен в соответствии с требованиями ст. ст. 28.2-28.3, 28.5 КоАП РФ, уполномоченным на то должностным лицом, в присутствии защитника лица, привлекаемого к административной ответственности. Сведения, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении, объяснениях и иных документах принимаются в качестве доказательств вины, так как они составлены с соблюдением требований КоАП РФ.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации согласно статье 3 Федерального закона от 26 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу положений пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Подпунктами 1 и 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия обязан:
обеспечить финансирование и организацию проведения научноисследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Федеральным законом № 73-ФЗ;
организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ.
Согласно статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, обязан в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия:
осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
соблюдать установленные статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия;
незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Пунктом 9 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историкокультурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия установлен статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ, согласно которой работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с распоряжением КГИОП от 20.10.2009 г. № 10-33 «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 14, лит. А, включено в список объектом культурного наследия регионального значения «Дом Г.Г. Елисеева».
Распоряжением КГИОП от 12.12.2011 года № 10-911 «Об утверждении перечня предметов охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом Г.Г. Елисеева» утвержден предмет охраны объекта
Собственником 1/2 доли помещения 1-Н, расположенного в Объекте, является Саркисов К.С., согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости.
В ходе проведения 19.07.2021 года проверки в отношении Саркисова К.С., по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 14, лит. А, пом. 1-Н, выявлено проведение самовольной перепланировки на объекте культурного наследия в отсутствие письменного задания, разрешения КГИОП, согласованной проектной документации.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Саркисов К.С. был уведомлен об обязанностях по сохранению объекта культурного значения, что подтверждается графой о существующих ограничениях (обременениях) права собственности, однако мер по выполнению предусмотренных законом обязанностей в области охраны объектов культурного наследия своевременно не предпринимал, допустил проведение работ в нарушение порядка, установленного статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ, чем создал угрозу причинения вреда объекту.
Выявленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что у Саркисова К.С., имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных действующим законодательством, поскольку о том, что помещение 1-Н, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 14, лит. А, расположено в объекте культурного наследия регионального значения ему было известно с момента приобретения права собственности данного помещения, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не были выполнены требования к сохранению, использованию и содержанию объекта, возложенные на него в силу закона, при этом, данное лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично, то есть в соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, умышленно.
Санкция ст. 7.13 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на физических лиц - от пятнадцати тысяч до двухсот рублей.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера совершенного Саркисовым К.С. административного правонарушения, его конкретных обстоятельств, суд не находит оснований для признания данного правонарушения малозначительным, и освобождения от ответственности, в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, не усматривается. Исходя из существа выявленных нарушений, таковые не свидетельствуют об отсутствии возникновения угрозы вреда объектам культурного наследия.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ суд признает смягчающими такие обстоятельства, как совершение правонарушения впервые.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, судом не установлено, доказательств тяжелого материального положения Саркисова К.С. суду не представлено, в связи с чем, основания для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ отсутствуют.
С учетом изложенного, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, суд полагает необходимым назначить соразмерное наказание, которое будет способствовать исправлению правонарушителя и предупредит совершение им новых правонарушений, а потому назначает наказание в виде штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, но не в максимальном размере.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
Признать Саркисова К.С., дата года рождения, уроженца <адрес> Узбекской ССР, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч 04951000540),
ИНН 7705851331, КПП 770301001,
Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва,
Единый казначейский счет: 40102810045370000002, БИК 024501901,
Казначейский счет: 03100643000000019500
назначение платежа: код классификации доходов федерального бюджета:
054 1 16 01071 01 0013 140;
наименование кода классификации доходов федерального бюджета: административные штрафы, установленные Главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны собственности, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (штрафы за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации). Постановление суда о назначении административного наказания от 08.06.2022 г. № 5429/2022.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Суд разъясняет, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья