Решение по делу № 2-82/2022 ~ М-81/2022 от 05.03.2022

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 года с. Екатеринославка

Октябрьский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шлома О.А.,

при секретаре Искендеровой А.В,

с участием истца Коваль Ю.А.,

представителя военного прокурора Благовещенского гарнизона Амурской области Черкесова А.С,

представителя ответчика ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и республике Саха (Якутия)» Павлова И.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующего в интересах Коваль Юрия Анатольевича, к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и республике Саха (Якутия)» о признании действий по включению премии в состав заработной платы незаконными, взыскании недоплаченной заработной платы

установил:

Военный прокурор Благовещенского гарнизона обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что Коваль Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с войсковой частью в должности водителя мобильной роты ГСМ батальона материального обеспечения, с ним заключен трудовой договор. Войсковая часть состоит на финансовом обеспечении ответчика без открытия отдельного лицевого счета. Между тем, истцу не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, в которую включена премия, определенная приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ г. и с ДД.ММ.ГГГГ г. Коваль Ю.А. с учетом необходимого удержания налога на доходы физических лиц не доплачивалась заработная плата в размере 15 968 рублей 56 копеек. Полагает, что премия, выплачиваемая на основании приказа №1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части , поскольку является дополнительным материальным стимулированием и соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. На основании изложенного, просит суд признать действия ответчика Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» по включению премии в состав заработной платы Коваль Ю.А. незаконными, взыскать с учреждения в пользу Коваль Ю.А. недоплаченную заработную плату за период работы в должности водителя автомобильной роты ГСМ батальона материального обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ г. и с ДД.ММ.ГГГГ г. в общей сумме 15 968 рублей 56 копеек.

В судебном заседании представитель Военной прокуратуры Благовещенского гарнизона Амурской области – Черкасов А.С. на иске настаивал, в обоснование привел те же доводы, что изложены в исковом заявлении. Просит учесть, что письмо руководителей Департамента финансового обеспечения МО РФ и Департамента социальных гарантий МО РФ от 20 октября 2021 года подтверждают его позицию, изложенную в иске, что дополнительные выплаты, установленные приказом Министра обороны РФ № 1010, выплачиваемые за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств, к обязательным выплатам не относятся, носят разовый поощрительный характер и производятся после принятия решения Министром обороны РФ об их выплате за соответствующий период.

Истец Коваль Ю.А. с позиций военного прокурора согласен полностью, на иске настаивает.

Представитель третьего лица ФКУ «Войсковая часть » в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Павлов И.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Представил письменный отзыв, в соответствии с которым полагает, что премия, выплачиваемая работнику в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 и стимулирующие выплаты, выплаченные по указанию Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2018 года № 205/2/45, являются неотъемлемой составной частью вознаграждения за труд работнику работодателем, в связи с чем, должны учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом МРОТ и указанные действия должностных лиц Управления не нарушали прав Коваль Ю.А..

Тот факт, что дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом № 1010 не предусмотрены системой оплаты труда, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, не означает, что данные дополнительные премии не входят в состав заработной платы, определенной статьей 129 ТК РФ, учитывающейся при выплате минимального размера оплаты труда в соответствии со статьей 133 ТК РФ. Полагает, что ссылка представителя истца на письмо руководителей Департамента финансового обеспечения МО РФ и Департамента социальных гарантий МО РФ от 20 октября 2021 года в части того, что дополнительные выплаты на основании Приказа № 1010 носят разовый поощрительный характер не имеет правового значения к рассматриваемому делу по тем основаниям, что данное письмо направлено на военнослужащих, в то время, как истец относится к гражданскому персоналу.

Считает, что истцом частично пропущен срок исковой давности по правилам ст. 392 ТК РФ.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке с учетом мнения явившихся лиц.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях созданий условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплату труда (статья 37, часть 3 Конституции Российской Федерации).

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Из материалов дела следует, что между войсковой частью и Коваль Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор, по условиям которого с указанной даты последний принят на должность в должности водителя автомобильной роты ГСМ батальона материального обеспечения, ему установлен должностной оклад в размере 4 798 рублей, процентная надбавка за выслугу лет – 40 %, районный коэффициент 30 %, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 30 %, а также единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного года.

Судом также установлено, что в спорный период времени истцу выплачивалась премия, начисляемая в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010.

В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ).

Как следует из ч. 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

В соответствии ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В этой связи, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работникам в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и минимального размера оплаты труда, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ФЗ № 473-ФЗ от 29.12.2020 г с 01 января 2021 года минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 12 792 рубля.

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 349 ТК РФ).

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 подтверждает, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций ВС РФ» утверждены Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций ВС РФ, а также Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций ВС РФ (приложения №2 и №3 к приказу).

Согласно разделу II Порядка (приложение №3 к приказу) фонд оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 6). При формировании фонда оплаты труда учитываются, в т.ч. выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим Приказом в фактически установленном размере за исключением выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда (п.5).

В соответствии с п.21 поименованных Условий (приложение №2 к приказу) гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 1 Порядка предусмотрена выплата премии лицам гражданского персонала ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (пункт 2).

Согласно пункту 6 Порядка издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов, а его конкретные размеры в силу пункта 7 Порядка определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Указанные положения закреплены также в коллективных договорах, заключенных между работодателем и гражданским персоналом войсковой части на ДД.ММ.ГГГГ годы (пункт 5.2.16, раздел I Положения о материальном стимулировании гражданского персонала).

Принимая во внимание, что расходы на дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала осуществляются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала, следует признать, что данная премия как дополнительное материальное стимулирование является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра обороны РФ и входит в систему оплаты труда работников воинских частей как дополнительное вознаграждение по результатам работы.

Следовательно, премия, выплачиваемая истцу Коваль Ю.А. в спорные периоды времени в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, является неотъемлемой составной частью его заработной платы, а потому не может не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда.

Согласно расчетных листков Коваль Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года исчисление его заработной платы производилось работодателем исходя из размера установленного трудовым договором оклада, процентной надбавки за выслугу лет, премии по результатам работы за месяц, премии за месяц по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, районной надбавки и надбавки за работу в южных районах ДВ.

При этом совокупный размер оплаты труда Коваль Ю.А. в спорные месяцы обеспечивался не только до, но и сверх минимального за счет соответствующих доплат, и не за счет включения в состав оплаты труда процентной надбавки, начисляемой в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, что является недопустимым, а за счет соответствующих доплат.

Доводы прокурора о том, что указанная премия не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части , а потому подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного минимального размера оплаты труда, основан на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, прямо предусматривающих, что такие выплаты являются составляющими элементами заработной платы.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, суд не принимает во внимание, поскольку как следует из разъяснений, содержащихся в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

При таких обстоятельствах исковые требования военного прокурора Благовещенского гарнизона о признании действий ответчика по включению премии в состав заработной платы Коваль Ю.А. незаконными, взыскании недоплаченной заработной платы, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 27 ░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2022 ░░░░

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░

2-82/2022 ~ М-81/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коваль Юрий Анатольевич
Военный прокурор Благовещенского гарнизона
Ответчики
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)"
Другие
ФКУ "Войсковая часть 21720"
Павлов Игорь Викторович
Суд
Октябрьский районный суд Амурской области
Судья
Шлома О.А.
Дело на сайте суда
oktyabrsiy--amr.sudrf.ru
05.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2022Передача материалов судье
10.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2022Судебное заседание
19.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2022Дело оформлено
09.06.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее