Дело № 2-325/2023
УИД 75RS00022-01-2023-000389-77
Решение
Именем Российской Федерации
г. Хилок 05 июля 2023 год
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клейнос С.А.,
при секретаре судебного заседания Глотовой С.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хилокского района, действующего в защиту интересов Яковлевой Натальи Владимировны к Государственному учреждению здравоохранения «Хилокская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности организовать ежемесячное обеспечение Яковлевой Натальи Владимировны лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, взыскании расходов на приобретение лекарственных средств,
установил:
Прокурор Хилокского района Забайкальского края Хамируев Д.В. обратился в суд с иском. В обоснование указал, прокуратурой Хилокского района по обращению Яковлевой Н.В. проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере здравоохранения. Согласно информации ГУЗ «Хилокская ЦРБ» Яковлева Н.В. состоит на учете с октября 2022 г. с диагнозом: <данные изъяты>Является инвалидом <данные изъяты> с 30.11.2022 г. Пациенту назначено на постоянный прием: карсил (не входит в перечень медицинского применения, утв. Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р), гептрал 400 мг, данные лекарственные препараты ГУЗ «Хилокская ЦРБ» заменяет аналогом Фосфолипиды+Глицирризиновая кислота капсулы 65 мг+300 мг № 50, международное непатентованное наименование, торговое наименование Фосфоглив 300 мг.+65 мг капсулы № 50 по 1 капсуле 2 раза в сутки, 60 капсул в месяц, или 15 упаковок в год, Омепразол капсулы 20 мг № 30, по 1 капсуле 2 раза в день, или 24 упаковки в год. Согласно выписке из программы льготного лекарственного обеспечения «Асулон М-Аптека» в 2023 г., на 11.05.2023 г. Яковлевой Н.В. за период с 01.01.2022 по 11.05.2023 г. было выписано 4 рецепта, в 2022 г. лекарственные препараты Фосфоглив, Омепразол не выписывались. В 2023 г., 03.04.2023 выписаны рецепты на лекарственные препараты Фосфоглив, Омепразол, которые не были получены Яковлевой Н.В. ввиду отсутствия поставки лекарственного препарата Омепразол, и ввиду подачи дополнительной заявки на лекарственный препарат Фосфоглив от ГУЗ «Хилокская ЦРБ» позже даты выписанного рецепта – 26.04.2023 г. Данные препараты входят в в перечень медицинского применения, утв. Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р. Указал, Яковлева Н.В. в 2022, 2023 г.г. лекарственными препаратами, предназначенными для лечения, имеющегося у неё заболевания, не обеспечивается, из-за чего лекарственные средства приобретаются заявителем самостоятельно. Привел положения ч.1 ст.41 Конституции РФ, ст.ст. 4,9,10,16, 19,29,37,43, 80,81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 17.07.199 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Приказа Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2020 № 929н/1345н и указал, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.Привел содержание Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края о полномочиях Министерства по организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом. Кроме того указал, что п.4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Из данного нормативного акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией РФ. Поскольку Яковлева Н.В. лекарственными средствами, предназначенными для лечения, имеющегося у неё заболевания не обеспечивается, в целях эффективного обеспечения восстановления нарушенных прав Яковлевой Н.В., необходимо возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное обеспечение материального истца в соответствии с медицинскими показаниями лекарственными препаратами для лечения заболевания. Обосновывая изложенным, указав, что согласно кассовым чекам Яковлевой Н. В. лекарственные препараты приобретались самостоятельно за счет собственных средств, сославшись на ст.ст.12,15,16 ГК РФ, просил суд: возложить на ГУЗ «Хилокская ЦРБ», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное, в течение 2023 г., обеспечение Яковлевой Н.В. лекарственными препаратами Фосфоглиф, омепрозол в соответствии с медицинскими показаниями; взыскать с ГУЗ «Хилокская ЦРБ», Министерства здравоохранения Забайкальского края денежные средства, потраченные Яковлевой Н.В. на приобретение лекарственных препаратов в сумме 2818,39 руб.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в части суммы взыскания расходов истицы на приобретение лекарственных препаратов, просил взыскать 1992,39 руб., в остальной части исковые требования оставил без изменения.
В судебном заседании помощник прокурора Судьина К.А. уточненные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске.
Истец Яковлева Н.В. в судебное заседание не явилась, представителя не направила, извещена надлежаще и своевременно.
Ответчик – ГУЗ «Хилокская ЦРБ», ответчик - Министерство здравоохранения Забайкальского края (далее – Министерство), в судебное заседание не явились, представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – Департамент государственного имущества из земельных отношений Забайкальского края, ГУП Забайкальского края «Аптечный склад», в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены надлежаще и своевременно. Представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Жаравина П.К., действующая по доверенности, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Департамента.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из дела следует, Яковлева Н.В. имеет заболевание: <данные изъяты>. С 30.11.2022 г. Яковлевой Н.В. установлена инвалидность <данные изъяты> до 01.12.2024 г.. Яковлевой Н.В. назначено на постоянный прием: карсил, гептрал 400 мг, фосфоглив по 1 таблетке 2 раза в сутки постоянно, омепразол по 1 таблетке 2 раза в сутки ( л.д. 13-20,21).
Из ответа главного врача ГУЗ «Хилокская ЦРБ» на требование прокурора № 545 от 25.04.2023 г. следует, Яковлева Н.В. препараты омепразол, фосфоглив не получала так как их нет в наличии на ГУП ЗК «Аптечный склад» (.л.д.27).
Из ответа министра здравоохранения Забайкальского края Немакиной О.В. прокурору Хилокского района от 12.05.2023 № 8225 следует, для обеспечения Яковлевой Н.В. ГУЗ «Хилокская ЦРБ» 24.04.2023 г. в Министерство здравоохранения Забайкальского края направлена дополнительная заявка на лекарственные препараты Омепразол капс. растворим/кишечн. 20 мг№ 30 в количестве 16 упаковок, Фосфолипиды+Глицирризиновая кислота капс.65+35 мг+мг № 50 в количестве 15 упаковок. Фосфолипиды+Глицирризиновая кислота капс.65+35 мг+мг № 50 имеется в ГУП «Аптечный склад» в достаточном объеме, Омепразол капс. растворим/кишечн. 20 мг№ 30 поступил в ГУП «Аптечный склад» 10.05.2023 (л.д.33).
Из объяснений представителя Яковлевой Н.В., дочери – Поповой Ю.Ф., действующей от имени Яковлевой Н.В. по доверенности, следует, Яковлевой Н.В. 30.11.2022 г. установлена инвалидность 1 группы, ей выплачивается ежемесячная денежная выплата, также она имеет право, в том числе на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами. В январе 2023 г. она обратилась в ГУЗ «Хилокская ЦРБ», чтобы получить лекарственные препараты, на что получила ответ, что нужно брать рецепт у терапевта. На протяжении 3 месяцев она обращалась к терапевту Михайловой К.В., чтобы получить рецепт, на что получала ответ, что необходимые лекарственные препараты отсутствуют в ГУП «Аптечный склад». 03.04.2023 терапевт Михайлова К.В. сообщила, что лекарственные препараты в ГУП «Аптечный склад» отсутствуют, но рецепт выписала. При обращении с рецептом в ГУП «Аптечный склад», получила ответ, что препаратов нет, чтобы обратились позже. При обращении через 10 дней, ей также пояснили, что препаратов нет. С момента установления Яковлевой Н.В. инвалидности, ею не было получено ни одной упаковки препаратов по назначению лечащего врача, лекарственные препараты Яковлева Н.В. приобретает за свой счет ( л.д.34-35).
Из объяснений Ивановой Е.Г., сотрудника ГУЗ «Хилокская ЦРБ», занимающегося вопросами формирования заявок по федеральной и региональным льготам, следует, Яковлева Н.В. является получателем льготного лекарства. До апреля 2023 г. лекарственные препараты: фосфоглив, омепразол Яковлевой Н.В. не получались. В апреле 2023 г. дочери Яковлевой Н.В. было сообщено, чтобы она подошла для формирования дополнительной заявки на получение лекарственных препаратов, так как при установлении инвалидности, пациент должен подойти к ней (Ивановой Е.Г.) со всеми выписками для формирования заявки. 25.04.2023 была сформирована дополнительная заявка на фосфоглив и омепразол и направлена в Министерство здравоохранения Забайкальского края ( л.д.39,42).
Из реестра выдачи лекарственных препаратов Яковлевой Н.В. за период с 01.01.2022 г. по 11.05.2023 г. следует, Яковлевой Н.В. 03.04.2023 г. выписаны врачом Михайловой К.В. наряду с прочим – глицирризиновая кислота+фосфолипиды капс.35+60 мг+мг № 50 в количестве 3 штук., омепразол капс 20 мг № 30 в количестве 2 штук (л.д.31).
Сведений о получении Яковлевой Н.В. по состоянию на 11.05.2023 г. лекарственных препаратов в материалах дела не имеется.
Согласно справкам Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю, Яковлева Н.В. является инвалидом 1 группы, ей назначена ЕДВ, заявление об отказе от набора социальных услуг от Яковлевой Н.В. не поступало, имеет право наряду с прочим пользоваться лекарственными препаратами.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Названный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статьи 2 и 13).
Иные нормы, регулирующие вопросы оказания медицинской помощи, обеспечения лекарственными препаратами, упомянутый закон не содержит.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2 Закона N 178-ФЗ ).
Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В перечень социально значимых заболеваний включены злокачественные новообразования, по международной классификации болезней (МКБ-10 (С0-С97).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе «категории заболеваний» поименованы онкологические заболевания при амбулаторном лечении которых все лекарственные средства, отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Также указанный Перечень относит инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Программа).
В разделе III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при новообразованиях. За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями.
Финансовое обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов Российской Федерации. В указанный перечень включены инвалиды I группы (раздел V Программы, Приложение № 1).
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (пункт 2 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ); перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (пункт 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно статьи. 2 Закона Забайкальского края от 25.11.2010 N 433-ЗЗК "О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края", утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 N 319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах охраны здоровья граждан.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 18.12.2019 N 37-П (в ред. от 13.07.2022) "Об утверждении регламента взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Забайкальского края", утв. Положение "О порядке организации работы медицинских организаций по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан Забайкальского края", Положение "О порядке организации работы аптечных организаций по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан Забайкальского края", Положение "О порядке организации работы Министерства здравоохранения Забайкальского края по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан Забайкальского края", участниками программ льготного лекарственного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц являются: Министерство здравоохранения Забайкальского края, медицинские организации, включенные в перечень медицинских организаций, имеющих право выписывать рецепты по программам льготного лекарственного обеспечения, аптечные организации, включенные в перечень пунктов отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение.
Поскольку Яковлева Н.В. имеет онкологическое заболевания и ей установлена I группа инвалидности, то Яковлева Н.В. вправе регулярно в соответствии с назначением врачей получать все лекарственные средства бесплатно.
Вместе с тем, судом установлено, что врачами ГУЗ «Хилокская ЦРБ» с момента установления Яковлевой Н.В. инвалидности 1 группы до 03.04.2023 г. рецепты на получение лекарственных препаратов: фосфоглив, омепразол не выписывались и не выдавались, по состоянию на 11.05.2023 г. лекарственные препараты не выданы.
Установленные судом обстоятельства свидетельствует о том, что Яковлева Н.В. была лишена права, гарантированного ей государством на регулярное и полное бесплатное получение лекарственных средств в связи с имеющимся у неё заболеванием и назначенным лечением, свидетельствуют о нарушении её прав на получение бесплатной медицинской помощи.
Кроме того, в силу вышеприведенных положений законодательства именно на медицинском учреждении, в данном случае на ГУЗ «Хилокская ЦРБ» и на Министерстве здравоохранения Забайкальского края лежит обязанность обеспечить пункты отпуска лекарственных препаратов, средств диагностики и медицинских изделий – аптеки, лекарственными препаратами, средствами диагностики и медицинскими изделиями для льготных категорий граждан, в объеме и ассортименте, необходимом для регулярного лечения таких граждан. Исполнение государственной гарантии гражданам, страдающих онкологическим заболеванием, на получении ими бесплатной медицинской помощи в виде бесплатного получения лекарственных препаратов является безусловным и не зависит в том числе от объемов бюджетного финансирования, от организационных вопросов на что указывал руководитель ГУП Забайкальского края «Аптечный склад» в ответе прокурору.
Поскольку судом установлены нарушения прав истицы на получение бесплатной медицинской помощи – регулярное и полное в соответствии с медицинским назначением получение лекарственных препаратов, то устранить нарушение прав истца следует путем возложения на ответчиков ГУЗ «Хилокская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности организовать ежемесячное, в течение 2023 г. обеспечение Яковлевой Н.В. лекарственными препаратами.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Судом установлено, Яковлева Н.В. в связи с наличием у нее онкологического заболевания и в соответствии с назначенным лечением приобретала за свой счет препарат фосфоглив в марте 2023 г., в связи с чем понесла расходы в размере 1992,39 руб., что подтверждается товарными чеками, выпиской по операциям с банковской карты ( л.д.23-24).
Поскольку Яковлева Н.В. имела право на бесплатное получение лекарственных препаратов, вместе с тем бесплатно лекарственные препараты не получила, поэтому понесла расходы на их приобретение в размере 1992,39 руб., то понесенные истицей расходы на приобретение лекарственных препаратов в указанном размере являются убытками истицы. Убытки, истице причинены и находятся в прямой причинно-следственной связи с незаконным бездействием ответчика ГУЗ «Хилокская ЦРБ», которое не выдало истице рецепт на бесплатное получение лекарственных препаратов, не сформировало своевременно заявку на лекарственные препараты для обеспечения истицы, чем нарушило установленный порядок бесплатного обеспечения лекарственными средствами.
Поскольку истице причинены убытки в размере 1992,39 руб. по вине ответчика ГУЗ «Хилокская ЦРБ», то с ГУЗ «Хилокская ЦРБ» в пользу истицы следует взыскать в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных препаратов 1992,39 руб.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что убытки у истицы возникли в результате действий (бездействии) Министерства, судом не установлено.
При таком положении исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку истцы на основании п.1, п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, Министерство здравоохранения Забайкальского края на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины, тогда как ГУЗ «Хилокская ЦРБ» от уплаты государственной пошлины не освобождено, то на основании ст.103 ГПК РФ с ГУЗ «Хилокская ЦРБ» в бюджет муниципального района «Хилокский район» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 700,00 руб.(300,00 (требования нематериального характера о возложении обязанности) + 400,00 (требование о взыскании расходов)).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» (░░░ 751200199065) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 7536095695) ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1992,39 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 700,00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 10.07.2023 ░.
░░░░░ – ░░░░░░░.
░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░