Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-993/2023 ~ М-560/2023 от 08.02.2023

УИД 74RS0028-01-2023-000728-28

Дело №2-993/23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2023 года город Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего: Лебедевой А.В.,

При секретаре судебного заседания: Штах А.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску ГБУЗ «Районная больница с. Еткуль» к Орловой Н.А. о взыскании единовременной компенсационной выплаты за неотработанный период,

УСТАНОВИЛ:

    ГБУЗ «Районная больница с. Еткуль» обратились в суд с иском к Орловой Н.А. о взыскании единовременной компенсационной выплаты за неотработанный период, где в обоснование указано, что между сторонами заключен трудовой НОМЕР от 03.08.2020 в соответствии с которым ответчик принят на должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом- фельдшер. В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2018 № 49-П «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении ( за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Челябинской области, и заключившими трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти Челябинской области в сфере здравоохранения или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст.350 ТК РФ, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год в размере 1,5 млн.рублей для врачей и 0,75 млн.рублей для фельдшеров». Между сторонами был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику НОМЕР от 29.10.2020 года. Платежным поручением НОМЕР от 10.11.2020 года Орловой Н.А. было переведено 750 000 рублей в соответствии с договором. На основании заявления ответчика об увольнении от 23.05.2022 года, трудовой договор с ним был расторгнут на основании приказа НОМЕР от 29.06.2022 года.В соответствии с условиями договора ответчик должен вернуть часть полученной единовременной компенсационной выплаты в размере 499 863 рубля 09 копеек. До настоящего времени указанная денежная сумма ответчиком не выплачена. Просят взыскать с Орловой Н.А. в пользу бюджета Челябинской области в лице Министерства здравоохранения Челябинской области сумму в размере 499 863 рубля 09 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 198 рублей 64 копейки.

Истец ГБУЗ «Районная больница с. Еткуль» о дне слушания дела извещен, представитель в судебное заседание не явился.

Ответчик Орлова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещалась по адресу: АДРЕС. Судебная корреспонденция не получена, возвращена по истечении срока хранения.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет место жительства как место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона, регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 4-П от 02.02.1998 "По делу о проверке конституционности пп. 10, 12 и 21 правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 17.07.1995 № 713", посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Факт регистрации Орловой Н.А. по адресу: АДРЕС, подтверждается адресной справкой отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Челябинской области.

Третье лицо Министерство здравоохранения Челябинской области о дне слушания дела извещено, представитель в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, приведены в приложении N 8 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Правила).

Согласно Правил критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидий являются, в том числе наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) и согласованного с Министерством здравоохранения Российской Федерации перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей) (подпункт "а" пункта 3 Правил).

Условиями предоставления субсидии являются, в том числе утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 Правил.

В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2018 N 49-П "Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов) являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов) прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Челябинской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти Челябинской области в сфере здравоохранения или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей) (далее именуются соответственно - медицинские работники, единовременная компенсационная выплата), в размере: 1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров.

Согласно пункту 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии предоставляются в размере 1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших, переехавших на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и трудоспособных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, принимает обязательства: исполнять трудовые обязанности в течении 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77 и пунктами 5 - 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.

При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.

Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или добросовестного поведения (пункт 4 статьи 1Гражданского кодекса Российской Федерации).

В материалах дела имеется приказ ГБУЗ «Районная больница с. Еткуль» НОМЕР от 03.08.2020 года о принятии на работу Орловой Н.А. заведующей фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшером с. Печенкино, трудовой договор НОМЕР от 03.08.2020 года о принятии на работу в ГБУЗ «Районная больница с. Еткуль» по должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом- фельдшер с 03.08.2020 года, на неопределенный срок.

В материалах дела имеется договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику НОМЕР от 29.10.2020 года, заключенный между ГБУЗ «Районная больница с. Еткуль» и Орловой Н.А., где медицинская организация обеспечивает предоставление медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты из областного бюджета в размере 750 000 рублей в соответствии с Постановлением, а медицинский работник обязуется исполнять трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором от 03.08.2020 года НОМЕР в течение пяти лет со дня заключения настоящего договора.

В обязательствах медицинского работника также указано, что он обязан сообщить в Министерство в течение двух рабочих дней о прекращении трудового договора с медицинской организацией, возвратить в областной бюджет на лицевой счет Министерства часть полученной единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5-7 части первой статьи 83 ТК РФ), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам в срок не позднее 30 дней с момента прекращения трудового договора (п.2.2.2 договора).

В материалах дела имеется платежное поручение НОМЕР от 10.11.2020 года о выплате единовременной компенсационной выплаты Орловой Н.А. в размере 750 000 рублей.

    В материалах дела имеется заявление об увольнении по собственному желанию от 23.05.2022 года от имени Орловой Н.А., приказ о прекращении трудового договора с работником, увольнении Орловой Н.А. от 29.06.2022 года по собственному желанию, пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ.

    В материалах дела досудебная претензия ГБУЗ «Районная больница с. Еткуль» НОМЕР от 08.12.2022 года о возврате суммы части единовременной компенсационной выплаты в размере 499 863 рубля 09 копеек.

Согласно расчета, представленного суду сумма по договору 750 000 рублей, количество дней по соглашению с 29.10.2020 г. по 28.10.2025 г. (5 лет) – 1826 календарных дней, фактически отработано с 29.10.2020 г. по 29.06.2022 г. – 609 дней, количество неотработанных 1 217 дней, итого 750 000 рублей /1826 календарных дней х 1 217 неотработанных календарных дней = 499 863 рубля 09 копеек.

    Указанный расчет не может быть принят судом во внимание, в связи с тем, что расчет части единовременной компенсационной выплаты произведен за количество отработанных истцом дней со дня заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, то есть с 29.10.2020 года, тогда как должен быть произведен с даты исполнения трудовых обязанностей согласно трудового договора, а именно с 03.08.2020 года.

    Таким образом, сумма части единовременной компенсационной выплаты подлежащая ко взысканию составит 464 540 рублей исходя из расчета 750 000 рублей (сумма единовременной компенсационной выплаты), количество дней по соглашению с 03.08.2020 г. по 03.08.2025 г. (5 лет) – 1826 календарных дней, фактически отработано с 03.08.2020 г. по 29.06.2022 г. – 695 дней, количество неотработанных 1 131 дней, итого 750 000 рублей /1826 календарных дней х 1 131 неотработанных календарных дней = 464 540 рублей.

В вышеуказанном Федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию "единовременная выплата", а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому от работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты. При этом порядок использования компенсационной выплаты законодателем не регулируется, полученные денежные средства медицинский работник может использовать как на приобретение недвижимости, так и на потребительские нужды, главное условие для получившего компенсационную выплату медицинского работника - отработать 5 лет в сельской местности, тогда как целевые средства выделяются на строго определенные законом цели.

Таким образом, судом установлено, что медицинская организация свои обязательства по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты выполнило путем перечисления денежных средств Орловой Н.А., при этом с ее стороны обязательства по договору о работе в течение пяти лет в предусмотренном учреждении и должности не исполнены в полном объеме. Доказательств уважительности причин расторжения трудового договора, возврата неотработанной части компенсационной выплаты, иного ее размера, суду ответчиком в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика части единовременной компенсационной выплаты в размере 464 540 рублей подлежат удовлетворению в полном объеме.

    В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В материалах дела имеется платежное поручение НОМЕР от 01.02.2023 года, свидетельствующая об уплате истцом государственной пошлины в размере 8 198 рублей 64 копейки.

Таким образом, с Орловой Н.А. в пользу ГБУЗ «Районная больница с. Еткуль» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 845 рублей 40 копеек, в связи с частичным удовлетворением требований пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Взыскать с Орловой Н.А., ДАТА года рождения (паспорт НОМЕР МЕСТО ВЫДАЧИ ДАТА) в областной бюджет Челябинской области в лице Министерства здравоохранения Челябинской области часть единовременной компенсационной выплаты в размере 464 540 рублей, в остальной части иска отказать.

Взыскать с Орловой Н.А., ДАТА года рождения (паспорт НОМЕР МЕСТО ВЫДАЧИ ДАТА) в пользу ГБУЗ «Районная больница с. Еткуль» сумму государственной пошлины в размере 7 845 рублей 40 копеек.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Лебедева А.В.

2-993/2023 ~ М-560/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ГБУЗ "Районная больница с. Еткуль"
Ответчики
Орлова Наталья Александровна
Другие
Министерство здравоохранения Челябинской области"
Суд
Копейский городской суд Челябинской области
Судья
Лебедева А.В.
Дело на сайте суда
kopeysk--chel.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2023Передача материалов судье
09.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее