Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-427/2024 (2-3102/2023;) ~ М-2823/2023 от 29.11.2023

УИД 66RS0024-01-2023-003509-51

Дело 2-427/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2024 года

17 апреля 2024 года г. Верхняя Пышма

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Карасевой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Карачевой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу «Приозерное-2» о возложении обязанности по выполнению требований в сфере пожарной безопасности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Верхняя Пышма, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Приозерное-2» о возложении обязанности по выполнению требований в сфере пожарной безопасности. В обоснование иска указано следующее. Прокуратурой города Верхней Пышмы по информации отдела надзорной деятельности МЧС ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск проведены надзорные мероприятия в сфере обеспечения требований пожарной безопасности на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Приозерное-2», расположенного в г. Верхней Пышме Свердловской области. По результатам проведенных мероприятий выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. Территория СНТ, прилегающая к лесу, не очищена от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров и не отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером в нарушение п. 70 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;

2. Не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения в нарушение п. 75 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;

3. У естественного источника наружного водоснабжения, используемого для целей пожаротушения (водоема), а также по направлению движения к нему, не установлены указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника в нарушение п. 70 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»

4. У въезда на территорию СНТ отсутствует схема с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения в нарушение п. 75 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».

27.11.2023 прокуратурой города совместно с должностными лицами ОНДиПР УНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск проведено визуальное обследование территории СНТ «Приозерное-2», по результатам которого установлено, что вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Истец просил возложить обязанность на садоводческое некоммерческое товарищество «Приозерное-2», расположенное в г. Верхней Пышме, с. Балтым (ИНН 6606007622, ОГРН 1026600731145) выполнить следующие требования пожарной безопасности в срок до 11.03.2024:

- на территории СНТ у противопожарных водоисточников оборудовать площадку с твердым покрытием 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, а также обеспечить забор воды в любое время года;

- создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения;

- у естественного источника наружного водоснабжения, используемого для целей пожаротушения (водоема), а также по направлению движения к нему, установить указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника.

В процессе рассмотрения дела прокурор требования уточнил, в связи с пояснениями представители ОНДиПР УНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск просил обязать СНТ «Приозерное-2» в срок до 01.06.2024 на территории СНТ оборудовать второй противопожарный водоисточник согласно нормам, предусмотренным пунктом 10.3 СП 8.13130.2020, утвержденного Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности"; у двух противопожарных водоисточников оборудовать площадки с твердым покрытием 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей забора воды, а также обеспечить забор воды из этих водоисточников в любое время года; у источников наружного водоснабжения, используемых для целей пожаротушения, а также по направлению движения к ним установить указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника.

Представитель истца помощник прокурора Генинг А.А. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал.

Представители ответчика Колесников В.А., Палий О.И. заявленные исковые требования признали частично. Представив письменные отзыв на иск и дополнения к нему, указали следующее. Доводы относительно установления срока исполнения до 31.05.2024 года в части требования о создании условий для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения обоснованы невозможностью исполнения требований ввиду отсутствия достаточных финансовых средств на приобретение резервуара объемом не менее 25 куб.м и проведение строительно-монтажных работ на установку резервуара. Ответчик СНТ "Приозерное-2" считает необходимым обратить внимание суда на возможность обеспечения забора воды в особо пожароопасный период времени с апреля до конца сентября: на территории СНТ «Приозерное -2» имеется резервуар емкостью 50 куб. метров, который используется и функционирует в качестве летнего водопровода сада. Функциональные характеристики имеющегося резервуара в полной мере обеспечивают замещение функций круглогодичного источника водозабора, приобретение которого в настоящее время финансового не исполнимо, а именно:

-резервуар заполняется водой из действующей скважины,

- объем воды в нем постоянно поддерживается автоматизированной системой в объеме не менее 25-30 куб. метров;

- введение в эксплуатацию и наполнение резервуара обеспечивается после окончания зимнего периода, ориентировочно с 15 апреля;

- резервуар оснащен выходящей трубой с отводом с шаровым краном и устройством для забора воды в пожарную машину;

- в месте забора воды имеется площадка не менее 12x12 метров для пожарных машин;

- у въезда установлена схема проезда к источнику, а на перекрестке установлен световозвращающий указатель (красная стрелка) к водоисточнику. Следовательно, в сложившейся ситуации, СНТ "Приозерное-2" не располагает достаточными финансовыми средствами на приобретение дорогостоящего круглогодичного резервуара, однако, имеет возможность обеспечить забор воды в требуемом объеме в особо пожароопасный период времени с апреля до конца сентября из источников наружного противопожарного водоснабжения. Особое внимание следует обратить на соответствие функциональных характеристик имеющегося водопроводного резервуара требованиям ч. 1,2 ст. 62, ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 № 123-ФЗ, согласно которым: здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары, а также требованиям п. 10.6 Приказа МЧС России от 30.03.2020 № 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в соответствии с которым предусмотрено оборудование устройствами для отбора воды пожарными автомобилями.

В этой связи, СНТ "Приозерное-2" просит суд при рассмотрении исковых требований в части создания условий для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения установить срок исполнения до 30.09.2024 года ввиду неблагоприятных финансовых обстоятельств, заведомо затрудняющих исполнение решения суда по настоящему делу. В подтверждение обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда по настоящему делу, СНТ "Приозерное-2" прилагает сведения об остатке денежных средств и структурированные данные коммерческих предложений стоимости резервуара для забора воды в любое время года. С учетом текущих платежей (погашение задолженности перед АО "Энергосбыт Плюс" и иных платежей) СНТ "Приозерное-2" не в состоянии обеспечить приобретение резервуара и оплату строительных работ, даже исходя из минимального по стоимости коммерческого предложения в размере более 600 000,00 рублей. Учитывая специфику деятельности некоммерческой организации - СНТ, осуществление хозяйственной деятельности которой возможно исключительно за счет поступивших членских и целевых взносов, утвержденных общим собранием членов СНТ, финансирование дополнительных денежных средств на приобретение резервуара и строительные работы ожидается в июле 2024 года после проведения очередного собрания членов СНТ, соответственно, завершение работ по проекту планируется в сентябре 2024 года. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Ответчик просит суд с учетом изложенных обстоятельств в отзыве от 12.01.2024 и в настоящих дополнениях к отзыву, а также исходя из характера и объема, подлежащих выполнению работ, необходимости больших финансовых затрат признать обоснованным предоставление отсрочки как исключительной меры в связи с тяжелым финансовым положением ответчика, путем установления срока до 30.09.2024 года для исполнения требований о пожарной безопасности в части создания условий для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения. Относительно требования в части обеспечения на территории СНТ у противопожарных водоисточников оборудования площадки с твердым покрытием 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, а также обеспечить забор воды в любое время года ответчик считает в данной части требования несостоятельными и не подлежащими применению в отношении ответчика по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479 (далее Правил), органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения. Из буквального толкования пункта 75 Правил следует, что устройство площадки с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды требуется в случае наличия двух критериев: наличие непосредственно на территории СНТ естественного или искусственного водоисточника (река, озеро, бассейн, градирня и др.) либо в радиусе 200 метров от территории СНТ. Ближайший естественный водоисточник - озеро Балтым, однако расстояние, от которого до территории СНТ в несколько раз превышает 200 метров. Согласно ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее ФЗ-123) к наружному противопожарному водоснабжению относятся:

1)    централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);

2)    водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3)    пожарные резервуары.

В соответствии с ч. 4 ст. 68 ФЗ-123 допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек, диспозитивная норма положений указанной нормы допускает применение к СНТ. Ст. 1 ФЗ-123 устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты. Следовательно, законодательно установлено право на соблюдение пожарной безопасности путем обеспечения минимально необходимых условий: при удаленности свыше 200 метров от естественного водного объекта (озера) необходимо установить пожарные резервуары (емкость), оборудованные устройствами для отбора воды пожарными автомобилями. Кроме того, строительно-монтажные работы при установке пожарных резервуаров (емкости) по своей специфике предусматривают твердое покрытие, что является надлежащим выполнением условий п. 10.10 Приказа МЧС России от 30.03.2020 № 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности". Таким образом, исковые требования в части "обеспечения на территории СНТ у противопожарных водоисточников оборудовать площадку с твердым покрытием 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды" в отсутствие конкретного указания на вид наружного противопожарного водоснабжения (водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации или пожарные резервуары) приведет к чрезмерному обременению СНТ путем возложения на организацию обязанности оборудовать площадку с твердым покрытием 12 х 12 метров при установке емкости для забора воды. Ответчик просит в части исковых требований о создании условий для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения установить срок исполнения до 30.09.2024 года. В удовлетворении требований в части оборудования на территории СНТ у противопожарных водоисточников площадки с твердым покрытием 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, а также обеспечения забора воды в любое время года, а также в части требований установки указателей у естественного источника наружного водоснабжения, используемого для целей пожаротушения (водоема), а также по направлению движения к нему отказать. В дополнение к отзыву ответчиком указано следующее. В судебном заседании 04.03.2024 ответчиком СНТ "Приозерное-2" представлен отзыв в котором изложены доводы о реальной необходимости предоставления отсрочки срока исполнения исковых требований в части создания условий для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения до 30.09.2024 года, ввиду неблагоприятных финансовых обстоятельств, заведомо затрудняющих исполнение решения суда по настоящему делу, а также ввиду наличия возможности обеспечить забор воды в требуемом объеме в особо пожароопасный период времени с апреля до конца сентября из источников наружного противопожарного водоснабжения (имеющегося резервуара емкостью 50 куб. метров, который используется и функционирует в качестве летнего водопровода сада). В ходе рассмотрения представленных доводов ответчика, суд указал на необходимость проведения замеров площадки, с целью определения возможности подъезда пожарных машин и забора воды из имеющегося резервуара. 03.04.2024 во исполнение указания суда, произведен осмотр и фото-видео фиксация замеров площадки. Результаты замеров зафиксированы в Акте и представлены на фотоизображении № 1, согласно которым:

- расстояние от точки А до точки В составляет 10,15 м,

-    расстояние от точки В до точки С составляет 8,50 м,

-    расстояние от точки С до точки D составляет 6,50 м,

-    расстояние от тоски D до точки А составляет 13,50 м, соответственно площадь земельного участка равна 78,33 кв. м.

Следует отметить, что замеры произведены с целью определения возможности подъезда пожарных машин и забора воды из имеющегося резервуара воды на краткосрочный период времени, до 30.09.2024. Далее 03.04.2024 во исполнение указания суда, произведен осмотр и фото-видео фиксация замеров участка, на котором планируется обеспечить установку резервуара объемом 25 куб, м либо двух резервуаров объемами 12-13 куб, м. Результаты замеров зафиксированы в Акте и представлены на фотоизображении , согласно которым:

-    расстояние от точки А до точки В составляет 20,20 м,

-    расстояние от точки В до точки С составляет 9,30 м,

-    расстояние от точки С до точки D составляет 6,60 м.

При этом, замеры зафиксированы без учета возможности демонтажа ограждений и переноса части открывающихся для проезда ворот, и без возможности произвести замеры непосредственно на участке ввиду производства подготовительных работ по демонтажу. Из представленного обзорного фотоизображения участка, на котором планируется обеспечить установку резервуара объемом 25 куб. м либо двух резервуаров объемами 12-13 куб. м, следует, что имеется возможность увеличения площади участка (от точки В) до размеров 20,20 х 15,0 (20,0) кв. м, непосредственно в ходе подготовки участка для монтажа резервуара (-ов). Следовательно, при условии финансовой возможности, СНТ "Приозерное-2" будет располагать не только достаточным объемом резервуарных емкостей для забора воды, но и значительным размером участка для расположения пожарных машин при заборе воды.

В части обеспечения финансовой возможности на приобретение резервуара - (ов) и проведение строительно-монтажных работ на установку резервуара - (ов) уместно отметить следующее: 12.01.2024 Арбитражным судом Свердловской области в рамках дела вынесен судебный приказ о взыскании с СНТ "Приозерное-2" в пользу взыскателя АО "Энергосбыт Плюс" 380 761,88 рублей за потребленную электрическую энергию за периоды август - ноябрь 2022 года, июнь 2023 года по договору энергоснабжения от 01.08.2015 . Ранее указанная задолженность погашалась СНТ ежемесячными выплатами в рамках соглашения о реструктуризации долга, заключенного сроком до конца 2024 года. В марте месяце 2024 службой судебных приставов денежные средства списаны с расчетного счета СНТ в полном объеме. Таким образом, задолженность перед АО "Энергосбыт Плюс" погашена досрочно, в связи с чем СНТ "Приозерное-2" представилась возможность на подачу заявки на участие в отборе на получение субсидии из бюджета городского округа Верхняя Пышма на поддержку садоводческих и/или огороднических некоммерческих товариществ, расположенных на территории городского округа Верхняя Пышма. Начало приема заявок ожидается в мае месяце, и возможность подачи заявки предопределена наличием решения общего собрания членов СНТ, проведение которого запланировано на конец апреля. Как неоднократно указывалось ответчиком, СНТ "Приозерное-2" с даты получения Предписания МЧС от 06.04.2023 года и до настоящего времени, предприняты ранее и предпринимаются в настоящее время разумные и осмотрительные действия, направленные на исполнение не только самого Предписания МЧС, но и последующих исковых требований Прокурора г. Верхняя Пышма.

СНТ "Приозерное-2" в лице председателя Колесникова В.А., а также представителем по доверенности предпринимались действия, направленные на перенос срока исполнения Предписания МЧС от 06.04.2023 года, на основании которого Прокурором заявлены исковые требования, в том числе: 05.03.2024 в МЧС направлено ходатайство (исх. ) о переносе срока исполнения пункта № 4 Предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГО Верхняя Пышма и ГО Среднеуральск от 06.04.2023 . Ходатайство подано по месту фактического местонахождения ГУ МЧС России по Свердловской области в связи с техническими проблемами при направлении документа через Федеральную государственную информационную систему ЕПГУ в сервисе "Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа ведомств РФ" в разделе "Продление срока исполнения предписания" при указании номера контрольно-надзорного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ. ГУ МЧС России по Свердловской области представлен ответ от 11.03.2024, согласно которому: "решение о продлении срока может быть принято и рассмотрено по существу уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа в рамках рассмотрения жалобы на решение контрольного (надзорного) органа направленной в порядке, предусмотренном статьями 39-43 Федерального закона № 248-ФЗ, посредством сервиса "Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа ведомств РФ" в ЕГПУ, расположенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://knd.gosuslugi.ru". 11.03.2024 председателем Колесниковым В.А., а также представителем по доверенности предприняты действия на подачу повторных ходатайств через сервис «Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа ведомств Российской Федерации» в ЕГПУ, расположенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://knd.gosusluqi.ru. В ходе направления ходатайства сервис не определяет номер контрольно-надзорного мероприятия , и соответственно не принимает к рассмотрению ходатайство. 11.03.2024 представителем по доверенности Палий О.И. направлено обращение в техническую службу поддержки сервиса с подтверждением возникающей проблемы. 09.04.2024 поступил ответ на обращение , который сводится к следующему: "Внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие (далее - КНМ) присутствует в базе данных ЕПГУ." При этом, к обращению были прикреплены доказательства отказа системы идентифицировать КНМ, а также доверенность представителя. В этой связи, СНТ "Приозерное-2" обращает внимание суда на предпринятые ответчиком действия, но невозможность рассмотрения МЧС ходатайства о переносе срока иным доступным способом, и просит суд при рассмотрении исковых требований в части создания условий для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения установить срок исполнения до 30.09.2024 года, исходя из принципа самостоятельности судебной власти и дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Относительно исковых требований в части оборудования на территории СНТ у противопожарных водоисточников площадки с твердым покрытием 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, следует дополнительно с учетом ранее представленных доводов, обратить внимание на следующие обстоятельства. В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479 (далее Правил), органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения. Из буквального толкования пункта 75 Правил следует, что устройство площадки с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды требуется в случае наличия двух критериев: - наличие непосредственно на территории СНТ естественного или искусственного водоисточника (река, озеро, бассейн, градирня и др.), - либо в радиусе 200 метров от территории СНТ. Ближайший естественный водоисточник - озеро Балтым, расстояние, от которого до территории СНТ в несколько раз превышает 200 метров. Пункт 75 Правил связывает необходимость устройства подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров к местам естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.), во избежание смещения почвы и "сползания" тяжеловесных машин в водоисточники. Между тем, вторая часть пункта 75 Правил указывает и на исключение: за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения. Следовательно, установка (обеспечение) источниками противопожарного водоснабжения путем монтажа резервуара уже содержит наличие твердого покрытия. В качестве наглядного доказательства прилагаются фотографии из сети Интернет, подтверждающие различие назначения площадки (пирса) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров у водоемов и обеспечение твердого покрытия при монтаже резервуара. Придание иного значения толкованию пункта 75 Правил необоснованно и противоречит практическому смыслу работ, выполняемых при создании условий для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения. В редакции искового заявления Прокурора, в представленных доводах не содержится обоснование необходимости устройства подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей. Только в просительной части искового заявления указано на обязание ответчика оборудовать площадку с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров, что в совокупности с вышеизложенным, указывает на необоснованность исковых требований в данной части. Ответчик просит в части исковых требований о создании условий для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения установить срок исполнения до 30.09.2024 года. В удовлетворении требований в части оборудования на территории СНТ у противопожарных водоисточников площадки с твердым покрытием 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, а также обеспечения забора воды в любое время года, а также в части требований установки указателей у естественного источника наружного водоснабжения, используемого для целей пожаротушения (водоема), а также по направлению движения к нему - отказать.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области Суханов С.И. исковые требования прокурора полагал подлежащими удовлетворению, указав, что по результатам проверки предписание от 06.03.2023 частично исполнено, существующий водоисточник, функционирующий при положительных температурах воздуха, отвечает противопожарным требованиям, возле него имеется площадка с твердым покрытием; таким образом, до минусовых температур условия для забора воды у пожарной техники на территории СНТ «Приозерное-2» имеются; также предписание исполнено в части установки схем с обозначением проезда, указателей по направлению движения к источнику наружного противопожарного водоснабжения, существующего в настоящее время.

Представитель третьего лица Администрации городского округа Верхняя Пышма Кадцына О.В. указала, что земли общего пользования СНТ фактически находятся в общей долевой собственности членов СНТ «Приозерное-2», соответственно, решение об использовании земельного участка общего пользования должно приниматься членами СНТ. Кроме того, оборудование пожарного резервуара не влечет за сбой изъятие земельного участка, на котором он расположен, или признание на него право собственности иных лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокуратурой города Верхней Пышмы по информации отдела надзорной деятельности МЧС ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск проведены надзорные мероприятия в сфере обеспечения требований пожарной безопасности на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Приозерное-2», расположенного в г. Верхней Пышме Свердловской области. По результатам проведенных мероприятий выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

В адрес СНТ "Приозерное-2" вынесено предписание Отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Свердловской области МЧС от 06.04.2023 года об устранении нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

27.11.2023 прокуратурой города совместно с должностными лицами ОНДиПР УНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск проведено визуальное обследование территории СНТ «Приозерное-2», по результатам которого установлено, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ
«О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", вступившим в силу 30.04.2009. Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям (часть 1 статьи 1).

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ
«О Техническом регулировании» со дня вступления в силу названного Федерального закона до вступления в силу технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному исполнению в части соответствия целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального имущества.

Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1 и 2 статьи 62). Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (пункт 1 статьи 63). В силу частей 1 - 4 статьи 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом, который допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее также - Правила противопожарного режима).

Положениями пункта 71 Правил противопожарного режима установлены требования, предусматривающие обеспечение надлежащего технического содержания (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям. Согласно требованиям данного пункта у въезда на территорию строительных площадок, открытых плоскостных автостоянок и гаражей, а также на территорию садоводства или огородничества вывешиваются схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения. Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Правил).

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области Суханов С.И. пояснил, что требования предписания (п.71, п. 48 Правил противопожарного режима) применительно к существующему водоисточнику СНТ «Приозерное-2» исполнены.

Вместе с тем, поскольку из пояснений представителей ответчика усматривается, что в СНТ «Приозерное-2» вместо существующего противопожарного резервуара будет функционировать 2 резервуара меньшей емкостью, расположенные в ином месте, то требования п. 71, 47 Правил противопожарного режима подлежат выполнению применительно к вновь создаваемым противопожарным водоисточникам.

В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Пунктом 10.10 раздела 10 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225, предусмотрено, что к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.

В соответствии с пунктом 10.3 СП 8.13130.2020 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего Свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

Таким образом, доводы ответчика об отсутствии обязанности устраивать к любым пожарным резервуарам подъезды с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12 на 12 метров не основаны на нормах закона.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Определяя срок исполнения решения суда суд учитывает, что указанный прокурором в исковом заявлении срок связан с началом пожароопасного сезона, исполнение требований предписания основано на нормах федерального законодательства, обязательных для исполнения. Вместе с тем, с учетом значительного объема работ и финансовых ресурсов, необходимых для исполнения решения суда, наличия на территории СНТ «Приозреное-2» функционирующего источника водоснабжения (при положительной температуре воздуха), отвечающего требованиям противопожарных норм, суд полагает возможным установить в решении срок исполнения исковых требований - до 15 сентября 2024 года, который в данном случае является разумным.

Вместе с тем, учитывая, что исполнение решения суда потребует финансовых затрат, временных и трудовых ресурсов, при наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик вправе обратиться в суд в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу «Приозерное-2» о возложении обязанности по выполнению требований в сфере пожарной безопасности удовлетворить.

Возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Приозерное-2» (ИНН 6606007622) в срок до 15 сентября 2024 года :

- на территории СНТ создать два противопожарных водоисточника согласно нормам, предусмотренным пунктом 10.3 СП 8.13130.2020, утвержденного Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", у которых оборудовать площадки с твердым покрытием 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначить указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

- создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения;

Исковые требования о возложении обязанности у источников наружного водоснабжения, используемых для целей пожаротушения, а также по направлению движения к ним установить указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника (существующего на день рассмотрения дела) считать исполненными.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Карасева О.В.

2-427/2024 (2-3102/2023;) ~ М-2823/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Верхней Пышмы
Ответчики
СНТ "Приозерное-2"
Другие
ГУ МЧС России по Свердловской области
Колесников Виктор Алексеевич
Администрация городского округа Верхняя Пышма
Суд
Верхнепышминский городской суд Свердловской области
Судья
Карасева Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
verhnepyshminsky--svd.sudrf.ru
29.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2023Передача материалов судье
06.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2024Судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
17.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее