УИД 55RS0033-01-2021-000159-70
Дело № 12-8/2021
РЕШЕНИЕ
17 марта 2021 года р.п. Таврическое
Таврический районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Гусарского В.Ф., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Мехряковой С.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ООО «Таврический овощевод» Колесник ОГ на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Колесник ОГ по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ Колесник ОГ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Директор ООО «Таврический овощевод» Колесник ОГ обратился в суд с жалобой на поименованное постановление, полагала его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, ссылаясь на неверное применение норм материального права (Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), нарушение правил назначения наказания, предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ, неправильное разрешение дела, не соответствие требованиям статьи 24.1 КоАП РФ, что при вынесении решения по делу об административном правонарушении административным органом не учтен факт отсутствия причинения обществом вреда охраняемым общественным отношениям, а также причинения какого-либо ущерба бюджету.
Директор ООО «Таврический овощевод» Колесник ОГ в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель Межрайонной ИФНС № 6 по Омской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном отзыве полагает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, постановление законно и обоснованно.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
По правилам ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 настоящей статьи.
Ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», - перечень этих случаев является исчерпывающим.
Расчеты по выплате работодателем - резидентом работнику - нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках, либо без использования переводов электронных денежных средств.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (абзац первый).
ООО «Таврический овощевод» (Работодатель) заключило ряд трудовых договоров: № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданкой <данные изъяты> АМА (Работник), принятой в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен до окончания срока действия патента - до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином <данные изъяты> АХ (Работник), принятым в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен до окончания срока действия разрешения - до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином <данные изъяты> АТК (Работник), принятым в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен до окончания срока действия патента - до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином <данные изъяты> ДГР (Работник), принятым в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен до окончания срока действия патента - до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданкой <данные изъяты> ДМЮ (Работник), принятой в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен до окончания срока действия патента - до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином Таджикистана МШБ (Работник), принятым в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен до окончания срока действия патента - до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданкой <данные изъяты> НШУ (Работник), принятой в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен на время выполнения весенне – осенних полевых работ; № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданкой <данные изъяты> РМА (Работник), принятой в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен на время выполнения весенне – осенних полевых работ; № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином <данные изъяты> ТИР (Работник), принятым в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен на время выполнения весенне – осенних полевых работ; № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином <данные изъяты> ТИБ (Работник), принятым в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен до окончания срока действия патента - до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином <данные изъяты> ТУТ (Работник), принятым в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен на время выполнения весенне – осенних полевых работ; № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином <данные изъяты> ЭУА (Работник), принятым в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен на время выполнения весенне – осенних полевых работ; № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином <данные изъяты> ЮУТ (Работник), принятым в ООО «Таврический овощевод» в качестве овощевода, договор заключен на время выполнения весенне – осенних полевых работ; № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином <данные изъяты> ХБ (Работник), принятым в ООО «Таврический овощевод» в качестве грузчика, договор заключен до окончания срока действия разрешения на работу - по ДД.ММ.ГГГГ
Во исполнение обязательств по трудовым договорам ООО «Таврический овощевод» осуществляло выплату заработной платы в кассе организации наличными денежными средствами по платежной ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, в итоге общая сумма выплаты названным выше работникам составила <данные изъяты>
Согласно протоколу № общего собрания учредителей (участников) ООО «Таврический овощевод» от ДД.ММ.ГГГГ на должность директора ООО «Таврический овощевод» назначена Колесник ОГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, названное также нашло подтверждение выпиской из ЕГРЮЛ.
Административный орган, установив, что валютные операции в виде выплаты заработной платы осуществлены без открытия счета физическим лицам в уполномоченном банке, сделал вывод о нарушении руководителем общества требований статьи 14 Федерального закона от 10.12.2013 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», составил протокол по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Колесник ОГ к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Материалами дела подтверждается, что общество, являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России не через счета в уполномоченном банке. С учетом изложенного, заработная плата иностранным работникам может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковские счета, открытые работодателем в уполномоченном банке, в связи с чем выплата зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Из представленных материалов следует, что поименованные работники на момент указанной выше выплаты заработной платы имели паспорт иностранного гражданина, разрешение на работу и патент. Следовательно, до получения гражданства Российской Федерации указанные граждане являются нерезидентом.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Таврический овощевод» произвело выплату поименованным иностранным гражданам работникам (нерезидентам) из кассы организации заработной платы в наличной форме, что подтверждается платежной ведомостью № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, осуществление директором ООО «Таврический овощевод» в валютных операций в виде выплаты заработной платы иностранным работникам, минуя счета в уполномоченном банке, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Колесник ОГ, как руководитель предприятия, надлежаще исполнила свои обязанности по соблюдению требований валютного законодательства и ею проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения. Доказательств, подтверждающих отсутствие у должностного лица реальной возможности соблюсти требования действующего валютного законодательства, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах в действиях должностного лица усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Совокупность условий для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствует.
В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное директором директора ООО «Таврический овощевод» Колесник ОГ правонарушение посягает на отношения, объектом которых является осуществление валютных операций в Российской Федерации, предусмотренные вышеназванным Федеральным законом от 10.12.2013 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено, признание малозначительным правонарушения, посягающего на законодательство о валютном регулировании в части порядка расчетов между резидентами и нерезидентами, не представляется возможным, поскольку совершение такого правонарушения подрывает основы государственности, влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Суд также считает необходимым отметить, что согласно п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 при повторном привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение. В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 3.4 КоАП РФ. Помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению. При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают. Соответственно возможность замены назначенного обществу наказание в виде административного штрафа на предупреждение является неправомерным.
Наличие предшествующего правонарушения в настоящем деле доказывается постановлением, которым общество уже было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Следовательно, административное правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным административным правонарушением.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности постановления и назначении наказания в виде административного штрафа, ввиду чего доводы жалобы подлежат отклонению.
Принимая во внимания изложенное, установленные судом фактические обстоятельства дела, оснований для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
решил:
Постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Омской области Боярских С.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности Колесник ОГ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии данного решения с подачей жалобы через Таврический районный суд Омской области.
Судья В.Ф. Гусарский