№ 5-96/2023 *
33RS0015-01-2023-001830-85
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
16 августа 2023 года адрес
Судья Петушинского районного суда адрес Язев И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «*», зарегистрированного по адресу: адрес (ОГРН *, ИНН *),
У С Т А Н О В И Л:
дата главным государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Дудуновым А.Н. в отношении юридического лица ООО «*» (далее - Учреждение, Общество, ООО) составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В судебное заседание должностное лицо отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явилось, извещено о его времени и месте надлежащим образом.
Представитель ООО «*» в судебное заседание не явился, извещен о его времени и месте надлежащим образом. Суду представлено заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя и письменный отзыв, из которого следует, что Общество дата уже привлекалось к ответственности за совершение аналогичного правонарушения, его деятельность была приостановлена в части эксплуатации опасного производственного объекта: Сеть газопотребления ООО «*», рег. №, III класс опасности, расположенного по адресу: адрес, принадлежащего ООО «*», ИНН * осуществляющего деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, на срок 60 (шестьдесят) суток. В период приостановки деятельности Обществом совершен ряд действий, направленных на устранение нарушений, связанных с недобросовестной деятельностью предыдущего руководителя.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из представленного протокола следует, что в отношении юридического лица ООО «*» проводилась внеплановая выездная проверка с целью обеспечения соблюдения требований федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, государственного контроля надзора за соблюдением требований технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления» при эксплуатации опасного производственного объекта - Сеть газопотребления ООО «*», рег. №, III класс опасности, «Площадка участка компрессорного ООО «Ранова-Покровская», рег. № А15-04405-0002, III класс опасности, «Площадка цеха пивного производства ООО «*», рег. №, III класс опасности.
В ходе проведенной проверки было установлено, что ООО «*» при эксплуатации ОПО Сеть газопотребления ООО «*», рег. № А15-04405-0001, III класс опасности, расположенного по адресу: адрес, допущены нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:
ООО «*», эксплуатирующее опасный производственный объект, не имеет лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, что является нарушением требований части 1 и 2 статьи 9, части 1 статьи 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее - Закон), пункта 5 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утв. приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 (далее - Правила).
ООО «*», эксплуатирующее опасный производственный объект, не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности сооружений, применяемых на опасном производственном объекте в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения (наружный газопровод высокого давления), что является нарушением требований части 1, 2 статьи 9, статьи 11 Закона, пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 10. Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта;
- обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте.
В соответствии с абзацем 14 пункта 1 статьи 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Пунктом 1 статьи 11 Закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил, техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям): до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Согласно пункту 5 Правил здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Судом установлено, что выявленное при проведении проверки нарушение - отсутствие экспертного заключения промышленной безопасности сооружений, применяемых на опасном производственном объекте, действительно имеет место, что подтверждается:
- актом выездной внеплановой проверки от дата;
- предписанием об устранении выявленных нарушений от дата, протоколом осмотра территории от дата;
- постановлением Петушинского районного суда адрес от дата.
С учетом изложенного, суд считает необходимым квалифицировать данное действие (бездействие) юридического лица - ООО «*» по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Вместе с тем из объема вмененных Обществу нарушений требований промышленной безопасности подлежат исключению то, что ООО «*», эксплуатирующее опасный производственный объект, не имеет лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Данное бездействие образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного наказания.
Основания для вывода о том, что в части этого эпизода вмененное Обществу деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ (с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") отсутствуют.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.14.1 и ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства, в связи с чем переквалификация действий юридического лица в указанной части невозможна.
В соответствии с часть 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 23.1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года (ред. от 10.06.2010) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных им действия (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей.
При назначении административного наказания суд в силу ст.ст.4.1-4.3 КоАП РФ, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, а также имущественное и финансовое положение виновного юридического лица.
При рассмотрении дела суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного юридическим лицом правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено. При этом в качестве отягчающего следует квалифицировать имевшее место дата привлечение Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Общество, являясь юридическим лицом, обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или несовершения им юридически значимых действий.
Анализ всех значимых обстоятельств дела приводит суд к выводу о возможности достижения предусмотренных законом целей административного наказания в отношении ООО «Ранова-Покровская» только применением административного приостановления деятельности.
Менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, учитывая, что в действиях общества установлены грубые нарушения в области промышленной безопасности, которые могут создавать непосредственную возможность возникновения угрозы жизни и здоровью людей, нарушение законодательства, регулирующего в данной области, может привести к значительному ущербу.
В силу пункта 1 статьи 3.12 КоАП Российской Федерации административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
С учетом обстоятельств дела, суд считает возможным назначить ООО «*» административное наказание в виде административного приостановления деятельности - эксплуатации (проведение работ, оказание услуг) опасного производственного объекта: Сеть газопотребления ООО «*», рег. №, III класс опасности, расположенного по адресу: адрес, принадлежащего ООО «*», ИНН 3321014610, осуществляющего деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, на срок 60 (шестьдесят) суток.
При этом суд полагает, что такая мера государственного принуждения с наибольшим эффектом будет направлена на достижение целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний, а также считает ее соразмерной в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. Доводы Общества о том, что вина в нарушениях связана ненадлежащим исполнением ранее назначенным руководителем своих обязанностей не могут иметь правового значения, поскольку ООО «*» является коммерческой организацией и учредившие ее лица должны были осуществлять надлежащий контроль за ведущейся деятельностью.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки состава правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В то же время осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов сопряжено с угрозой возникновения негативных последствий, в том числе для жизни и здоровья граждан.
При таких данных, исходя из вышеприведенных конкретных обстоятельств дела, спорные правоотношения по своему характеру исключают в данном случае малозначительность деяния.
Руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо ООО «*» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Назначить ООО «*»административное наказание в виде административного приостановления деятельности - эксплуатации (проведение работ, оказание услуг) опасного производственного объекта: Сеть газопотребления ООО «*», рег. №, III класс опасности, расположенного по адресу: адрес, принадлежащего ООО «*», ИНН №, осуществляющего деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, на срок 60 (шестьдесят) суток, в течение которого запрещена эксплуатация указанного опасного производственного объекта.
Срок административного наказания исчислять с момента фактического приостановления деятельности вышеназванного опасного производственного объекта.
Постановление определить к немедленному исполнению.
Исполнение постановления поручить Отделу судебных приставов по адрес.
Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение 10 дней.
Судья: подпись. И.В. Язев