Дело № 2-236/2023
Уникальный идентификатор дела 59RS0003-01-2022-003299-13
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2023 года город Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Каробчевской К.В.,
при секретаре судебного заседания Корековой Д.С.
с участием представителя истца – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Кировского района гор. Перми к Носовой Наталье Андреевне о возложении обязанности, взыскании судебной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кировского района города Перми обратилась в суд с иском к Носовой Наталье Андреевне с требованием о возложении на ответчика обязанности за свой счет, в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести мероприятия по приведению нестационарного торгового объекта (киоска), размещенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Адрес к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, являющихся Приложением № к Правилам благоустройства территории Адрес, утвержденными решением Пермской городской Думы от Дата №; о взыскании с ответчика, в случае неисполнения решения суда в течение тридцати календарных дней с момента вступления его в законную силу, в пользу администрации Адрес неустойку в размере 1000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда по день его фактического исполнения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация благоустройства территории городского округа.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Абзацем 22 ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 утверждены Правила благоустройства территории города Перми (далее – Правила благоустройства). Указанные Правила благоустройства обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и действуют на всей территории города Перми, а контроль за их исполнением осуществляют уполномоченные органы администрации города Перми. За нарушение Правил наступает административная ответственность в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 9.1. Правил благоустройства элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Согласно п. 9.3 Правил благоустройства, установка элементов благоустройства должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пп. 9.4.4., 9.4.4.1., 9.4.4.3 Правил благоустройства установлены следующие требования к нестационарным объектам:
- проектирование Нестационарных объектов осуществляется с учетом принципов функционального разнообразия и в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки и благоустройства соответствующей территории города Перми, организации комфортной пешеходной среды, сохранения и повышения уровня комфортности проживания граждан, на основании требований к внешнему виду и местам размещения Нестационарных объектов, установленных настоящим подпунктом и подпунктами 9.4.4.2, 9.4.4.4 Правил благоустройства.
- требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру Нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых и обосновании размещения существующих Нестационарных объектов.
- внешний вид Нестационарных объектов должен соответствовать типовым проектам, утвержденным Правилами благоустройства. Размещение Нестационарных объектов по индивидуальным проектам (эскизам) внешнего вида Нестационарных объектов осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных пп. 9.4.4.4 Правил благоустройства;
Приложением 1 к Правилам благоустройства определены Требования к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (далее - Требования).
Пункт 3 данных Требований содержит требования к параметрам, конструкциям, материалам, цветовому решению, применяемым при изготовлении и отделке Нестационарных объектов, требования к вывескам, дополнительные требования к Нестационарным объектам.
Так, согласно подп. 3.5 Требований цветовым решением типовых проектов всех типов «Киоск», «Павильон» являются:
- несущий каркас: RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый;
- оконные и дверные переплеты: должны соответствовать выбранному RAL для каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый);
- декоративные элементы внешней отделки: ограждающая конструкция: RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый;
- декоративные стойки: RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый;
- декоративные панели (рейки): RAL 1013 жемчужно-белый, RAL 1015 светлая слоновая кость;
- роллетные системы (рольставни): должны соответствовать выбранному RAL для каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый);
- остекление: прозрачное с антивандальным покрытием, ударопрочное (тонирование стекла запрещается);
- вентиляционные решетки: должны соответствовать выбранному RAL для каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый);
- цоколь: должен соответствовать цвету каркаса (RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый).
В приложении к Приложению № отображено графическое изображение типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания.
Подпункт 3.8 Требований содержит требования к установке вывески типовых проектов. Вывеска типовых проектов всех типов "Павильон" состоит из графической и текстовой частей. Текстовая часть в виде отдельно стоящих букв, объемных или плоскостных, световых или несветовых (пп.3.8.2 Требований).
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе администрации Адрес, утвержденным решением Пермской городской Думы от Дата № (далее - Типовое положение), администрация района создана для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществления исполнительно-распорядительных функций на соответствующей территории.
Руководствуясь Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация Адрес, являясь территориальным органом администрации Адрес, осуществляет свою деятельность исходя из интересов населения района.
Согласно п. 2.1. Типового положения основной целью деятельности Территориального органа является эффективное управление соответствующей территорией; основными задачами Территориального органа являются:
- реализация полномочий, закрепленных за Территориальным органом;
- организация непосредственного взаимодействия с населением, обеспечение прав граждан на участие в решении вопросов местного значения.
Согласно п. 3.5.1 Типового положения, администрация района с Дата осуществляет в пределах своей компетенции муниципальный контроль в сфере благоустройства на территории Адрес. До Дата администрация района осуществляла в пределах своей компетенции контроль за соблюдением правил благоустройства территории Адрес.
Дата главным специалистом сектора потребительского рынка администрации Кировского района города Перми ФИО4, начальником сектора потребительского рынка администрации Адрес ФИО5 подготовлено и утверждено главой администрации Адрес плановое (рейдовое) задание на проведение осмотров объектов, расположенных в границах Кировского района города Перми № с целью выявления нарушений Правил благоустройства и содержания территории, утвержденных решением Пермской городской Думы № от Дата.
Дата по адресу: Адрес на земельном участке с кадастровым номером №, главным специалистом сектора потребительского рынка администрации Адрес ФИО4, начальником сектора потребительского рынка администрации Кировского района города Перми ФИО5 выявлен факт размещения некапитального нестационарного строения - нестационарный торговый киоск (далее - киоск «Овощи-фрукты», НТО), используемого для осуществления торговой деятельности, не соответствующего Требованиям к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (Приложение № к Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от Дата №) (далее - Требования), чем нарушен пункт 9.4.4.3 Правил благоустройства (Акт обследования территории №Ч от Дата).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от Дата, правообладателем земельного участка площадью 8+/-2 кв.м, с кадастровым номером № по адресу: Адрес на котором размещен нестационарный торговый киоск, является: Носова Наталья Андреевна.
Внешний вид размещенного некапитального нестационарного строения не соответствует графическому документу, касающемуся проектирования некапитального нестационарного строения, сооружения соответствующего типа (вида) (далее - Графический документ), а именно, несоответствие внешнего вида выразилось в несоблюдении требований к архитектурным решениям конструкций некапитального нестационарного строения, сооружения и исполнения фасада некапитального нестационарного строения, сооружения; несоответствии цветовому решению, применяемыми при изготовлении и отделке нестационарных объектов. А именно: темно-коричневого цвета с элементами белого цвета (оконные рамы) с отсутствием декоративных элементов внешней отделки (декоративные панели), отсутствует вывеска.
В порядке досудебного урегулирования спора в адрес ответчика была направлена досудебная претензия (№ от Дата). Претензия получена адресатом Дата, согласно отчету об отслеживании почтового отправления.
По состоянию на Дата, нестационарное торговое строение в виде киоска, используемого для осуществления торговой деятельности, размещенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Адрес, принадлежащем Ответчику, не приведено в соответствие Требованиям к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, являющихся Приложением № к Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от Дата №, что подтверждается Актом от Дата № б/н, составленным начальником сектора потребительского рынка администрации Кировского района г. Перми ФИО5
Ответчик уведомлен о допущенном нарушении в части размещения несоответствующего требованиям Правил благоустройства нестационарного объекта, что подтверждается вручением досудебной претензии. Вместе с тем до настоящего времени Ответчик не предпринял соответствующих мер по приведению объекта (павильона) в соответствие с Требованиями Правил благоустройства.
Также администрация района рассчитывает размер неустойки следующим образом: 1 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда.
Представитель истца администрации Кировского района г. Перми – ФИО6, принимавший участие в судебном заседании, заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства.
Ответчик Носова Н.А., участия в судебном заседании не принимала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежаще, по месту регистрации, согласно отчету об отслеживании почтового отправления ответчик получила судебную корреспонденцию Дата (л.д.146).
В силу ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
При неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства решается с учетом требований ст. 167 и ст. 233 ГПК РФ.
Применительно к п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 и положениям ст. 113 ГПК РФ, неявка адресата для получения своевременно доставленной почтовой корреспонденции равнозначная отказу от ее получения.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона 22.12.2008 № 262-ФЗ, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Дзержинского районного суда г. Перми в сети Интернет, в связи с чем, ответчик имела объективную возможность ознакомиться с данной информацией.
Таким образом, судом были предприняты все возможные меры к извещению ответчика о дате, времени и месте рассмотрения дела, и в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд признает ответчика Носову Н.А. надлежаще извещённой о дате, времени и месте рассмотрения настоящего спора и считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судом дело рассмотрено в порядке заочного производства.
В силу ст. 234 ГПК РФ, при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Правила благоустройства, в силу ст. 22 закона № 131-ФЗ, относятся к муниципальным правовым актам и устанавливают на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с данными правилами.
В абзаце двадцать первом части 1 статьи 2 ФЗ № 131 от 06.10.2003 приведено определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Решением Пермской городской думы от 15 декабря 2020 года № 277 утверждены Правила благоустройства территории города Перми.
Согласно п. 9.4.4.1. Правил благоустройства проектирование нестационарных объектов осуществляется с учетом принципов функционального разнообразия и в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки и благоустройства соответствующей территории города Перми, организации комфортной пешеходной среды, сохранения и повышения уровня комфортности проживания граждан, на основании требований к внешнему виду и местам размещения Нестационарных объектов, установленных настоящим подпунктом и подпунктами 9.4.4.2, 9.4.4.4 Правил.
Требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых и обосновании размещения существующих нестационарных объектов.
Внешний вид нестационарных объектов должен соответствовать типовым проектам, утвержденным Правилами, за исключением сезонного (летнего) кафе.
Согласно п. 9.4.4.3. Правил благоустройства требования к типовым проектам нестационарных объектов установлены в приложении 1 к Правилам благоустройства.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Адрес, находящимся в собственности Носовой Н.А., с разрешенным использованием «киоск», расположен нестационарный торговый объект. Нестационарный торговый объект, расположенный на данном земельном участке, не соответствует требованиям к типовым проектам, не соблюдены требования к конструкциям и материалам.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются актом планового (рейдового) осмотра, обследования особо охраняемых природных территорий местного значения города Перми, лесных участков земельных участков, расположенных в границах Адрес №/Ч от Дата, фототаблицей к акту.
В результате планового (рейдового) осмотра установлено следующее: в рамках контроля за соблюдением правил благоустройства территории города Перми, в ходе обследования территории Дата в 10:00 часов по адресу: Адрес, выявлен в границах земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: киоски, форма собственности: частная, факт размещения некапитального строения, сооружения (нестационарный торговый объект (киоск), используемого для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания. Собственником земельного участка согласно выписки из ЕГРП является Носова Н.А. Внешний вид некапитального строения, сооружения не соответствует графическому документу, касающемуся проектирования некапитального строения, сооружения соответствующего типа (вида), а именно несоответствие внешнего вида выразилось в несоблюдении: цветового оформления фасада и (или) требований к материалам его отделки; а именно, согласно п.3.5 Приложения 1 «Правил благоустройства территории города Перми», утвержденных решением Пермской городской Думы от Дата №, цветовое решение типовых проектов всех типов «Киоск», «Павильон»: несущий каркас, оконные и дверные переплеты, декоративные элементы внешней отделки, декоративные стойки, роллетные системы (рольставни) - должны соответствовать RAL 8017 шоколадно-коричневый, RAL 7016 антрацитово-серый; архитектурных решений конструкций некапитального нестационарного строения, сооружения (включая его геометрические и (или) объемные параметры) и исполнения фасада некапитального нестационарного строения, сооружения, а именно согласно п.3.2 Приложения 1 «Правил благоустройства территории Адрес», утвержденных решением Пермской городской Думы от Дата №, необходимо наличие декоративных элементов внешней отделки: композит, для дворового фасада: композит (с горизонтальным расположением панелей), декоративные стойки; металл, декоративные панели (рейки) - металл, дерево; допускаются роллетные системы (рольставни): металлические с механическим или электрическим приводом (при необходимости). В Приложении 1 отображено графическое изображение типовых проектов некапитальных строений сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания.
На земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: Адрес, р-н Кировский, Адрес размещено некапитальное строение, сооружение (нестационарный торговый объект киоск «Овощи-фрукты») темно-коричневого цвета с элементами белого цвета (оконные рамы) с отсутствием декоративных элементов внешней отделки (декоративные панели), отсутствует вывеска, что не соответствует графическому изображению типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания.
Дата администрация Кировского района г. Перми направила в адрес Носовой Н.А. претензию с требованием привести нестационарный торговый объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: Адрес, в соответствие с Требованиями к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания к Правилам благоустройства города Перми, утвержденных Решением Пермской городской думы от 15 декабря 2020 года N 277. Ответчиком претензия получена 19.07.2022, однако, мер не было предпринято для приведения нестационарного торгового объекта в соответствие с Требованиями Правил благоустройства.
В ходе рассмотрения гражданского дела, установлено, что судом в рамках административного судопроизводства рассмотрены требования о признании недействующим в части Решения Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 (ред. решений от 26.04.2022 №81, от 23.08.2022 №174, от 20.12.2022 №280) «Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми».
По результатам рассмотрения, применительно к рассматриваемому спору абзац второй пункта 9.4.4.1 изложен в редакции, которая предусматривает, что требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых. Ранее, до принятия судом решения, данная норма предусматривала, что требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых и обоснования размещения ранее существующих.
Также признаны недействующими приложения к Требованиям к типовым проектам, которое устанавливает графическое изображение типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания.
Признавая данные нормы недействующими суд указал, что абзац второй подпункта 9.4.4.1 в части слов «и обосновании размещения существующих» не является достаточно определенным для его равнозначного понимания, поскольку в целом норма закрепляет необходимость соблюдения требований Правил к нестационарным объектам, но каким образом должно происходить обоснование размещения существующих нестационарных объектов и что под обоснованием подразумевал административный ответчик, из содержания Правил не ясно. В судебном заседании такой неясности административный ответчик не устранил. В связи с изложенным, суд считает, что абзац второй подпункта 9.4.4.1 в части слов «и обосновании размещения существующих» подлежит признанию недействующим.
Признавая недействующим с момента вступления решения в законную силу Приложения к Требованиям к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания к приложению 1 Правил благоустройства территории города Перми, суд указал, что графическая часть (Приложение к Приложению 1 Правил благоустройства) не отвечает требованиям ясности и определенности в полной мере, поскольку не все обозначения и надписи поддаются прочтению, что не устраняется даже увеличением изображения, размещенных на сайте ответчика и администрации города Перми. Текстовая часть содержания графической части не восполняет, поскольку в графической части содержатся сведения, отсутствующие в текстовой части.
Вместе с тем суд указал, что оспариваемые нормы с точки зрения предмета их регулирования и с учетом положений статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ относятся к регулированию правоотношений в области благоустройства, что не является превышением полномочий органа местного самоуправления.
Целью благоустройства территории муниципального образования является обеспечение комфортности, санитарного благополучия и эстетического состояния территории городского округа Установление для нестационарных торговых объектов определенных требований органами местного самоуправления не свидетельствует о вмешательстве муниципального образования в торговую деятельность и такие требования не означают создание неблагоприятных или дискриминирующих условий для субъектов предпринимательской деятельности с учетом того, что в целом требования, установленные Правилами благоустройства, относятся к внешнему виду, параметрам объектов, их прочности, безопасности при эксплуатации.
Таким образом, в рамках административного судопроизводства признаны приведенные выше положения нормативно-правового акта недействующими в связи с их неопределенностью, при этом сделан вывод о наличии у органа местного самоуправления полномочий по установлению обязательных требований к размещению нестационарных торговых объектов, соответственно, Правила благоустройства города Перми подлежат применению к рассматриваемым спорным правоотношениям.
Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу относительно того, что Носова Н.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: Адрес, площадью 8 +/- 2 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: киоски, допустила размещение на нем нестационарного торгового объекта, внешний вид которого согласно акту осмотра не соответствует требованиям, установленным Правилами благоустройства города Перми.
Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто, суду не представлено доказательств соблюдения требований к внешнему виду нестационарного торгового объекта.
С учетом положений п. 2 ст. 209 ГК РФ во взаимосвязи с п. 1 ст. 260 ГК РФ и п. 3.1 Правил благоустройства города Перми, размещение собственником на принадлежащем ему земельном участке нестационарного торгового объекта, не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить требованиям нормативных актов, принятых правотворческими органами в пределах их компетенции.
Бесконтрольное размещение нестационарных торговых объектов, малых архитектурных форм без ограничения, в том числе их размеров и внешнего вида, ведет не только к нарушению эстетического, архитектурного облика города в целом, но и к созданию угрозы жизни и здоровью граждан в связи с их установкой, а также в отдельных случаях к невозможности осуществления работ по благоустройству и уборке территорий, что не может быть признано правомерным поведением хозяйствующего субъекта, с учетом наличия действующих Правил благоустройства территории города Перми.
Поскольку в соответствии с п. 38 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и п. 9.1 Правил благоустройства территории города Перми к элементам благоустройства отнесен нестационарный торговый объект принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие требованиями Правил благоустройства территории обязаны собственник или иной владелец земельного участка, расположенного на территории города Перми, а также организация, обеспечивающая содержание земельного участка, если иное не установлено законом или договором.
Таким образом, собственник земельного участка Носова Н.А., допустившая размещение нестационарного торгового объекта, не соответствующего обязательным требованиям объекта, обязана принять меры по приведению этого объекта в соответствии с обязательными правилами к внешнему виду.
При установлении обязанности устранить нарушения законодательства суд обязан указать срок, в течение которого необходимо устранить выявленные нарушения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счёт ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определённые действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом положений ст. 206 ГПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, необходимых подготовительных мероприятий, суд считает возможным установить ответчику Носовой Н.А. срок для исполнения решения суда, сроком в течение 10-ти календарных дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным, достаточным и необходимым для совершения ответчиком указанных действий.
Судом установлены разумные, достаточные и необходимые для совершения ответчиком действий сроки, установление более длительных сроков повлечёт длительное нарушение режимов использования территории объекта культурного наследия, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 ГПК РФ. При этом установленный судом срок для устранения нарушений - не обладает отлагательным условием, ставящим возникновение обязанности Носовой Н.А. в зависимость от обстоятельства начала устранения нарушений.
Разрешая требования истца о взыскании судебной неустойки, в случае неисполнения решения суда, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 308.3 ГК РФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7, на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ, в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора - взыскателя, далее судебная неустойка.
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 2 ст. 308.3 ГК РФ).
На основании п. 4 ст. 1 ГК РФ, размер подлежащей взысканию денежной компенсации суд определяет с учетом принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения участников.
При определении размера присуждаемой денежной суммы суду следует исходить из того, что исполнение судебного акта должно для ответчика оказаться более выгодным, чем его неисполнение. В то же время, определяя размер присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта, суд должен принимать во внимание степень затруднительности исполнения судебного акта, возможность ответчика по его добровольному исполнению, имущественное положение ответчика и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
По смыслу разъяснений, приведенных в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24 марта 2016 года «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре в установленный судом срок (п. 3 ст. 401 ГК РФ), а также с момента незаконного отказа кредитора от принятия предложенного должником надлежащего исполнения (ст. 406 ГК РФ) должник не обязан уплачивать судебную неустойку.
Учитывая принципы справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения лица, не исполняющего решение суда, суд считает возможным определить к взысканию с ответчика в пользу истца на случай неисполнения настоящего решения суда судебную неустойку в размере 100 руб., начиная с 11-го дня со дня вступления решения суда в законную силу, по день фактического исполнения решения суда.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Носову ...) за свой счет, в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести мероприятия по приведению нестационарного торгового объекта (киоск), размещённого на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Адрес к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, являющихся Приложением № к Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от Дата №.
Взыскать с Носовой ...) в случае неисполнения решения суда в течение тридцати календарных дней с момента вступления его в законную силу в пользу администрации Кировского района г. Перми (ОГРН: ...) неустойку в размере 100 (сто) руб. 00 коп. за каждый день просрочки исполнения решения суда по день его фактического исполнения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: К.В. Каробчевская
...