Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-5563/2024
УИД: 63RS0039-01-2023-006201-82
№ 2а-660/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Мыльниковой Н.В. и Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Баранова В.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 6 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного истца Баранова В.В. по доверенности Залуцкой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Баранов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, для садоводства. Распоряжением от 31 октября 2023 г. № № Департамент отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Административный истец полагает причины отказа необоснованными.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № № от 31 октября 2023 г. незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить нарушение путем принятия в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу решения по заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 6 февраля 2024 г. административное исковое заявление Баранова В.В. оставлено без удовлетворения (л.д. 156-161).
В апелляционной жалобе Баранов В.В. просит решение отменить как незаконное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (л.д. 166-168).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено, что административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, для садоводства (л.д. 13, 70-75).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 31 октября 2023 г. № № в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпунктов 3, 4, 5 пункта 16 статьи 1 1.10, пунктов 6, 7 статьи 11.9, пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), части 10 статьи 85 ЗК РФ, пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» в связи с тем, что образуемый земельный участок частично расположен в зоне лесов, а также находится в двух территориальных зонах: зона природных ландшафтов (Р-3), зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), где использование земельного участка под ведение садоводства не соответствует основным видам разрешенного использования земельного участка; образуемый земельный участок располагается в пределах территории, на которую принято распоряжение Правительства Самарской области от 24 декабря 2014 г. № № «Об утверждении документации по планировке территории в городском округе Самара в целях размещения объектов инженерной инфраструктуры, включенных в программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу»; образуемый земельный участок для ведения садоводства не соответствует требованиям к градостроительным регламентам в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЕЗРЗ-5 (участок 1) (л.д. 12).
Согласно выписке и выкопировке из ИСОГД г.о. Самара по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. № №, образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне природных ландшафтов (Р-3) и в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), что является препятствием для образования земельного участка в силу положений пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ (л.д. 18-20, 150).
В соответствии с градостроительным регламентом зоны Р-3 использование участков под ведение садоводства в данной зоне не относится к разрешенным видам использования.
Испрашиваемый земельный участок расположен в единой зоне регулирования застройки (<данные изъяты>) объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 25 мая 2018 г. № № (л.д. 21-68, 134).
В соответствии с режимом использования земель и требованиями к градостроительным регламентам в границах единой зоны регулирования застройки (<данные изъяты>), утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 25 мая 2018 г. № №, определены виды разрешенного использования земельных участков, в числе которых ведение садоводства отсутствует.
Также согласно сведениям из ИСОГД г.о. Самара образуемый земельный участок располагается в пределах территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 24 декабря 2014 г. № № утверждена документация по планировке территории (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Самарской области от 18 января 2022 г. № №).
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенные в оспариваемом распоряжении Департамента градостроительства г.о. Самара (за исключением основания - расположения земельного участка в зоне лесов), нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего административного дела, ввиду чего, указанное распоряжение является законным и обоснованным, а административные исковые требования Баранова В.В. не подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Так, доводы жалобы сводятся к тому, что вывод суда о том, что образуемый земельный участок располагается в пределах территории, на которую принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № № «Об утверждении документации по планировке территории в городском округе Самара в целях размещения объектов инженерной инфраструктуры, включенных в программы подготовки к проведению в 2018 г. в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» являются несостоятельными, поскольку анализ действующих норм права следует, что отображение на картах генерального плана местоположение объектов местного значения носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть самом по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов граждан при оформлении в аренду земельных участков. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение н соответствующих картах красных линий.
Указанные доводы подлежат отклонению судебной коллегией как несостоятельные и основанные на субъективном толковании норм права ввиду следующего.
Одним из оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка явилось, то обстоятельство, что образуемый земельный участок располагается в пределах территории, на которую принято распоряжение Правительства Самарской области от 24 декабря 2014 г. № № «Об утверждении документации по планировке территории в городском округе Самара в целях размещения объектов инженерной инфраструктуры, включенных в программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу».
Указанное основание для отказа проверено судом первой инстанции, что нашло верное отражение в решении суда.
Так, согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 4, 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Согласно статье 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1). Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1 части 2).
В проекте межевания в его текстовой части указываются перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования (пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а на чертежах межевания территории отображаются границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в числе прочего на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических регламентов, сводов правил.
Согласно сведениям из ИСОГД г.о. Самара образуемый земельный участок располагается в пределах территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 24 декабря 2014 г. № № утверждена документация по планировке территории. В соответствии с проектом планировки испрашиваемый земельный участок расположен (частично расположен) в пределах границ планируемого элемента планировочной структуры (планируемая полоса отвода проектируемого коллектора дождевой канализации, очистных сооружений аккумулирующих резервуаров) (л.д. 80-81).
Таким образом, в силу закона, в данном случае, указанное обстоятельство является препятствием для образования нового земельного участка и удовлетворения заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что иные основания для отказа в удовлетворении заявления Баранова В.В., изложенные в оспариваемом распоряжении, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и подтверждаются представленными доказательствами, отвечающими признаками относимости и допустимости (за исключением основания - расположения земельного участка в зоне лесов).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований.
Само по себе несогласие административного истца с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определение:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 6 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Баранова В.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 20 июня 2024 г.
Председательствующий:
Судьи: