Дело № 2-260/2024 (2-1993/2023)
11RS0004-01-2023-003139-07
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Васёвчик Е.П.
при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печора 17 января 2024 года гражданское дело по иску Печорского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МР «Печора» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
установил:
Печорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МР «Печора» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, в обоснование требований истец указывая, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МР «Печора» законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и установлено, что на территории МР «Печора» иммется 7 объектов транспортной инфраструктуры - мосты на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, из которых 5 подлежат категорированию, а именно: через реку Марущиха на автодороге «п.Луговой-п.Белый-Ю»; через реку Малый Аранец на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор»; через реку Дзёля-Куренной на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор»; мост (путепровод) «Подъезд к военному городку №63»; через ручей Куренной на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор». Вышеуказанным мостовым сооружениям присвоены соответствующие категории, и они включены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры. Собственником указанных объектов является администрация МР «Печора». В нарушение положений по обеспечению транспортной безопасности оценка уязвимости в отношении вышеуказанных мостовых сооружений администрацией МР «Печора» до настоящего времени не произведена, планы обеспечения транспортной безопасности не разрабатывались, соответственно иные мероприятия антитеррористической безопасности, проводимые по результатам оценки уязвимости, до настоящего времени не реализованы; организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, не утверждены. Кроме того, в собственности муниципального района «Печора» имеется 2 мостовых сооружения, среди которых мост через реку Ермак, расположенный на автодороге «Печорская ГРЭС-Бызовая-Медвежская-Конецбор», мост через реку Белый-Ю, расположенный на автодороге «Печора-Белый-Ю», которые не подлежат категорированию в связи с несоответствием предъявляемым требованиям, установленным приказом Минтранса России от 28.08.2020 №331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта». В нарушение норм закона паспорта обеспечения транспортной безопасности данных мостовых сооружений (через реку Ермак, расположенного на автодороге «Печорская ГРЭС-Бызовая-Медвежская-Конецбор», через реку Белый-Ю, расположенного на автодороге «Печора-Белый-Ю»), не подлежащих категорированию, администрацией МР «Печора» не разработаны и не утверждены. Неисполнение органом местного самоуправления вышеуказанных требований законодательства в сфере противодействия терроризму влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на территории муниципального образования муниципального района «Печора». В ноябре 2022г. Печорской межрайонной прокуратурой проводилась аналогичная проверка на предмет соблюдения администрацией муниципального района «Печора» требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, по результатам которой в орган местного самоуправления 29.11.2022 внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, которое рассмотрено 23.12.2022, нарушения, указанные в представлении, признаны обоснованными. Вместе с тем в настоящее время вышеуказанные нарушения законодательства о противодействии терроризму администрацией муниципального района «Печора» не устранены. Прокурор просит обязать администрацию МР «Печора» в срок до 31.12.2024 провести оценку уязвимости, разработать планы обеспечения транспортной безопасности в отношении следующих мостовых сооружений: через реку Марущиха на автодороге «п.Луговой-п.Белый-Ю»; через реку Малый Аранец на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор»; через ручей Дзёля-Куренной на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор»; путепровод «Подъезд к военному городку №63»; через ручей Куренной на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор»; обязать администрацию МР «Печора» в срок до 31.12.2024 разработать и утвердить паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении следующих мостовых сооружений: через реку Ермак на автодороге «Печорская ГРЭС-Бызовая-Медвежская-Конецбор»; через реку Белый-Ю на автодороге «Печора-Белый-Ю».
В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Зрайченко Р.А. на иске настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель ответчика администрации МР «Печора» Саратов Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в части срока, установленного для устранения допущенных недостатков, указав, что денежные средства для разработки документации в 2024г. в бюджет не заложены и более разумным будет установление срока для исполнения требований до 01.07.2025.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии со статьей 5 указанного закона выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пункт 4 статьи 3 указанного закона определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
В силу ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона Российской Федерации «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 8 данного закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального района «Печора» имеется 7 объектов транспортной инфраструктуры - мосты на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, из которых 5 - подлежат категорированию, а именно: через реку Марущиха на автодороге «п.Луговой-п.Белый-Ю»; через реку Малый Аранец на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор»; через ручей Дзёля-Куренной на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор»; мост (путепровод) «Подъезд к военному городку №63»; через ручей Куренной на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор».
Согласно сведений администрации МР «Печора» указанным мостовым сооружениям присвоена третья категория, и они включены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
В силу части 1 статьи 6 от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 №1595, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу части 1.1 статьи 9 данного закона субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 №2201 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.
Пунктом 7 Требований предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в том числе:
обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде,
на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры,
установить на основании утвержденных результатов оценки уязвимости границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, для которой устанавливается особый режим допуска физических лиц (автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов) и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, животных, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.
утвердить в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Проведенной Печорской межрайонной прокуратурой проверкой на предмет соблюдения администрацией МР «Печора» требований к антитеррористической защищенности объектов в сфере транспортной безопасности, установлено, что оценка уязвимости в отношении мостовых сооружений через реку Марущиха на автодороге «п.Луговой-п.Белый-Ю»; через реку Малый Аранец на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор»; через ручей Дзёля-Куренной на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор»; мост (путепровод) «Подъезд к военному городку №63»; через ручей Куренной на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор», до настоящего времени не произведена, планы обеспечения транспортной безопасности не разрабатывались, соответственно иные мероприятия антитеррористической безопасности, проводимые по результатам оценки уязвимости, до настоящего времени не реализованы; организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, не утверждены.
Также проведенной проверкой установлено, что в собственности МР «Печора» имеется 2 мостовых сооружения, среди которых мост через реку Ермак, расположенный на автодороге «Печорская ГРЭС-Бызовая-Медвежская-Конецбор», мост через реку Белый-Ю, расположенный на автодороге «Печора-Белый-Ю», которые не подлежат категорированию в связи с несоответствием предъявляемым требованиям, установленным приказом Минтранса России от 28.08.2020 №331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта».
Паспорта обеспечения транспортной безопасности данных мостовых сооружений (через реку Ермак, расположенного на автодороге «Печорская ГРЭС-Бызовая-Медвежская-Конецбор», через реку Белый-Ю, расположенного на автодороге «Печора-Белый-Ю»), не подлежащих категорированию, администрацией муниципального района «Печора» не разработаны и не утверждены.
При этом, 29.11.2022 заместителем прокурора, по результатам проведенной аналогичной проверки на предмет соблюдения администрацией муниципального района «Печора» требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры в адрес главы МР «Печора» руководителя администрации Серова В.А. внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое до настоящего времени не исполнено.
По информации администрации МР «Печора» паспорта безопасности объектов отсутствуют в связи с недостаточностью финансирования денежных средств в бюджете ГП «Печора» и МР «Печора», оценка уязвимости не производилась. Администрацией МР «Печора» в 2021г. собраны коммерческие предложения по подготовке документации по оснащению категорированных объектов системой безопасности, но в связи с отсутствием средств в бюджете работы не выполнены. Для исполнения заявленных исковых требований необходимо более 2 млн.руб., указанных денежных средств в МО МР «Печора» не имеется, в связи с чем, в случае удовлетворения исковых требований, в срок до 31.12.2024 исполнить судебный акт не представится возможным.
Указанные доводы стороны ответчика, суд признает не состоятельными, так как при разрешении вопроса о сроках проведения мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, суд исходит из тех обстоятельств, что отсутствие денежных средств на устранение недостатков в работе по транспортной безопасности не может являться определяющим моментом при условии существования угрозы безопасности неопределенного круга лиц, пользующихся указанными объектами. При этом также не имеют правового значения доводы представителя ответчика относительно того, что устранение нарушений транспортной безопасности, обозначенных прокурором, представляет собой долговременный процесс с использованием бюджетных средств, т.к. указанный в возражениях ответчика срок для устранения недостатков по соблюдению транспортной безопасности является необоснованно длительным.
Сроки для устранения выявленных нарушений законодательства, предложенные истцом, отвечают требованиям разумности, являются достаточными для исполнения возложенных обязанностей. Доказательств необходимости установления более длительных сроков для исполнения требований прокурора суду не представлено.
Таким образом, исковые требования Печорского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию МР «Печора» (ИНН 1105012781) в срок до 31.12.2024 провести оценку уязвимости, разработать планы обеспечения транспортной безопасности в отношении следующих мостовых сооружений:
- через реку Марущиха на автодороге «п.Луговой-п.Белый-Ю»;
- через реку Малый Аранец на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор»;
- через ручей Дзёля-Куренной на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская- Конецбор»;
- путепровод «Подъезд к военному городку №63»;
- через ручей Куренной на автодороге «Печора-Бызовая-Медвежская-Конецбор».
Обязать администрацию МР «Печора» (ИНН 1105012781) в срок до 31.12.2024 разработать и утвердить паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении следующих мостовых сооружений:
- через реку Ермак на автодороге «Печорская ГРЭС-Бызовая-Медвежская-Конецбор»;
- через реку Белый-Ю на автодороге «Печора-Белый-Ю».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Васёвчик
Мотивированное решение составлено 24.01.2024