Дело ----- (2-4263/2023)
УИД 21RS0------49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2024 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Краснове Д.В.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО7, действующей на основании доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никифоровой ФИО19 к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Никифорова ФИО20 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрация г. Чебоксары) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Никифорова О.Э. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, что подтверждается постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата -----. Так, мать истца ФИО1 – ФИО3 умерла дата, отец Никифоров Э.Г. лишен родительских прав в отношении истца на основании решения Красноармейского районного суда ФИО6 Республики от дата. Объектов недвижимости в собственности истца не имеется, по договору социального найма с правом бессрочного пользования жильем не обеспечена. Она зарегистрирована по адресу: адрес но правом бессрочного пользования этим жилым помещением не обладает, в данном жилом помещении, принадлежащим бывшему опекуну и членам ее семьи, помимо истца зарегистрированы и проживают еще четыре человека: ФИО7 (бывший опекун), ФИО16 (супруг бывшего опекуна), ФИО10 (сын бывшего опекуна), ФИО11 (мать бывшего опекуна). Ввиду сложившихся обстоятельств истец не проживает в данном жилом помещении, в связи с чем вынуждена за плату арендовать жилье для личного проживания. При достижении возраста 18 лет жилым помещением ФИО1 не обеспечена. Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, ст.ст. 50, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от дата № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», просит возложить на администрацию г. Чебоксары вышеуказанную обязанность.
Истец Никифорова О.Э., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обеспечила участие своего представителя.
Представитель истца ФИО1 – ФИО7, также привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, заявленные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Пояснила, что она (ФИО7) является бывшим фактическим опекуном ФИО1, поскольку назначенная опекуном ФИО12, которая приходится ФИО1 бабушкой, а ФИО7 матерью, по состоянию здоровья не была в полной мере осуществлять обязанности опекуна. Вместе с опекуном несовершеннолетняя ФИО1 переехала из адрес в адрес, проживала в квартире опекуна по адресу: адрес ФИО17 собственности на эту квартиру и ФИО17 бессрочного пользования этой квартирой не обладала. В дальнейшем ФИО12 продала эту квартиру, и ФИО7 и членами ее семьи была приобретена в собственность адрес в которую были вселены ФИО12 и на тот момент несовершеннолетняя опекаемая ФИО1 После достижения последней совершеннолетнего возраста обязанности опекуна прекращены, однако ФИО1 продолжает сохраняет регистрацию по настоящее время для обеспечения регистрационного учета граждан, трудоустройства, при этом ФИО1 собственником этого жилого помещения не является и после достижения совершеннолетнего возраста ФИО17 бессрочного пользования этой квартирой не обладает. Других жилых помещений в ее собственности или на праве бессрочного пользования у нее нет. Ввиду жизненных обстоятельств ФИО1 выехала из обозначенной квартиры, для личного проживания арендовала за плату жилье. В настоящее время временно выехала в адрес в целях работы и получения образовательных услуг по профессии, и планирует вернуться, когда у нее будет жилье для постоянного проживания. Образование в государственных или муниципальных учреждениях ФИО1 не получает, общежитием не обеспечена, в адрес посещает курсы. Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения является единственным способом обеспечения ФИО1 жильем для личного проживания.
Ответчик администрация г. Чебоксары, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, участие своего представителя не обеспечила, заявлений и ходатайств в адрес суда не направила. Ответчик обеспечил участие своего представителя в судебном заседании дата, однако ввиду неявки истца рассмотрение дела было отложено.
Третьи лица администрация Ленинского района г. Чебоксары, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектура и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Дмитриев Р.В. в судебное заседание не явились, участие своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От администрации Ленинского района г. Чебоксары поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Администрация Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики с дата как самостоятельное юридическое лицо прекратила свою деятельность с дата путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является администрация города Чебоксары Чувашской Республики (по тексту решения именуется также администрация г. Чебоксары).
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Никифорова О.Э.. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В учетном деле ФИО1 содержатся материалы, послужившие основанием для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лица, оставшегося без попечения родителей.
Истец Никифорова ФИО21 родилась дата в адрес Чувашской Республики. Ее матерью является ФИО3, отцом ФИО4 (свидетельство о рождении I-РЛ ----- выдано дата Отделом ЗАГС администрации адрес ФИО6 Республики).
Мать истца ФИО1 – ФИО3 умерла дата (свидетельство о смерти (повторное) ----- выдано дата Отделом ЗАГС администрации адрес ФИО6 Республики).
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от дата ФИО4 лишен родительских ФИО17 в отношении своей дочери ФИО1 Этим же решением несовершеннолетняя ФИО1 оставлена на попечении опекуна ФИО12, назначенной постановлением главы администрации адрес ФИО6 Республики от дата -----.
Как следует из материалов дела, ФИО12 является родной бабушкой ФИО1
Так, постановлением главы администрации адрес ФИО6 Республики от дата ----- ФИО12 назначена опекуном несовершеннолетней ФИО1, за посленей закреплено ФИО17 проживания и пользования домом по адресу: адрес, д. Байсубино, адрес.
В выписке из похозяйственной книги указано, что по состоянию на дата в адрес д. адрес было зарегистрировано 5 человек, при этом жилой дом имеет общую площадь 35 кв.м. (жилая площадь 17 кв.м.), тем самым на одного человека приходилось по 5 кв.м. общей площади.
При обращении с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, ФИО1 выбыла из домовладения, расположенного по адресу: адрес дата к опекуну в г. Чебоксары, с дата состояла на регистрационном учете по адресу: адрес, принадлежащем на праве собственности ФИО12
Согласно информации отдела образования администрации Красноармейского района Чувашской Республики, осуществляющего функции органа опеки и попечительства, от дата несовершеннолетняя ФИО1 в писке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по Красноармейскому района не состояла, и ей жилое помещение по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения в Красноармейском районе не предоставлялось.
На дату рассмотрения заявления в собственности ФИО1 объектов недвижимости (жилых помещений) не имелось (уведомление от дата).
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- Никифорова О.Э. как лицо, оставшееся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из учетного дела следует, что после включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, при достижении Никифоровой О.Э. дата совершеннолетнего возраста жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений ей не предоставлено.
Из представленных в дело сведений, что право собственности или иные права на объект недвижимости за Никифоровой О.Э. не зарегистрированы (уведомление об отсутствии в Единой государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от дата, дата, дата).
На дату обращения с исковым заявлением Никифорова О.Э. была снята (дата) с регистрационного учета по адресу: адрес, с дата состоит на регистрационном учете по адресу: адрес что следует из записей в паспорте гражданина Российской Федерации адрес, которым была документирована Никифорова О.Э. на дату обращения с иском.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от дата и выписки из лицевого счета от дата следует, что объект недвижимости – квартира, расположенная по адресу: ФИО6 Республика, адрес, с дата зарегистрирована на праве собственности за ФИО13, в квартире зарегистрирована семья Куренковой: сама, несовершеннолетний сын ФИО14
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от дата следует, что объект недвижимости – квартира площадь. 64,3 кв.м., расположенная по адресу: адрес, с дата зарегистрирована на праве совместной собственности ФИО7 и ФИО16
В выписке (справке) из лицевого счета, составленной управляющей организацией ООО «УК «Свой двор», указано, что по состоянию на дата в адрес. 1 по ул. ФИО2 адрес зарегистрировано 5 человек: с дата ФИО1, ФИО16, несовершеннолетний ФИО10, с дата ФИО7 и ФИО11,
Постановлением главы администрации адрес ФИО6 Республики от дата ----- «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с дата по адрес ФИО6 Республики установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.
Оценивая право проживания истца Никифоровой О.Э. в квартире по адресу: адрес, судом отмечается, что на каждое зарегистрированное в квартире лицо приходится по 12,86 кв.м., что менее учетной нормы, ФИО1 собственником или членом семьи собственника не является, была вселена в квартиру опекуном, в связи с чем после достижения совершеннолетнего возраста самостоятельным ФИО17 пользования данной квартирой не обладает, при этом собственники не желают сохранять за ней ФИО17 пользования жилым помещением, что следует из пояснений ФИО7, а также о чем свидетельствует выезд ФИО1 из данного жилого помещения.
Из пояснений ФИО7 следует, что ФИО1 в настоящее время в государственных и муниципальных учебных учреждениях не обучается, на государственном обеспечении не находится, общежитием не обеспечена, использует для проживания временное жилье.
Таким образом, на основании представленных доказательств установлено, что истец Никифорова О.Э. на законных основаниям включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, после включения в этот список право собственности на жилое помещение не приобрела, жильем не обеспечена и имеет право на обеспечение жилым помещением, сохраняющееся за ней до фактического обеспечения.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Чувашской Республики от 6 февраля 2009 года № 5 «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относится формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также установление невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях.
В соответствии с п.10 и п. 10.1 ч. 1 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированные жилые помещения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению в соответствии со статьей 23.4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов, лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, достигшим возраста 23 лет. Порядок предоставления указанным лицам социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики. (п. 10.1 введен Законом Чувашской Республики от 20 мая 2021 года № 37)
Частью 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 9 ст. 23.1 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, соответствующие требованиям, указанным в ч. 1 ст. 23.4 настоящего Закона, имеют право на однократное предоставление социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов (далее также – социальная выплата) (абзац введен Законом Чувашской Республики от 20 мая 2021 года № 37).
Согласно ч. 12 ст. 23.1 данного Закона полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок. (в ред. Закона Чувашской Республики от 24 декабря 2021 № 104)
Статьей 23.4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» (введена Законом Чувашской Республики от 20 мая 2021 года № 37) предусмотрено предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения лицам, включенным в список. В редакции Закона Чувашской Республики от 7 июля 2023 года № 45 право на однократное предоставление социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов (далее также - приобретение в собственность жилого помещения), при одновременном соблюдении определенных условий имеет лицо, достигшее возраста 21 года, которое включено в список. Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года № 292 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что предоставление указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных округов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».
С учетом приведенных правовых норм, обязанность по обеспечению истца жилым помещением законодательством возложена на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Ни ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы приведенных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
На основании заключенных Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрацией города Чебоксары соглашений бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление полномочий Чувашской Республики по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставлены субвенции.
Аналогичная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 20-КГПР15-11, указывающем, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года.
На дату рассмотрения искового заявления истец Никифорова О.Э. не достигла 21-летнего возраста, не соответствует и иным требованиям, предусмотренным ст. 23.4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», и правом на однократное предоставление ей социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории г. Чебоксары Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов (приобретения в собственность жилого помещения), не обладает, при этом в жилом помещении для личного проживания нуждается.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и на администрацию г. Чебоксары возлагается обязанность предоставить Никифоровой О.Э. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
При этом суд не находит оснований для указания конкретных характеристик жилого помещения, поскольку такие требования в рассматриваемом случае предусмотрены законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы пропорционально удовлетворенных судом исковых требований.
При обращении с исковым заявлением истцом Никифоровой О.Э. оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп., что подтверждается чеком-ордером ПАО Сбербанк от дата, СУИП: -----.
Учитывая удовлетворение судом исковых требований, в пользу истца в счет возмещения судебных расходов, понесенных при уплате государственной пошлины при подаче иска в суд, с ответчика подлежит взысканию 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Никифоровой ФИО22 (паспорт гражданина Российской Федерации -----) к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить.
Возложить на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) обязанность предоставить Никифоровой ФИО23, дата года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации ----- выдан дата), благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Взыскать с администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) в пользу ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации 97 -----) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 (триста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Н. Волкова
Мотивированное решение составлено дата.