Дело № 12-517/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Якутск 29 апреля 2022 г.
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Жиркова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «Ростелеком» в лице филиала Сахателеком на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РС(Я) Никитина А.В. от 11.03.2022 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении ПАО «Ростелеком»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Никитина А.В. от 11.03.2022 года ПАО «Ростелеком» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 24 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, представитель ПАО «Ростелеком» обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что Во исполнение вышеуказанных норм, 13.05.2014 г. между ОАО «Ростелеком» и Федеральным агентством связи был заключен договор об условиях оказания универсальных услуг связи №УУС- 01/2014, в соответствии с которым Ростелеком является оператором универсальных услуг связи и оказывает универсальные услуги связи в тех населенных пунктах, которые согласованы сторонами (п. Устье, Сунтарский район, PC (Я) также был включен в данный список населенных пунктов). Вместе с тем, 10.02.2022 г. между ПАО «Ростелеком» и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (с 20.11.2020 г. Федеральное агентство связи упразднена, функции переданы Минцифры России) заключено дополнительное соглашение №22 (далее - Соглашение) к договору об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 г. №УУС-01/2014, положения которого применяются к отношениям сторон, возникшим с 01 января 2022 г. (п. 2.2. соглашения). Пункт 1.4 соглашения устанавливает, что с 01 января 2022 г. универсальные услуги телефонной связи с использованием таксофонов оказываются в населенных пунктах, определенных в таблице 1.7 Приложения №2 к договору. Согласно таблицы 1.7 Приложения №2 к договору в Сунтарском районе Республики Саха (Якутия) не включает населенный пункт п. Устье. Таким образом, с 01.01.2022 г. ПАО «Ростелеком» в п. Устье Сунтарского района не оказывает универсальные услуги связи, в т.ч. посредством таксофона. Следовательно, с указанной даты в спорном населенном пункте таксофон не действует, т.е. объекта связи не имеется и нормы законодательства о связи, за нарушение которых инкриминировано нарушение ст. 9.13 КоАП РФ на Заявителя не распространяются.
В судебном заседании представитель ПАО «Ростелеком» Слепцов С.Я. доводы жалобы поддержал, просил прекратить производство по делу.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РС(Я) Давыдов Д.Е. с жалобой не согласилась, просил постановление оставить без изменения.
Суд, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив доводы жалобы, материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 вышеназванного закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Согласно п.7 Порядка обеспечения операторами связи условий доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг электросвязи, утв.приказом Минкомсвязи России от 30.06.2016 г. №298 в случаях, если объекты связи, за исключением таксофонов, невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В ходе проверки установлено, что в ходе проведения мониторинга безопасности в Управление Роскомнадзора по PC (Я) поступили из Управления по PC (Я) филиала ФГУП «ГРЧЦ» в ДФО материалы мониторинга за соблюдением обязательных требований при осуществлении оператором универсального обслуживания деятельности в области оказания универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, в результате анализа которых выявлены следующие нарушения: не обеспечиваются условия доступности услуг электросвязи в соответствии с требованиями. Отсутствует табличка Брайля, информационного листа таксофона, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с. Устье (Акт мониторинга от 11.02.2022 №14-004).
Таким образом, ПАО «Ростелеком» нарушены п. 2 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» оператор связи обеспечивает в соответствии с законодательством РФ о социальной защите инвалидов условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи; п. 7 Порядка обеспечения операторами связи условий доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг электросвязи, утв. приказом Минкомсвязи России от 30.06.2016 №298.
Данными действиями ПАО «Ростелеком» квалифицированы по ст. 9.13 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Никитина А.В. от 11.03.2022 года ПАО «Ростелеком» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 24 000 рублей.
С данным постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Никитина А.В. от 11.03.2022 суд не может согласиться и подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу п. 2 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» оператор связи обеспечивает в соответствии с законодательством РФ о социальной защите инвалидов условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, включая в т.ч.: оснащение объектов связи, предназначенных для работы с пользователями услугами связи, надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненными крупным шрифтом, в т.ч. с применением рельефно точечного шрифта Брайля.
Порядок обеспечения оператором связи условий доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг связи устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно п. 3 Порядка обеспечения операторами связи условий доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг электросвязи, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30.06.2016 №298, под объектами связи, предназначенными для работы с пользователями услугами электросвязи (далее объекты связи), понимаются: а) таксофоны; б) пункты коллективного доступа к услугам телефонной связи; в) пункты коллективного доступа к телематическим услугам связи и услугам передачи данных, оснащенные стационарными рабочими местами для доступа к информационно телекоммуникационной сети «Интернет»; г) объекты связи, на которых оказываются услуги телеграфной связи.
Исходя из материалов проверки, в частности протокола мониторинга №14-004 от 11.02.2022 г., проведенного Управлением по PC (Я) филиала ФГУП «ГРЧЦ» в ДФО, целью мониторинга является соблюдение обязательных требований при осуществлении оператором универсального обслуживания деятельности в области оказания универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов.
В соответствии с п. 4 Правил оказания универсальных услуг связи, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 №241, оператор универсального обслуживания устанавливает таксофоны, используемые для оказания универсальных услуг связи, в населенных пунктах, определенных договором об условиях оказания универсальных услуг связи, с учетом необходимости обеспечения круглосуточного свободного доступа пользователей универсальными услугами связи к таксофонам.
Ст. 58 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» устанавливает, что оказание универсальных услуг связи осуществляется оператором универсального обслуживания, назначение которого осуществляется в соответствии с п. 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст. 58 определено, что обязанность по оказанию универсальных услуг связи на все территории РФ возлагается Правительством РФ на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов РФ. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению госимуществом и оказанию госуслуг в сфере электросвязи и почтовой связи, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи заключает с оператором универсального обслуживания договор об условиях оказания универсальных услуг связи сроком не менее чем на три года. В договоре об условиях оказания универсальных услуг связи, заключаемом с оператором универсального обслуживания, на которого в порядке назначения возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи, должны быть определены следующие существенные условия: (в т.ч. перечень населенных пунктов/, в которых должны быть установлены средства коллективного доступа и точки доступа, с указанием количества средств коллективного доступа и точек доступа в таких населенных пунктах).
Во исполнение вышеуказанных норм, 13.05.2014 г. между ОАО «Ростелеком» и Федеральным агентством связи был заключен договор об условиях оказания универсальных услуг связи №УУС- 01/2014, в соответствии с которым Ростелеком является оператором универсальных услуг связи и оказывает универсальные услуги связи в тех населенных пунктах, которые согласованы сторонами (п. Устье, Сунтарский район, PC (Я) также был включен в данный список населенных пунктов).
Вместе с тем, 10.02.2022 г. между ПАО «Ростелеком» и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (с 20.11.2020 г. Федеральное агентство связи упразднена, функции переданы Минцифры России) заключено дополнительное соглашение №22 (далее - Соглашение) к договору об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 г. №УУС-01/2014, положения которого применяются к отношениям сторон, возникшим с 01 января 2022 г. (п. 2.2. соглашения).
Пункт 1.4 соглашения устанавливает, что с 01 января 2022 г. универсальные услуги телефонной связи с использованием таксофонов оказываются в населенных пунктах, определенных в таблице 1.7 Приложения №2 к договору.
Согласно таблицы 1.7 Приложения №2 к договору в Сунтарском районе Республики Саха (Якутия) не включает населенный пункт п. Устье.
Таким образом, с 01.01.2022 г. ПАО «Ростелеком» в п. Устье Сунтарского района не оказывает универсальные услуги связи, в т.ч. посредством таксофона.
Следовательно, с указанной даты в спорном населенном пункте таксофон не действует, т.е. объекта связи не имеется и нормы законодательства о связи, за нарушение которых инкриминировано нарушение ст. 9.13 КоАП РФ на ПАО «Ростелеком» не распространяются.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица о совершении ПАО «Ростелеком» вмененного административного правонарушения обоснованным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РС(Я) Никитина А.В. от 11.03.2022, в отношении ПАО «Ростелеком» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 9.19 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу представителя ПАО «Ростелеком» в лице филиала Сахателеком на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РС(Я) Никитина А.В. от 11.03.2022 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении ПАО «Ростелеком» – удовлетворить.
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РС(Я) Никитина А.В. от 11.03.2022 г. в отношении ПАО «Ростелеком» в совершения правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья Н.В. Жиркова