Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
04 февраля 2022 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Архиповой Е.В.,
при помощнике судьи: Казначей А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-140/2022 по исковому заявлению и.о. прокурора г. Муравленко ЯНАО в интересах Бабарикиной Ж.В. к Департаменту здравоохранения ЯНАО, ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница» о признании незаконным отказа в обеспечении расходами материалами к инсулиновой помпе, возложении обязанности обеспечить расходами материалами к инсулиновой помпе, взыскании компенсации морального вреда,
установил
и.о. прокурора г. Муравленко ЯНАО в интересах Бабарикиной Ж.В. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения ЯНАО (далее Департамент) о признании незаконным отказа в обеспечении расходами материалами к инсулиновой помпе, возложении обязанности обеспечить расходами материалами к инсулиновой помпе, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что по результатам прокурорской проверки, проведенной по обращению Бабарикиной Ж.В., установлено, что Бабрикина Ж.В. с 2003 года состоит на учете с диагнозом «сахарный диабет 1 тип». ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница» и ответчик необоснованно отказывают истцу в бесплатном предоставлении расходных материалов к инсулиновой помпе, установленной ей 16.06.2021г. Просил признать незаконными отказы ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница» и Департамента в обеспечении Бабрикиной Ж.В. расходными материалами инсулиновой помпе – незаконными. Возложить на Департамент обязанность обеспечить Бабарикину Ж.В. расходными материалами к инсулиновой помпе. взыскать с департамента в пользу Бабарикиной Ж.В. компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
В судебном заседании истец, будучи извещенной надлежащим образом, участия не принимала, заявлений и ходатайств не представила.
Представитель истца – прокурор в судебном заседании на иске настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика директор Департамента Новиков С.В. представил письменные возражения на иск, в которых исковые требования не признал, указав, что в связи с имеющимся заболеванием истцу 16.06.2021г. была установлена инсулиновая помпа в ФКБУ «Национальный исследовательский центр эндокринологии» по направлению ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница». В рамках Закона ЯНАО от 10.01.2007г. №-ЗАО истец обеспечивается расходными материалами и лекарственными для лечения диабета. С 01.01.2022г. номы закона позволили обеспечивать истца бесплатно расходными материалами к инсулиновой помпе. также сообщил, что истец не обращалась к ответчику по вопросу об обеспечении ее расходными материалами, а Департамент не отвечал ей отказом. Просил отказать в иске в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Жезлов А.В., действующий на основании доверенности, иск не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, указал, что на данный момент истец обеспечивается расходными материалами к помпе, действия ответчика осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Ответ Департамента истцу носил информационно – рекомендательный характер и не являлся отказом в обеспечении.
Представитель ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница» главный врач Казаков О.Б. представил письменный отзыв на иск, в котором полагал, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку у истца отсутствует право на бесплатное обеспечение инфузионными наборами и резервуарами к инсулиновой помпе, к льготным категориям граждан в силу закона не относится. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница».
Протокольным определением суда 16.12.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов ФИО3.
Протокольным определением суда 18.01.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в ЯНАО, в качестве соответчика - ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница».
Представители соответчика ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница», третьих лиц Департамента финансов ЯНАО, Территориального фонда обязательного медицинского страхования в ЯНАО, будучи извещенными надлежащим образом, участия не принимали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление, возражения на иск, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.
Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Как установлено в судебном заседании Бабрикина Ж.В. с 2003 года состоит на учете с диагнозом «сахарный диабет 1 тип».
Как следует из представленной ответчиком медицинской документации, истцу 16.06.2021г. установлена инсулиновая помпа Medtronic, рекомендовано в том числе, смена инфузионных наборов и резервуаров для инсулина.
20.09.2021г. истец обратилась в ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница» об обеспечении ее вышеназванными расходными материалами. Ответом ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница» от 22.09.2021н. № ей сообщено, что в 2021 году обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе не входит в федерльные и региональные программы оказания эндокринологической помощи.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 такой перечень утвержден, в него включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Программа), в ее разделе II "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включающая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), оказываемая гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610 (ред. от 05.06.2020)
В перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (ред. от 14.02.2002) "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории ЯНАО Постановление Правительства ЯНАО от 28.12.2017 N 1446-П была утверждена Территориальная программа государственных гарантий государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, действовавшая в период оказания истцу высокотехнологичной медицинской помощи по имплантации ей инсулиновой помпы (далее Территориальная программа).
Соответствии с п.п.3.2 Территориальной программы, за счет средств обязательного медицинского страхования и межбюджетных трансфертов из окружного бюджета бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования в части дополнительного финансового обеспечения реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, указанных в разделе I перечня видов медицинской помощи, прилагаемого к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2017 года N 1492, при заболеваниях эндокринной системы.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи б2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В период оказания Бабрикиной Ж.В. высокотехнологичной медицинской помощи в виде имплантации ей инсулиновой помпы названная помпа включена в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р
Расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе – включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 N 3053-р.
Бабрикана Ж.В. к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от от 17.07.1999 N 178-ФЗ, имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не отнесена.
Вместе с тем, согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Обеспечение изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.
Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "сахарный диабет", за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Положениям части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", по смыслу которой допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что нуждаемость Бабариконой Ж.В. в заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной индукции (установке инсулиновой помпы) по медицинским показаниям подтверждена медицинской документацией, направлением ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница», протоколом заседания врачебной комиссии № от 18.05.2021г.. выписным эпикризом 8090/С2021
Сторонами не оспаривается, что без инфузионного набора к инсулиновой помпе и резервуара к инсулиновой помпе - инсулиновая помпа работать не может, таким образом, расходные материалы к инсулиновой помпе являются обязательной составной частью, использование инсулиновой помпы без этих материалов невозможно. Самостоятельное приобретение данных расходных материалов на постоянной основе, невозможно исходя из высокой стоимости расходных материалов в соотношении к материальному положению истца. Сторонами не отрицается и тот факт, что в связи с установкой истцу инсулиновой помпы, она истец имеет возможность на социализацию в обществе без негативных последствий изменения образа жизни, связанного с заболеванием, что и является конечной целью применения государственной программы по получению высокотехнологичной медицинской помощи, для истца, как гражданина страдающего социально значимым заболеванием "сахарный диабет".
В силу положений п.19 Территориальной программы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации обязаны информировать граждан о видах и объеме медицинской помощи, перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, отдельных медицинских технологиях, предоставляемых гражданам бесплатно в рамках территориальной программы государственных гарантий, а также об установленных территориальной программой государственных гарантий порядке, условиях и критериях доступности и качества медицинской помощи.
Таким образом, отказ ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница» в предоставлении истцу бесплатно расходных материалов к инсулиновой помпе противоречит приведенным выше положениям федерального и регионального законодательства о бесплатном оказании медицинской помощи и нарушает права истца на бесплатное обеспечение ее медицинскими изделиями, как лица, страдающего таким социально значимым заболеванием, как "сахарный диабет", следовательно его необходимо признать незаконным. исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
В соответствие со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе, посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение изделиями медицинского назначения и расходными материалами к ним тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
В силу положений ст. 1101 ГК РФ, с учетом характера причиненных Бабрикиной Ж.В. физических и нравственных страданий, связанных в незаконным отказом ответчика в предоставлении ей жизненно необходимых медицинских материалов, а также степени вины причинителя вреда, принимая во внимание, состояние здоровья истца, ее зависимость от приобретения дорогостоящих расходных материалов, с учетом требования разумности и справедливости суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
Из пояснений сторон и материалов дела не установлено, что отказывая в выдаче бесплатных рецептов на расходные материалы ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница», доводило информацию об имеющемся обращении истца, несоответствия нормативных актов и необходимости обеспечения истца расходными материалами к инсулиновой помпе по медицинским показаниям, перед Департаментом здравоохранения ЯНАО, который и является исполнительным органом по реализации Территориальной программы ЯНАО.
Вместе с тем, суд не находит оснований для признания действий (бездействия) Департамента здравоохранения ЯНАО незаконными, так как доказательств обращения истца к ответчику с требованиями о предоставлении ей бесплатно расходных материалов к инсулиновой помпе – суду не представлено.
Информационное письмо Департамента от 12.05.2021г. №, направленное в адрес Бабарикина О.Г. не может быть признано отказом истцу в предоставлении расходных материалов у инсулиновой помпе, поскольку оно адресовано иному лицу, и направлено до установления истцу самой инсулиновой помпы.
Не подлежит удовлетворению и требование иска о возложении на Департамент обязанности обеспечить истца расходными материалами к инсулиновой помпе, поскольку, как следует из представленных ответчиком сведений информационной региональной базы, копий рецептурных бланков, Бабрикина Ж.В. с 03.01.2022 года обеспечивается расходными материалами (устройство для инфузий, резервуар для инсулина) бесплатно.
В соответствии со ст.333.36 НК РФ истец был освобождён от уплаты государственной пошлины, следовательно, она подлежит взысканию в бюджет с ответчика, не освобождённого от её уплаты в размере 300 рублей (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 25 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░