Дело № 2-1954/2023
Уникальный идентификатор дела
56RS0027-01-2023-001904-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2023 года г.Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Чуваткиной И.М.,
при секретаре Великородновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова Александра Михайловича к администрации города Новый Уренгой, департаменту недвижимости муниципального образования Новый Уренгой, администрация Приуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что на основании постановления № от 12.08.1999г. «Об утверждении списка граждан на получение жилых домов в <адрес>», распоряжения №-р от 22.05.2006г. «О предоставлении жилищных субсидий» ему была предоставлена жилищная субсидия путем приобретения жилого дома по адресу: <адрес> с целью выезда из районов Крайнего Севера. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2004г. за администрацией г. Новый Уренгой признано право собственности на жилые дома в <адрес>, в том числе, на <адрес>. Распоряжением мера г.Новый Уренгой указанный дом принят в муниципальную собственность мо г.Новый Уренгой. Строительство жилого дома производилось на земельном участке, принадлежащем Администрации г.Новый Уренгой в соответствии с распоряжением администрации Приуральского с/с Оренбургского района. Ответчиком не выполнена обязанность по оформлению и передаче жилого дома в его собственность. Домовладение соответствует всем нормам и правилам, не создает угрозы для жизни и здоровья граждан.
Просит суд признать за ним право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Приуральский с/с Оренбургского района Оренбургской области, департамент недвижимости МО Новый Уренгой г.Новый Уренгой, в качестве третьих лиц привлечены администрация мо Оренбургский район Оренбургской области, Солдатова С.А., Солдатова Е.Б.
Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Солдатова С.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом. В ходатайстве, адресованном суду, просила рассмотреть дело в свое отсутствие и без участия истца, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик представители администрации г.Новый Уренгой, департамента недвижимости МО Новый Уренгой в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.
Ответчик представитель администрации Приуральский с/с Оренбургского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены надлежащим образом, в представленном заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие, против удовлетворения иска не возражают.
Третье лицо представитель администрации мо Оренбургский район Оренбургской области в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, в представленном отзыве указали, что земельный участок, на который истец просит признать право собственности, в настоящее время не сформирован и не обладает характеристиками индивидуализированной вещи.
Третьи лица Солдатова С.А., Солдатова Е.Б. в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании распоряжения Главы города Новый Уренгой от 22.05.2006г. №-р «О предоставлении жилищных субсидий» Соколову А.М., а также членам его семьи предоставлена жилищная субсидия (в натуральной форме) путем приобретения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Как следует из постановления мэра г.Новый Уренгой № от 12.08.1999г. «Об утверждении списка граждан на получение жилых домов в <адрес>», в целях реализации городской программы «Жилье» в части переселения семей из ветхого, аварийного и токсичного жилья Соколов АМ. И его семья включены в список на получение дома в <адрес>.
На основании решения Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2004г. за Департаментом недвижимости МО Новый Уренгой г. Новый Уренгой признано право собственности на жилые дома, расположенные в <адрес>, в том числе жилой дом литер № года постройки по <адрес>.
Согласно распоряжения МО г. Новый Уренгой №-р от 23.08.2004г. о приеме в муниципальную собственность, на основании решения Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2004г. приняты в собственность МО г.Новый Уренгой объекты жилищного фонда, расположенные на территории <адрес>. В перечень данных объектов включен жилой дом по адресу: <адрес>
Распоряжением главы МО г.Новый Уренгой №-р от 22.05.2006г. Соколову А.М. предоставлена жилищная субсидия, исполнение по оформлению и передаче жилых помещений в собственность граждан возложена на администрацию <адрес>. В прилагаемом к распоряжению списке граждан на получение жилищных субсидий, адрес приобретаемого Соколовым А.М. жилья указан адрес: <адрес>
Актом осмотра от 26.09.2022г. установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 129 кв.м. находится в удовлетворительном состоянии, стены и кровля действующие, не разрушены и без повреждений. Жилой дом полностью обеспечен коммунальными ресурсами, энергоснабжение с прибором учета, используется для проживания граждан.
Согласно выписки из Единого государственного реестра об объекте недвижимости от 03.05.2023г. правообладателем жилого дома по адресу: <адрес> департамент недвижимости мо г.Новый Уренгой, регистрационный №.
Конституционный Суд РФ требует соблюдения положений Конституции РФ, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым государством (ч. 1 ст. 1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", устанавливающим условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, она имеет право на получение безвозмездной жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, а не социальной выплаты, как это определено в оспариваемом Постановлении Правительства РФ и Правилах.
Федеральный закон от 17.07.2011 N 211-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" п.8 устанавливает распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (статья 1); предусматривает, что право указанных граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4).
Употребление в Правилах оспариваемого понятия согласуется с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", согласно которой утверждено распределение бюджетных ассигнований на 2009 год по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений имеют (ч. 1, 2 ст. 1 Закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ; ст. 2 Закона от 20.07.2020 N 228-ФЗ; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946): граждане РФ, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в указанных районах не менее 15 календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории РФ, расположенными за пределами районов Крайнего Севера; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет (при соблюдении остальных вышеуказанных условий).
Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение субсидии, осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких граждан либо органами местного самоуправления, если им переданы соответствующие полномочия (далее - уполномоченные органы) (ч. 1 ст. 3 Закона N 125-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 3 Закона N 211-ФЗ; п. п. 1 - 3, 8 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879).
Право на получение субсидии подтверждается государственным жилищным сертификатом (ч. 1, 2 ст. 4 Закона N 125-ФЗ; ст. 4 Закона N 211-ФЗ).Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз (ч. 3 ст. 3 Закона N 125-ФЗ; ч. 3 ст. 3 Закона N 211-ФЗ).
Определенные категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вправе получить жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилых помещений. Для этого необходимо обратиться в уполномоченный орган по месту жительства. Право на получение субсидии подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел в качестве обязательного условия выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, предоставление этими гражданами и совершеннолетними членами их семей обязательства о предоставлении жилого помещения на условиях выданного сертификата на всех членов семьи. Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.
Согласно ст.209 ГК Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно 212 ГК Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215)
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии со ст.218 ГК Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. (ст.219 ГК РФ).
В соответствии со ст.235 право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Соколову А.М. и членам его семьи Солдатовой С.А., Соколовой Е.Б., проживающим в условиях Крайнего Севера (<адрес>), в рамках целевой программы «Жилье» был предоставлен жилищный сертификат в натурной форме в виде жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежащего в настоящее время департамент недвижимости МО Новый Уренгой, которые обязанности распоряжения главы г. Новый Уренгой по оформлению и передаче жилых помещений в собственность граждан не исполнил, реализация программы в настоящее время завершена, распределенный жилой дом истцу передан и оформлен в собственность не был, расположение и наличие его проверено комиссией, имеет удовлетворительное состояние и пригоден для проживания, ответчик администрация г.Новый Уренгой, департамент недвижимости МО Новый Уренгой заинтересованности в указанном жилье не имеет, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с учетом положений о субъектном составе выданных сертификатах, суд считает, что жилой дом подлежит передаче в собственность Соколова С.А. и членов его семьи Солдатовой С.А., Соколовой Е.Б., на которых выдавался жилищный сертификат в общую долевую собственность, по 1/3 доли за каждым.
В связи с признанием за истцом и членами его семьи права собственности на спорный объект, право собственности департамента недвижимости МО Новый Уренгой подлежит прекращению.
Рассматривая требования истца о признании права собственности на земельный участок, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 263 ГК Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Положениями ст. 40 Земельного кодекса РФ также предусмотрено, что собственник имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровья граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения.
Истец в досудебном порядке действия по легализации права собственности на земельный участок не предпринимал.
Согласно п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Установлено, что земельный участок по адресу: <адрес> учтен в зоне индивидуальной жилой застройки.
Распоряжением администрации Приуральского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области №-р от 06.01.1993 года рассмотрев заявление администрации г.Новый Уренгой о выделении земельных участков под строительство индивидуального жилья, учитывая согласие контролирующих служб и администрации сельсовета, на основании ст.23,80 ЗК РСФСР и ст.49 п.8 «Закона о местном самоуправлении» принято решение об изъятии, отведенных администрации Приуральского сельсовета 50га и передаче под строительство индивидуального жилья администрации г.Новый Уренгой.
На момент предоставления спорного земельного участка администрации г.Новый Уренгой, то есть на 01 января 1993 года, земельные правоотношения регулировались Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, Земельным кодексом РСФСР от 25.04.1991 г. и иными Законами РФ и Указами Президента РФ.
Статьей 8 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Судом СССР 28.02.1990 г., определялось, что предоставление земельных участков во владение и пользование осуществлялось также в порядке отвода, а право владения и право постоянного пользования землей удостоверялось Государственным актом.
Согласно ч.1,4 Статьи 23 ЗК РСФСР принятого 25.04.1991 г, сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.
Краевые, областные, автономных областей, автономных округов Советы народных депутатов предоставляют по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов земельные участки для строительства объектов, имеющих союзное, республиканское и межрегиональное значение, для строительства новых и расширения действующих промышленных предприятий краевого, областного и окружного (автономного округа) значения, не связанных с сельскохозяйственным производством, а также предоставляют земельные участки, предназначенные для садоводства, огородничества и животноводства жителям городов республиканского, краевого, областного и окружного (автономного округа) подчинения из специального фонда земель, образуемого в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса и частично передаваемого в их ведение районными Советами народных депутатов по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
Местные Советы народных депутатов могут передавать свои полномочия по изъятию, предоставлению и передаче земель их исполнительным и распорядительным органам или президиумам.
Положениями ст. ст. 31, 32 ЗК РСФСР, принятого 25.04.1991 г., предусматривалось, что право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования земельными участками удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
В соответствии со ст. 80 ЗК РСФСР от 25.04.1991 г. земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенции.
Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы», Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993года №2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», установлено, что собственнику земельного участка выдается свидетельство о праве собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (по земельной книге). При купле продаже и других случаях перехода собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи и иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю.
Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса РФ для индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Статья 56 ГПК Российской Федерации устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, как видно из материалов дела, подтверждено Администрацией мо Оренбургского района Оренбургской области, государственный акт на право владения, постоянного пользования землей администрации г.Новый Уренгой, истцу так и администрации г. Новый Уренгой не выдавался, распоряжение №-р от 06.01.1993 года регламентирует лишь изъятие из собственности сельского поселения и передачи земельного участка администрации г.Новый Уренгой, при этом указана общая площадь изъятия и застройки 50га.
Согласно действовавшему на тот момент законодательству, площадь и границы предоставленного земельного участка определялась проектно-техническими документами.
Однако, ни сам истец, ни администрация г.Новый Уренгой не представили доказательств того, что истцом был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено спорное строение. При этом, акт инвентаризации и согласования границ земельного участка, схема земельного участка с описанием границ и описанием границ смежных землепользователей, почтовый адрес и кадастровый учет отсутствует.
Распоряжение №-р от 06.01.1993 года администрации Приуральского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области не определяет право истца именно на участок под его строением, не определяет право владения земельным участком (аренда, пожизненное владение, собственность). Отвод земельного участка на местности не произведен, договор аренды земельного участка заключен не был, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, исходя из положений пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", положений Земельного Кодекса РСФСР действующего на момент возникновения спорных правоотношений, какие либо доказательства о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> истцу или администрации г.Новый Уренгой не представлены, как и отсутствуют доказательства о предоставлении земельного участка на каком либо праве ведения, Государственный акт на право владения, постоянного пользования землей, зарегистрированный в Книге записей Государственных актов на право владения, пользования землей, вид предоставленного администрации г.Новый Уренгой права на земельный участок распоряжением №1-р от 06.01.1993 года администрации Приуральского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области не определен, доказательства обращения администрации г.Новый Уренгой о предоставлении земельного участка под строением истца в собственность отсутствует, в настоящее время земельный участок не сформирован и не обладает характеристиками индивидуализированной вещи, что имеет правовое значение для разрешения данного спора, в связи с чем, основания для удовлетворения требований о признании права собственности на земельный участок под домом истца отсутствуют.
Вместе с тем, истец не лишен права обращения в административном порядке в администрацию местного самоуправления Оренбургского района Оренбургской области с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно или ином виде пользования, владения, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Соколова Александра Михайловича удовлетворить частично.
Признать за Соколовым Александром Михайловичем, Соколовой Еленой Борисовной, Солдатвой Светланой Александровной право общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 126,1 кв.м., по адресу <адрес>, по 1/3 доли за каждым.
Исковые требования Соколова Александра Михайловича о признании права собственности на земельный участок под домом по адресу <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.М. Чуваткина
Решение в окончательной форме принято 03 августа 2023 года