ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тулун 19 июля 2023 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Мурашовой А.П., с участием помощника Тулунского межрайонного прокурора Истомина Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1309/2023 (УИД 38RS0023-01-2023-001506-23) по иску Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах Муниципального образования «Тулунский район» и неопределенного круга лиц к Серову Сергею Геннадьевичу о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в следствии незаконной рубки лесных насаждений,
У С Т А Н О В И Л:
Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Муниципального образования «Тулунский район» и неопределенного круга лиц к Серову Сергею Геннадьевичу с требованием о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений на участке лесных охотничьих угодий, расположенном в выделе №11, квартале №3 Будаговской дачи Будаговского участкового лесничества, Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, в размере 97457,55 рублей в бюджет Тулунского муниципального района. В обоснование иска Тулунский межрайонный прокурор указал, что 29.03.2021 в лесном массиве, расположенном выделе выделе №11, квартале №3 Будаговского участкового лесничества Тулунского лесничества, обнаружена незаконная рубка деревьев породы сосна на площади 08.га. Общий объем незаконной рубки лесных насаждений составил 1564 куб.м. древесины. Факт незаконной рубки леса и причинения ущерба подтверждается приговором мирового судьи судебного участка №91 г.Тулуна и Тулунского района Иркутской области от 08.09.2021, согласно которому установлена вина Серова С.Г. в совершении незаконной рубки лесных насаждений в значительном размере, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 260 УК РФ. В данном случае, в результате незаконных действий Серова С.Г. причинен вред охотничьим ресурсам в размере 97457,55 рублей, что подтверждается расчетом оценки вреда, произведенным старшим Службой по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области природы территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области.
Помощник Тулунского межрайонного прокурора Истомин Е.В. в судебном заседании требования иска по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал, просил суд иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Серов С.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте уведомлен судом надлежащим образом, каких-либо заявлений, ходатайств, в том числе о рассмотрении дела без его участия, об отложении судебного разбирательства по делу, а также доказательств уважительности неявки в судебное заседание суду не представил.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, если истец против этого не возражает.
Суд, с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, в порядке заочного производства.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 №138 (Приложение №. 1).
Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 №948.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» министерство лесного комплекса Иркутской области реорганизовано в форме присоединения к нему службы по охране и использованию животного мира Иркутской области.
В соответствии с Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Задачами министерства лесного комплекса Иркутской области являются, в том числе осуществление федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Иркутской области.
Согласно п.6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 948, размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия).
Согласно положениям ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 75 указанного Закона).
Статьёй 22 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Как установлено в судебном заседании из представленного акта о лесонарушении от 30.03.2021 Серов С.Г., 17.02.1978 г.р. 29.03.2021 на территории Тулунского района Иркутской области в квартале №3 выдел №11 Будаговской дачи Будаговского участкового лесничества Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству совершил незаконную рубку лесных насаждений: 7 сырорастущих деревьев породы сосна и произвел первичную обработку спиленной дремесины.
В силу п.1 ст.4 Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: в том числе и леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об охоте») определено, что охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты.
Согласно положениям Федерального закона «Об охоте» (ст.1,7) охотничьими угодьями являются территории в границах, которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, то есть к охотничьим угодьям относятся все земельные, лесные и водопокрытые территории, на которых обитают (или могут обитать) дикие звери, и которые могут использоваться для ведения охотничьего хозяйства.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О животном мире» в пределах территории РФ является государственной собственностью.
В соответствии с законодательством о животном мире компенсации подлежит вред, причиненный объектам животного мира и среде обитания животных. Законодательство о животном мире не содержит характеристики вреда, причинение которого дает право на получение компенсации в установленном порядке. Следовательно, противоправным может быть признано любое воздействие на животный мир, совершенное с нарушением установленного порядка пользования животным миром и повлекшее качественное изменение его состояния. Нарушение среды обитания животных выражается в форме уничтожения кормовых баз, загрязнения водных объектов и иного ухудшения среды обитания, которое может повлечь причинение вреда животному миру.
В силу ч.1 ст.1064 ГК РФ причиненный ущерб подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Частью 1 ст. 56 Федерального закона «О животном мире» установлено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона «Об охоте» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов,
В силу ч.1 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Положениями ст.101 ЛК РФ определено, что споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.
Приговором мирового судьи судебного участка №91 г.Тулуна и Тулунского района Иркутской области от 08.09.2021, вступившим в законную силу 21.09.2021, Серов С.Г., родившийся ...... в ****, зарегистрированный по адресу: ****, проживающего по адресу: ****, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.260 УК РФ. При рассмотрении уголовного дела судом установлено, что Серов С.Г. в результате незаконной вырубки лесных насаждений на участке лесных охотничьих угодий, расположенном в Тулунском районе Иркутской области (в квартале №3 выделе №11 Будаговской дачи Будаговского участкового лесничества Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству) незаконно умышленно спилил 7 сырорастущих дерева породы сосна. Объем незаконной спиленной древесины составил 1,564 кубометра.
В соответствии с ч.2 ст.100 ЛК РФ таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Суду представлен расчет ущерба (вреда) охотничьим ресурсам, причиненный в результате незаконной рубки лесных насаждений Серовым С.Г. на участке лесного фонда в Тулунском районе Иркутской области (в квартале №3 выделе №11 Будаговской дачи Будаговского участкового лесничества Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству) в 2021 году в охотничьих угодьях Тулунского района, составил 97457,55 рублей.
В силу ст.48 Федерального закона «Об охоте» регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйетвенном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Требованиям ст.333.1 НК РФ определено, что плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе - плательщики), признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
Таким образом, судом в судебном заседании установлено, что Серов С.Г. причинил ущерб лесному фонду на 97457,55 рублей, что подтверждается расчетом ущерба (вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания причиненного в результате незаконной рубки лесных насаждений, который был направлен ответчику, проверен судом и признается верны (возражений на расчет ущерба ответчиком не представлено), и приговором мирового судьи судебного участка №91 г.Тулуна и Тулунского района Иркутской области от 08.09.2021, вступившим в законную силу 21.09.2021.
Добровольно Серов С.Г. причиненный ущерб не возместил, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о взыскании с ответчика суммы причиненного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Часть 1 ст.46 БК РФ регулирует вопросы зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации штрафов и сумм принудительного изъятия, к которым относятся административные платежи и штрафы, неустойки, пени, сборы, санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе и лесного законодательства, то есть тех, которые назначены в качестве меры наказания (санкции) за правонарушение.
Вопросы же зачисления в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, регулируются частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому они подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
С учетом изложенного, сумма ущерба, причиненного ответчиком Серовым С.Г. лесному фонду в размере 97457,55 рублей, подлежит зачислению в бюджет муниципального образования «Тулунский район».
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд находит требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от её уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах Муниципального образования «Тулунский район» и неопределенного круга лиц к Серову Сергею Геннадьевичу о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в следствии незаконной рубки лесных насаждений – удовлетворить.
Взыскать с Серова Сергея Геннадьевича родившегося ...... в ****, ущерб причиненный объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений на участке лесных охотничьих угодий, расположенном выделе №11, квартале №3 Будаговской дачи Будаговского участкового лесничества, Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, в размере 97457,55 рублей в пользу бюджета муниципального образования «Тулунский район».
Взыскать с Серова С.Г. в местный бюджет государственную пошлину в размере 3124 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.О. Мицкевич