Дело № 2-225/2024 копия
УИД 33RS0015-01-2023-003042-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года г. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи О.П.Перегудовой,
при секретаре судебного заседания О.В.Гармаевой,
с участием помощника прокурора Парипа А.С., представителя ответчика Масленникова Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал Петушинского района» об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Петушинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал Петушинского района», в котором просит:
- обязать МУП «Водоканал Петушинского района» в срок до 30.04.2023 разработать и согласовать с Министерством природопользования и экологии Владимирской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий в отношении следующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: ОСБО с. Андреевское, ОСБО №1 г. Петушки, ОСБО №2 г. Петушки (РТП), ОСБО д. Старые Петушки (район «ЦРБ»), ОСБО д. Пекша, ОСБО д. Новое Аннино.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Петушинского района проведена проверка в области исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности МУП «Водоканал Петушинского района». В ходе проведения проверки установлено, что МУП «Водоканал Петушинского района» в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства до настоящего времени не разработаны и не согласованы мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий в отношении 6 вышеуказанных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Парипа А.С. иск поддержала.
Представитель ответчика МУП «Водоканал Петушинского района» Масленников Д.Л. в судебном заседании исковые требования прокурора признал, о чем предоставил соответствующее заявление.
Третье лицо Министерство природопользования и экологии Владимирской области в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, иск прокурора поддерживает.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Положениями части 3 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий установлены приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий".
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 2 Требований). При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ( далее –выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора
В соответствии с п.19 Приказа мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.
В ходе проведения проверки установлено, что МУП «Водоканал Петушинского района» осуществляет сброс сточных вод в водные объекты на территории Петушинского района с 6 эксплуатируемых очистных сооружений:
- ОСБО с. Андреевское (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 08.12.2016, присвоена 2 категория негативного воздействия);
- ОСБО №1 г. Петушки (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 09.12.2016, присвоена 2 категория негативного воздействия);
- ОСБО №2 г. Петушки (РТП) (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 13.12.2016, присвоена 2 категория негативного воздействия);
- ОСБО д. Старые Петушки (район «ЦРБ») (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 30.12.2016, присвоена 2 категория негативного воздействия);
- ОСБО д. Пекша (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 30.12.2016, присвоена 2 категория негативного воздействия);
- ОСБО д. Новое Аннино (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 08.12.2016, присвоена 2 категория негативного воздействия).
В ходе проверки установлено, что предприятием в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства до настоящего времени не разработаны и не согласованы мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий в отношении 6 вышеуказанных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Прокуратурой района 29.06.2022 в адрес директора МУП «Водоканал Петушинского района» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения требований действующего законодательства предприятием не устранены, мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий в отношении 6 вышеуказанных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не разработаны и с Министерством природопользования и экологии Владимирской области не согласованы.
Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства. Невыполнение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.
В судебном заседании исковые требования прокурора Петушинского района представитель ответчика МУП «Водоканал Петушинского района» признал в полном объеме. Согласно ч.ч.1,2 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Суд принимает признание иска представителя ответчика, поскольку это не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.
Таким образом, требования прокурора Петушинского района являются обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом всех обстоятельств дела, мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что срок исполнения до 01 июля 2024 года будет достаточным для исполнения данного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Петушинского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал Петушинского района» об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, удовлетворить.
Обязать МУП «Водоканал Петушинского района» в срок до 01 июля 2024 года разработать и согласовать с Министерством природопользования и экологии Владимирской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий в отношении следующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: ОСБО с. Андреевское, ОСБО №1 г. Петушки, ОСБО №2 г. Петушки (РТП), ОСБО д. Старые Петушки (район «ЦРБ»), ОСБО д. Пекша, ОСБО д. Новое Аннино.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2024 года
Судья: /подпись/ О.П. Перегудова
|
| |||