Дело № 21-337/2022
Судья Трынова Г.Г.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
7 июля 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя городской административной комиссии г.Чебоксары Башкова А.Г. на решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Аносова Сергея Рудольфовича,
установил:
постановлением городской административной комиссии г. Чебоксары № 4-22-7601 от 19 апреля 2022 года Аносов С.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 мая 2022 года постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, председатель административной комиссии г. Чебоксары Башков А.Г. просит решение судьи отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование жалобы указывает, что Аносов С.Р. не произвела оплату за размещение автомобиля на платной парковке, при этом автомашина была размещена вне специально отведенных мест для парковки инвалидов. Полагает, что отсутствие на платной парковке мест свободного места для инвалидов не предоставляло Аносову С.Р. право размещение ТС в любом свободном месте для парковки без внесения платы.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав мнение Аносова С.Р. об оставлении решения судьи без изменения, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, что влечет административное наказание в виде предупреждение или наложения административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
Согласно пункта 1.3.2 Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2014 года № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары» городская парковка - объект благоустройства города Чебоксары, представляющий собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Чебоксары, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы, в случаях установленных правовыми актами администрации города Чебоксары (далее по тексту - парковка).
Пунктом 1.3.6. данного постановления установлено, что зоны организации платных парковок (перечень размещения парковок (парковочных мест) это места, определенные администрацией города Чебоксары, предназначенные для размещения парковки.
В соответствии с приложением к постановлению администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» (в редакции постановления администрации г. Чебоксары № 2085 от 24 ноября 2021 года) парковка, расположенная по ул. К. Иванова, д. 1Б, является зоной платной парковки круглосуточно (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) более 15 минут).
В соответствии с Приложением 1 к Правилам дорожного движения РФ дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» обозначает парковочное место.
Дорожный знак 8.17 «Инвалиды» указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
Дорожная разметка 1.24.3 указывает место стоянки для инвалидов и дублирует дорожный знак 8.17 «Инвалиды».
Из материалов дела следует, что 30 марта 2022 года с 16 часов 00 минут до 16 часов 21 минуту собственник (владелец) транспортного средства Аносов С.Р., находясь на платной муниципальной парковке по адресу: <адрес>, не осуществил уплату за размещенное транспортное средство Тойота Рав 4, государственный регистрационный знак №, на парковке, расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по указанному адресу, и используемой в соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, чем нарушил требования пункта 4.6 Положения «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары».
Отменяя постановление административной комиссии, судья районного суда исходил из того, что Аносов С.Р. является инвалидом <данные изъяты> группы, на его транспортном средстве установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация о его транспортном средстве внесена в федеральный реестр инвалидов и на него распространяется требование законодательства о бесплатной парковке транспортного средства в связи с чем он не может являться субъектом вмененного административного правонарушения.
Установив указанные обстоятельства, судья отменил постановление административного органа, прекратив производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Между тем с выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года № 115 «О порядке распространения на граждан из числа инвалидов III группы норм части девятой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что нормы части девятой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающие выделение на всех парковках общего пользования мест для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов, распространяются на следующих граждан из числа инвалидов III группы: а) граждане, имеющие ограничение способности к самостоятельному передвижению любой степени выраженности (1, 2 или 3 степени); б) граждане, получившие до вступления в силу настоящего постановления в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы опознавательный знак «Инвалид» для индивидуального использования и пользующиеся правом на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств. Сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом III группы, предусмотренным пунктом 1 настоящего постановления, или транспортном средстве, его перевозящем, размещаются в федеральном реестре инвалидов в порядке, предусмотренном частью десятой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Аналогичные нормы, предусматривающие выделение не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов, и на граждан из числа инвалидов III группы порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, воспроизведены в пункте 4.7.7 Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 1 июля 2014 года № 2240.
Таким образом, пункт 4.11 означенного Положения, в соответствии с которым от платы за пользование парковкой (парковочным местом) освобождаются инвалиды I, II и III групп, а также транспортные средства, перевозящие таких инвалидов и (или) детей-инвалидов (при наличии опознавательного знака «Инвалид», подлежат применению во взаимосвязи со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года № 115 и пунктами 4.2.1 – 4.2.3, 4.7.7 Положения от 1 июля 2014 года № 2240.
Указанные выше нормы не предоставляют право водителю транспортного средства, управляемого инвалидом (перевозящих инвалидов), оборудованного специальным опознавательным знаком «Инвалид» (включенным в федеральный реестр), в случае отсутствия на платной муниципальной парковке мест, выделенных для парковки транспортных средств, управляемыми инвалидами либо перевозящих их, размещать указанные средства на такой парковке вне специально выделенного для места без производства ее оплаты.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что парковка может быть осуществлена бесплатно только на специально отведенных местах, которые обозначены дорожными знаками 6.4 и 8.17, и только в границах парковочного места, пользование иными парковочными местами осуществляется за плату.
Из материалов дела следует, что транспортное средство, собственником которого является Аносов С.Р., было размещено на платной муниципальной парковке в месте, не предназначенном для парковки транспортных средств инвалидов, что подтверждается данными фотоматериала, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, схемой дислокации дорожных знаков.
Таким образом, оснований для отмены постановления административного органа и прекращения производства по делу не имелось.
С учетом изложенного, решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары от 27 мая 2022 года подлежит отмене. Производство по настоящему делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности. Аналогичная позиция содержится в постановлении Верховного Суда Российской Федерации № 9-АД20-16 от 27 октября 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Аносова Сергея Рудольфовича, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.В. Голубев