ИЗБЕРБАШСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 01 августа 2019 года по делу№ 12-33/2019
Судья Избербашского городского суда Республики Дагестан Магомедова Н.И., рассмотрев 01.08.2019 года в открытом судебном заседании, при секретаре Мамаевой М.А. административное дело по жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Избербашская центральная городская больница» (далее – ГБУ РД «ИЦГБ») на постановление №5/12-649-19-И от 19.04.2019 года Государственной инспекции труда в РД по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в РД Залимханова А.Ш. ГБУ РД «ИЦГБ» №5/12-649-19-И от 19.04.2019 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 (сто десять тысяч) рублей.
Основанием для привлечения ГБУ РД «ИЦГБ» к административной ответственности послужили: акт проверки №5/12-518-19-И от 19.03.2019г., протокол об административном правонарушении №5/12-625-19-И от 16.04.2019г., постановление о привлечении к административной ответственности №5/12-649-19-И от 19.04.2019г., распоряжение о проведении внеплановой проверки от 20.02.2019г. №5/12-375-19-И.
В судебном заседании представитель ГБУ РД «ИЦГБ» по доверенности от 19.06.2019г. Исакова Э.Х. поддержала изложенные в жалобе доводы, просила изменить постановление, уменьшив сумму штрафа на половину от минимального размера с учетом тяжелого материального положения. В жалобе указывает следующее.
Согласно справке от 18.04.2019г. №1031 Гарисова Р.М. работает в ГБУ РД «ИЦГБ» с 02.10.2000г., при приеме на работу был проведен водный и первичный инструктажи, но в настоящее время свидетельств о проведении Гарисовой Р.М. инструктажей не имеется, так как журналы с метками не сохранились, либо утрачены. Устранить нарушение в соответствие с требованием абз.5 п.2.1.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, обеспечение проведения первичного, повторного внепланового и целевого инструктажа с Гарисовой Р.М. на сегодняшний день не представляется возможным в связи с тем, что врач педиатр Гарисова Р.М., с 08.04.2019г. по -04.05.2019г. находится в г.Махачкала на цикле усовершенствования по педиатрии. По окончании цикла усовершенствования данное нарушение будет устранено. По приказу №371 от 31.12.2015г. ответственность за обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников возложена на заведующих структурными подразделениями, в том числе, на заведующую детской поликлиникой ГБУ РД «ИЦГБ» кем и являлась Гарисова Р.М. с 2009г. вела эту работу по совместительству. Дополнительно сообщаем, что начальником отдела государственной инспекции труда в РД Залимхановым А.Ш. по результатам внеплановой проверки ГБУ РД «ИЦГБ» за соблюдением законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права одновременно составлено еще 7 протоколов в отношении ГБУ РД «ИЦГБ» и должностного лица - главного врача (сопроводительное письмо №1657 прилагается). Наложение административного штрафа поставит ГБУ РД «ИЦГБ» в крайне затруднительное положение из-за дефицита финансирования, согласно Уставу утвержденному приказом министра здравоохранения РД от 15.02.2012г. ГБУ РД «ИЦГБ» является государственным бюджетным учреждением, которое осуществляет оказание медицинских услуг, выполнение и исполнение функций в целях обеспечения реализации полномочий, предусмотренных законодательством РФ. В соответствие с п.1.3 Устава учредителем ГБУ РД «ИЦГБ» является Министерство здравоохранения РД, а собственником имущества Министерство по земельным и имущественным отношениям РД.
ГБУ РД «ИЦГБ» является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение осуществляется за счет выделяемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования по РД на основании бюджетной сметы. По состоянию на 05.03.19г. МРИ ФНС №6 по РД уведомило ГБУ РД «ИЦГБ» о приостановлении финансовых операций в Управлении федерального казначейства г.Избербаш в связи с большой просроченной задолженностью учреждения по страховым взносам. В связи с этим ГБУ РД «ИЦГБ» было вынуждено погасить частично задолженность в размере 11915386, 01р. На 30.04.2019г. имеется непогашенная задолженность по страховым взносам налогам в размере 22209886,2.
На основании изложенного и с учетом всех обстоятельств, прошу уменьшить сумму штрафа за административное нарушение, предусмотренной ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, так как наложение административного штрафа поставит ГБУ "ИЦГБ» в крайне затруднительное положение из-за отсутствия на счету средств для оплаты штрафа.
В дополнениях к жалобе, поданных в суд 30.07.2109г. указывает следующее.
Устранить нарушение в соответствие с требованием абз.5 п.2.1.3. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников обеспечение проведения первичного, повторного внепланового и целевого инструктажа с Гарисовой Р.М. на сегодняшний день не представляется возможным в связи с тем, что врач педиатр Гарисова Р.М., всячески уклоняется и отказывается от ознакомления с локальными нормативными актами. Имеется Акт об отказе от ознакомления с коллективным договором и уведомление об этом в Государственную инспекцию труда в РД. Согласно договору на оказание услуг, по специальной оценке, условий труда с аккредитованной организацией ООО «Центр охраны труда» №168\1-019 от 22.03.2019г проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой будет обеспечено заключение дополнительного соглашения к трудовому договору от 05.02.2016г. с Гарисовой Р.М. с указанием условий труда на рабочем месте.
Представитель Государственной инспекции труда в РД, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрении жалобы, в суд не явился, не просил рассмотреть жалобу в его отсутствие или отложить судебное заседание, в связи с чем, суд рассмотрел жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ГБУ «ИЦГБ» Исаковой Э.Х., суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с подп.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5 Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд. ГБУ РД «ИЦГБ» обратилось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление.
В силу ч.1 ст.30.3 жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как усматривается из штампа входящей корреспонденции ГБУ «ИЦГБ» обжалуемое постановление было получено 24.04.2019г.
С жалобой на указанное постановление представитель ГБУ «ИЦГБ» обратился в Ленинский районный суд г.Махачкалы согласно штампу входящей корреспонденции суда от 30.04.2019г. Определением Ленинского районного суда от 06.05.2019г. жалоба направлена по подсудности в Избербашский городской суд. Определением суда от 04.06.2019г. принята к производству.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что срок на подачу жалобу ГБУ РД «ИЦГБ» не пропущен.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лиц, за которое настоящим кодексом или законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в РД в ГБУ «ИЦГБ» проведена внеплановая проверка по обращению Гарисовой Р.М. По результатам проверки составлены вышеуказанные процессуальные документы.
Наличие оснований для вынесения постановление о привлечении к административной, события и состав административного правонарушения представителем ГБУ «ИЦГБ» не оспаривается, в жалобе просит снизить размер штрафа вследствие тяжелого финансового положения медицинского учреждения,
В обоснование данных доводов представителем Исаковой Э.Х. приводятся доказательства наличия задолженности учреждения по страховым взносам. В частности, решения ФНС №6 г.Избербаш №1037 от 27.02.2019г. о взыскании недоимки на сумму 145078,66 рублей, решения №1038 от 27.02.2019г. о взыскании недоимки на сумму 2632897,07 рублей, решения №1040 от 27.02.2019г. о взыскании недоимки на сумму 396028 рублей, решения №1041 от 27.02.2019г. о взыскании недоимки на сумму 3578454,06 рублей, решения №1042 от 27.02.2019г. о взыскании недоимки на сумму 2563771,61 рублей.
Представителем Исаковой Э.Х. также представлена смета расходов на 2019 год, пояснительная записка к смете расходов на 2019 год, справка по операциям с денежными средствами ФОМС от 01.06.2019г.
В обоснование доводов о том, что бюджетное учреждение не имеет самостоятельных доходов и полностью зависит от поступающих финансовых средств от учредителя, суду представлены свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 22.02.2012г., выписка из ЕГРЮЛ от 28.08.2015г., Устав ГБУ «ИЦГБ».
В соответствие с п.1.3 Устава учредителем является МЗ РД, а собственником имущества - РД, в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям РД.
Источник формирования имущество учреждения, в том числе финансовых ресурсов являются: средства, выделяемые учредителем в рамках финансового обеспечения, имущество закрепленное собственником за учреждением, доходы от деятельности, указанной в Уставе, иные источники (п.5.6 Устава).
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 ст.2.1 КоАП РФ понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность судом не установлено и таковые лицом, привлекаемым к административной ответственности, суду не предоставлены.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, исследованных в судебном заседании письменных доказательств, суд приходит к выводу о том, что факт совершения ГБУ РД «ИЦГБ» административного правонарушения не оспаривается, с назначением административного наказания в виде штрафа учреждение согласно.
Неисполнение административного наказания в виде административного штрафа в размере 110000 рублей при наличие иных финансовых обязательств учреждения обусловлено только лишь дефицитом финансирования на текущие расходы учреждения, так как выполнение мероприятий требуют больших финансовых затрат. Финансирование учреждения проводилось только по защищенным статьям, а именно, для выплаты зарплат, пособий и так далее, что подтверждено представленными на обозрение суда сметой расходов на 2019 год и пояснительной запиской к ней, утвержденных главным врачом учреждения Муслимовым И.М.
Санкцией ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ за совершения административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В силу ч.3.2. ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, ели при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, то есть устранения юридическим лицом выявленных нарушений, подтверждаемых материалами дела, в частности, сводной ведомостью результатов проведения специальной оценки труда и т.д., в условиях жесткого бюджетного дефицита (что также подтверждено пояснительной запиской к смете расходов на 2019 год), суд считает возможным изменить размер определенного постановлением №5/12-649-19-И от 19.04.2019 года административного штрафа, назначив административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, то есть в размере 55000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.1-30.8 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Избербашская центральная городская больница» по доверенности от 19.06.2019г. Исаковой Э.Х. удовлетворить;
постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в РД Залимханова А.Ш. ГБУ РД «ИЦГБ» №5/12-649-19-И от 19.04.2019 года изменить, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, то есть в размере 55000 (пятьдесят пять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.И. Магомедова