К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года <адрес>
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Бельдиновой О.П.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца – ст. помощника прокурора ФИО3,
с участием ответчика ФИО1, и его представителя - ФИО4, согласно доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску <адрес> в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования «<адрес>» и ФИО1 о признании недействительным пункта договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации с названным выше иском, указав следующее.
Прокуратурой проведена проверка исполнения требований земельного законодательства на территории муниципального образования « <адрес>», в результате которой установлено, что между Администрацией МО «<адрес>» и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 01:04:5901004:1439 на срок 10 лет.
Согласно п.7.2 договора, он может быть расторгнут по требованию арендодателя на основании и в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в п.5.1.4.
П.5.1.4 договора предусмотрено, что арендодатель вправе требовать досрочное расторжение договора по своей инициативе по следующим основаниям: использование участка способами, ухудшающими его качественные характеристики и экологическую обстановку; невнесение арендной платы за участок более двух кварталов подряд; при изменении вида разрешенного использования земельного участка без уведомления арендодателя; неисполнение обязанностей, возложенных на арендатора п.п.5.4.2, 5.4.3, 5.4.8,5.4.9,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок, более чем пять лет, допускается по инициативе арендодателя только в судебном порядке и только в случае существенного нарушения условий договора. Поэтому оспариваемый договор аренды содержит условия, противоречащие законодательству.
В силу ст.180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Признание недействительным пункта 7.2 договора не влечет недействительность самого договора аренды земельного участка.
Прокурор просил признать недействительным пункт 7.2 договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 01:04:5901004:1439 общей площадью 12000 кв.м., заключенного между Администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО1.
В судебном заседании ст. помощник прокурора ФИО3 поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель Администрации МО «<адрес>», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указал, что при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Ответчик ФИО1, и его представитель – ФИО4, в судебном заседании не возражали против исковых требований прокурора <адрес> о признании недействительным пункта договора аренды земельного участка.
Суд, заслушав ст.помощника прокурора, ответчика ФИО1 и его представителя, изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п.3 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
П.1 ст.46 ЗК РФ предусматривает, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с п.9 ст.22 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
В силу ст.619 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: 1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; 2) существенно ухудшает имущество; 3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; 4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
В п.23 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных ст. 46 Земельного кодекса РФ и ст. 450 и 619 ГК, п. 9 ст. 22 Земельного кодекса устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет: такой договор может быть расторгнут по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении условий договора арендатором. Обстоятельства, указанные в ст. 619 ГК, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, между Администрацией МО «<адрес>» и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 01:04:5901004:1439 площадью 12000 кв.м. на срок 10 лет.
Согласно п.7.2 договора, он может быть расторгнут по требованию арендодателя на основании и в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в п.5.1.4.
П.5.1.4 договора предусмотрено, что арендодатель вправе требовать досрочное расторжение договора по своей инициативе по следующим основаниям: использование участка способами, ухудшающими его качественные характеристики и экологическую обстановку; невнесение арендной платы за участок более двух кварталов подряд; при изменении вида разрешенного использования земельного участка без уведомления арендодателя; неисполнение обязанностей, возложенных на арендатора п.п.5.4.2, 5.4.3, 5.4.8,5.4.9,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1 ст.168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку в силу ст. 22 ЗК РФ досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок, более чем пять лет, допускается по инициативе арендодателя только в судебном порядке и только в случае существенного нарушения условий договора. Поэтому указанный договор аренды содержит в п.7.2 условия, противоречащие законодательству.
В силу ст.180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Признание недействительным пункта 7.2 договора не влечет недействительность самого договора аренды земельного участка, поскольку договор мог быть заключен и без включения недействительного пункта.
При таких обстоятельствах, требования прокурора законны и обоснованны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования <адрес>.
Признать недействительным пункт 7.2 договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 01:04:5901004:1439 общей площадью 12000 кв.м., заключенного между Администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья О.П. Бельдинова
УИД 01RS0№-28
Подлинник решения находится в материалах дела № в Майкопском районном суде Республики Адыгея