Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1324/2023 ~ М-337/2023 от 09.01.2023

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по гражданскому делу № 2-1324/2023

(43RS0001-01-2023-000115-96)

24 апреля 2023 года г. Киров

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Шамриковой В.Н.,

при секретаре судебного заседания Завариной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кошкаревой Е. С. к КОГУП «Облкоммунсервис» об освобождении от уплаты задолженности за коммунальную услугу по отоплению,

У С Т А Н О В И Л:

Кошкарева Е.С. обратилась в суд с иском к КОГУП «Облкоммунсервис» об освобождении от уплаты задолженности за коммунальную услугу по отоплению. В обосновании иска указано, что {Дата изъята} купила квартиру {Адрес изъят}. В квартире с {Дата изъята} отключено центральное отопление. Отключение центрального отопления произведено прежними собственниками квартиры. Отопление отключено с разрешения администрации города Котельнич в {Дата изъята}. {Дата изъята} со своей семьей заехали в квартиру, установили твердотопливный котел, трубы от которого идут по всей квартире, отапливая две жилые комнаты, туалет, кухню и коридор. В {Дата изъята} получила платежный документ за {Дата изъята}, по лицевому счету {Номер изъят}, в котором указана сумма за отопление 54 947,12 рублей. В квартире стояков отопления нет. С начислением платы за коммунальную услугу теплоснабжения не согласна, считает незаконной в связи с отсутствием данной услуги. С {Дата изъята}. начисление платы гражданам за отопление производится в соответствии с Правилами № 354 совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Отключение от центрального отопления произведено в 2006 году, т.е. тогда, когда вышеуказанная норма закона не действовала. Отсутствие отапливаемых мест общего пользования, обеспечение жилого помещения индивидуальными отопительными приборами, свидетельствует о том, что истец не является потребителем указанной коммунальной услуги. Истец просит освободить её от уплаты задолженности за коммунальную услугу по отоплению по состоянию на {Дата изъята} в сумме 54 947,12 руб.

В судебном заседании истец и её представитель Белых Л.В. по устному заявлению доводы и требования, изложенные в иске, поддержали, наставили на их удовлетворении, суду пояснили, что на данный момент в квартире установлен твердотопливный котел.

Представитель ответчика КОГУП «Облкоммунсервис» Подыниногин А.Д. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать истцу в удовлетворении требований.

В судебное заседание третье лицо Шумилова М.В. не явилась, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причина неявки не известна. Ранее в судебном заседании пояснила, что в {Дата изъята} будучи собственником квартиры {Адрес изъят} начали переоборудование системы отопления. Отключили свою квартиру от отопления, закольцевали оставшиеся 3 квартиры. Вызывали комиссию из УК и из ФГУ «Зенит». Квартира {Номер изъят} крайняя, отапливалась печным отоплением и котлом. От печки шли трубы отопления. Кроме технических условий, двух квитанций на квартиру ничего не сохранилось. Комиссия была, проводила осмотр, однако она не помнит, получала ли документы после проведения комиссии.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кошкарева Е.С. является собственником квартиры {Адрес изъят} с {Дата изъята} на основании договора купли-продажи квартиры.

Как указывает истец, в квартире с {Дата изъята} прежними собственниками квартиры с разрешения администрации г. Котельнич отключено центральное отопление. В {Дата изъята} со своей семьей заехали в квартиру, вместо печного отопления установили твердотопливный котел. В квартире стояков отопления нет, услуга по отоплению не оказывается.

В материалы дела представлены технические условия на отключение от централизованного отопления помещения по адресу: {Адрес изъят} от {Дата изъята} составленные МУП УК ЖКХ г.Котельнич, согласно которым после проведения работ, указанных в условии, необходимо пригласить представителя МП «УК ЖКХ г.Котельнич» и представителя теплоснабжающей организации ФГУ комбинат «Зенит» для составления акта отключения от централизованного отопления.

Истцом не представлен суду акт отключения от централизованного отопления квартиры {Адрес изъят}.

Не представлен вышеуказанный акт и по запросам суда в соответствующие компетентные организации.

Согласно ответу Администрации г.Котельнич, решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: {Адрес изъят} не принималось. Акт о завершении переустройства и (или) перепланировки данного помещения не оформлялся.

Многоквартирный жилой дом по адресу: {Адрес изъят} включен в схему теплоснабжения г.Котельнич, сведения об отключении дома от схемы теплоснабжения отсутствуют.

В КОГУП «Облкоммунсервис» имеется схема теплоснабжения. утвержденная администрацией {Адрес изъят}, за {Дата изъята} и за {Дата изъята} В схеме теплоснабжения за {Дата изъята} адрес {Адрес изъят} отапливается от котельной {Номер изъят}. В схеме теплоснабжения за {Дата изъята}. жилые адреса не присутствуют. Однако в томе 2 схемы теплоснабжения за {Дата изъята}. утверждены адреса, в которых произведено переустройство. Адрес: {Адрес изъят} указанной схеме - отсутствует.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4).

При осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель принимал во внимание необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использованию и, предусмотрев в статье 157 данного Кодекса общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, установил в качестве основного принципа учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг, делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (часть 1 той же статьи), федеральный законодатель руководствовался Конституцией Российской Федерации, ее статьями 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1), имея в виду последовательное воплощение названного принципа в специальных нормах жилищного законодательства.

Согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Плата за тепловую энергию включена в состав платы за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для собственников помещений многоквартирного дома установлена пунктом 5 части 2 статьи 153 и частью 4 статьи 154 ЖК РФ.

Статьей 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Договор о предоставлении услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению является публичным договором в понимании статьи 426 ГК РФ, поэтому фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать, в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказавшей услуги.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе услуги по отоплению), а также нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определен одноименными Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306: соответствующие нормативы утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома (пункты 3 и 4); норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам, которые в качестве элемента расчета содержат общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и количество тепловой энергии, необходимой для отопления такого дома в целом (пункты 3 и 18 приложения N 1), и тем самым позволяют исчислять единый норматив потребления данной коммунальной услуги без применения отдельного норматива ее потребления на общедомовые нужды. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 признаны утратившими силу положения данных Правил, предусматривающие формулы определения и расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения N 1).

В соответствии с пунктом 40 вышеприведенных Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу.

Исходя из положений части 1 статьи 26, части 3 статьи 36, части 2 статьи 40 ЖК РФ, установка индивидуального отопления без согласия всех собственников многоквартирного дома и согласования с органом местного самоуправления не прекращает потребление собственником жилого помещения в данном доме услуги теплоснабжения.

Кроме того, в силу подпункта «в» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.

Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен общий запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Данные ограничения установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).

Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10). Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П).

Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.

Правовое регулирование отношений связанных с переустройства системы внутриквартирного отопления осуществляется в соответствии с главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении», который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 части 1 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14).

Истцом, а так же третьим лицом (прежним собственником) требования законодательства связанные с переустройством системы внутриквартирного отопления соблюдены не были, а именно не было получено согласие всех собственников многоквартирного дома, не было получено согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления.

Кроме того, необходимо учитывать, что сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Иное, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Таким образом, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.

Переустройство, связанное с демонтажем отопительной системы прежним собственником квартиры и установка твердотопливного котла вместо печного отопления в 2019 году истцом произведены с нарушением требований действующего законодательства, поскольку разрешение на переустройство в органах местного самоуправления ими не получалось, истцом законные меры по сохранению жилого помещения в переустроенном состоянии не предпринимались.

То обстоятельство, что переход на печное отопление в квартире осуществлено было прежним собственником, не освобождает нового собственника от обязанности содержать жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь вышеназванными положениями законодательства, суд приходит к выводу, что действия ответчика в части начисления платы за потребленную тепловую энергию являются законными и обоснованными и требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Кошкаревой Е. С. в иске к КОГУП «Облкоммунсервис» об освобождении от уплаты задолженности за коммунальную услугу по отоплению по состоянию на {Дата изъята} в сумме 54947 рублей 12 копеек – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.Н. Шамрикова

Мотивированное решение изготовлено 02.05.2023

Судья В.Н. Шамрикова

2-1324/2023 ~ М-337/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кошкарева Евгения Станиславовна
Ответчики
КОГУП "Облкоммунсервис"
Другие
Шумилова Марина Анатольевна
Суд
Ленинский районный суд г. Кирова
Судья
Шамрикова В.Н.
Дело на сайте суда
leninsky--kir.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2023Передача материалов судье
11.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее