Дело № 2-2227/2023
УИД 39RS0004-01-2023-001694-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2023 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Барышниковой М.А.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» о понуждении к исполнению требований предписания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области обратилось в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений, к ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33», в котором просит понудить ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда к исполнению требований предписания № ЖК-2/356/ПАС/4892-о, а именно выполнить в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, следующие виды работ:
- по уборке земельного участка, обеспечив надлежащее санитарное состояние;
- по уборке лестничных клеток МКД, обеспечить их исправное санитарное состояние, очистить контактные поверхности лестничных клеток от грязи;
- по восстановлению теплоизоляции трубопроводов системы отопления МКД №№ 19, 21, 23, 25, 27, 29, 33, обеспечить исправное состояние инженерных сетей МКД №№ 19, 21, 23, 25, 27, 29, 33;
- по ревизии внутридомовых электросетей, в том числе размещенных в техническом подполье, с устранением выявленных нарушений, в том числе скруток, оголений, по устранению провисов электропроводки, по восстановлению коробов для электропроводки (кроме подъезда 33 МКД).
В обоснование заявленных требований указано, что Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным, в том числе на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Протоколом № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г<адрес>, от 14 августа 2016 года был выбран способ управления МКД – ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33», которое приняло на себя обязательства по управлению вышеуказанным МКД.
С целью проверки доводов, содержащихся в жалобе гражданина от 11 октября 2022 года, проживающего по адресу: <адрес>, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества и внутридомовых сетей в многоквартирном доме, Министерством 20 октября 2022 года было издано решение № ЖК-1575/пр о проведении внепланового инспекционного визита в отношении ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» на предмет соблюдения обязательных требований, предусмотренных нормативно-правовыми актами.
В результате контрольно-надзорного мероприятия от 25 октября 2022 года установлено, что ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» не обеспечено надлежащее содержание общего имущества МКД, в связи с чем 27 октября 2022 года ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» было выдано предписание № ЖК-2/356/ПАС/4892-о об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства в срок до 20 февраля 2023 года, о результатах устранения которых требовалось проинформировать Министерство до истечения установленного предписанием срока.
В связи с истечением срока для исполнения требований вышеуказанного предписания и отсутствием информации о его исполнении, на основании решения № ЖК-422/пр от 31 марта 2023 года Министерством в отношении ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» было назначено проверочное мероприятие на предмет исполнения ранее выданного предписания.
По итогам проверки от 10 апреля 2023 года установлено, что предписание № ЖК-2/356/ПАС/4892-о от 27 октября 2022 года выполнено не в полном объеме.
Таким образом, на протяжении длительного времени ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» не принимаются своевременные меры по обеспечению надлежащего содержания общего имущества собственников помещений МКД по адресу: <адрес>, что нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в данном доме и вносящих плату за содержание и ремонт жилья и доверивших управление домом ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33».
Представитель истца Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области по доверенности Киселева Е.О. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, поскольку доказательств выполнения требований предписания в полном объеме до настоящего времени не представлено.
Представители ответчика ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» Мага И.М. и Рязанцев А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями согласились. Дополнительно указали, что выявленные в ходе проведенной Министерством проверки нарушения требований жилищного законодательства постепенно устраняются. С учетом необходимости устранения данных нарушений ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» была утверждена смета на 2023 год, в которой также учтено производство работ, предусмотренных требованиями предписания.
Третье лицо Корнилов С.Н. в судебном заседании заявленные требования полагал, подлежащими удовлетворению, отметив, что ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» длительное время бездействует, чем нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в доме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно Положению о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденному Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 N 484, Министерство является органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Одним из предусмотренных ч. 2 ст. 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья.
Частью 3 ст. 39 ЖК РФ предусмотрено, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (Правила № 491).
В соответствии с п. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно положениям п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (п. а).
В силу ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее по тексту - Перечень N 290), в том числе предусмотрены:
- общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах (п. 18);
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах (п. 19);
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме (п. 20);
- работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включающие в себя в том числе сухую и влажную уборку лестничных площадок и маршей (п. 23);
- работы по содержанию придомовой территории в теплый период года, включающие в себя в том числе подметание и уборку придомовой территории (п. 25).
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правилами № 170 предусмотрено, что:
- периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц (п. 3.2.7);
- уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами (п. 3.6.1);
- трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (п. 5.2.22);
- инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны, в том числе обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки (п. 5.3.2);
- организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию, в том числе внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей (п. 5.6.2);
- организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда (пп. а п. 5.8.3); устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки (пп. в п. 5.8.3); обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации (пп. д п. 5.8.3).
Исходя из изложенных правовых норм, суд приходит к выводу, что товарищество собственников жилья, как ответственное лицо, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Именно товарищество собственников жилья как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования закона, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям, в зависимости от установления условий или обстоятельств, требующих принятия таковых мер.
Товарищество собственников жилья при управлении многоквартирным домом обязано оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов, своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома, с целью нормального функционирования здания.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г<адрес> на основании протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, проведенного в форме очно-заочного голосования, от 14 августа 2016 года.
В соответствии с указанным протоколом № 1 от 14 августа 2016 года ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» приняло на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как усматривается из материалов дела, 25 октября 2022 года на основании решения Министерства о проведении инспекционного визита № ЖК-1575/пр от 20 октября 2022 года с целью проверки доводов жалобы, поступившей в адрес Министерства 12 октября 2022 года от Корнилова С.Н., проживающего по адресу: <адрес> в отношении ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» был осуществлен инспекционный визит по адресу: <адрес>
По результатам указанного инспекционного визита, согласно акту № ЖК-1575/пр и протоколу осмотра от 25 октября 2022 года, были выявлены нарушения п. п. 3.6.1, 3.2.7, 4.8.1, 4.8.10, 5.2.1, 5.2.22, 5.3.2, 5.8.3, 5.6.2 Правил № 170, п. п. 8, 9, 18, 19, 23, 25 Перечня № 290, а именно:
- земельный участок не в полном объеме очищен от мусора, зафиксировано наличие мусора, листьев;
- уборка лестничных клеток выполнена, вместе с тем зафиксировано незначительное количество мусора, контактные поверхности не очищены от грязи;
- ступени крылец имеют повреждения;
- теплоизоляция трубопроводов системы отопления местами нарушена;
- на электросетях, размещенных в подвальных помещениях, зафиксированы оголения, скрутки, металлические короба для укладки электропроводки поражены коррозией, местами утрачены.
Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» выдано предписание № ЖК-2/1356/ПАС/4892-о от 27 октября 2022 года по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства в срок до 20 февраля 2022 года.
10 апреля 2022 года во исполнение решения Министерства о проведении инспекционного визита № ЖК-422/пр от 31 марта 2022 года в рамках регионального государственного жилищного надзора с целью проведения проверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных нормативно правовыми актами, а также исполнения предписания № ЖК-2/1356/ПАС/4892-о от 27 октября 2022 года, в отношении ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» был осуществлен инспекционный визит по адресу: г<адрес>
По результатам указанного инспекционного визита, согласно акту № ЖК-422/пр и протоколу осмотра от 10 апреля 2022 года, было установлено, что требования предписания № ЖК-2/1356/ПАС/4892-о от 27 октября 2022 года не выполнены в полном объеме, а именно:
- работы по уборке земельного участка от мусора и листьев, по обеспечению надлежащего санитарного состояния не выполнены в полном объеме;
- работы по уборке лестничных клеток МКД, по обеспечению их исправного санитарного состояния, по очистке контактных поверхностей лестничных клеток от грязи не выполнены в полном объеме;
- работы по ремонту ступеней крылец не выполнены;
- работы по восстановлению теплоизоляции трубопроводов системы отопления МКД, по обеспечению исправного состояния инженерных сетей МКД не выполнены в полном объеме;
- работы по ревизии внутридомовых электросетей, в том числе размещенных в техническом подполье, с последующим устранением выявленных нарушений, в том числе скруток, оголений, устранению провисов электропроводки, восстановлению коробов для электропроводки не выполнены.
Согласно акту выезда на место от 04 августа 2023 года, произведенного в ходе судебного разбирательства, в совокупности с показаниями должностного лица, производившего данный выезд, было установлено частичное исполнение требований предписания № ЖК-2/1356/ПАС/4892-о от 27 октября 2022 года, а именно:
- выполнение работ по ремонту ступеней крылец;
- выполнение работ по восстановлению теплоизоляции трубопроводов системы отопления и по обеспечению исправного состояния инженерных сетей в подъезде 31 МКД;
- выполнение работ по ревизии внутридомовых электросетей, в том числе размещенных в техническом подполье, с последующим устранением выявленных нарушений, в том числе скруток, оголений, устранению провисов электропроводки, восстановлению коробов для электропроводки в подъезде 33 МКД.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в совокупности с вышеприведенными нормами права, а также учитывая, что выданное ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области предписание № ЖК-2/1356/ПАС/4892-о от 27 октября 2022 года направлено на защиту имущественных интересов собственников жилых помещений дома и обеспечение комфортного и безопасного проживания граждан, суд приходит к выводу, что изложенные в исковых требованиях нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, допущенные ответчиком, подтверждены в ходе судебного разбирательства, при этом ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» на протяжении длительного времени не принимаются меры по ремонту и обеспечению надлежащего содержания жилого фонда по адресу: г. <адрес> что нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в доме, добросовестно вносящих плату за содержание и ремонт жилья.
При этом суд не принимает во внимание доводы стороны ответчика о том, что ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» в дальнейшем намерено устранять выявленные нарушения, в связи с чем была утверждена смета на 2023 год, в которой также учтено производство работ, предусмотренных требованиями предписания, поскольку указанные обстоятельства не исключают обязанность ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома, с целью нормального функционирования здания, а также не являются основанием для освобождения от выполнения требований предписания, срок исполнения которого истек 20 февраля 2023 года, и с указанной даты на момент рассмотрения дела судом прошло полгода.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что предписание № ЖК-2/1356/ПАС/4892-о от 27 октября 2022 года по устранению нарушений требований жилищного законодательства выдано уполномоченным должностным лицом с соблюдением процедуры его вынесения без нарушения прав проверяемого лица, содержит характеристику допущенных нарушений и требований об их устранении, в установленном действующим законодательством порядке не отменялось, установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33», осуществляющим управление МКД по адресу: <адрес>, не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания, учитывая также, что достоверных, допустимых и относимых доказательств исполнения требований предписания в полном объеме суду не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ТСН «ТСЖ Чаадаева, 19-33» уклоняется от выполнения предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, вынесенного в рамках полномочий, предоставленных Положением о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области № 484 от 19.10.2016.
По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН 1163926082253) удовлетворить.
Обязать ТСН «ТСЖ «Чаадаева, 19-33» (ИНН 3906996788) в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда исполнить требования предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области № ЖК-2/356/ПАС/4982-о от 27 октября 2022 года по адресу: <адрес>, а именно:
- выполнить работы по уборке земельного участка, обеспечив надлежащее санитарное состояние, в соответствии с п. 3.6.1 Правил № 170, п. 25 Постановления № 290;
- выполнить работы по уборке лестничных клеток МКД, обеспечить их исправное санитарное состояние, очистить контактные поверхности лестничных клеток от грязи в соответствии с требованиями п. 3.2.7 Правил № 170, п. 23 Постановления № 290;
- выполнить работы по восстановлению теплоизоляции трубопроводов системы отопления МКД № № 19, 21, 23, 25, 27, 29, 33, обеспечить исправное состояние инженерных сетей МКД № № 19, 21, 23, 25, 27, 29, 33 в соответствии с п. п. 5.2.1, 5.2.22, 5.3.2, 5.8.3 Правил № 170, п. п. 18, 19 Постановления № 290;
- выполнить работы по ревизии внутридомовых электросетей, в том числе размещенных в техническом подполье, с устранением выявленных нарушений, в том числе скруток, оголений, устранению провисов электропроводки, восстановлению коробов для электропроводки в МКД № № 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31 в соответствии с требованиями п. 5.6.2 Правил № 170 и п. 20 Постановления № 290.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2023 года.
Судья М.А. Барышникова