Дело №12 - 127/2019 (№5-897/2018)
Мировой судья Паршинцева Т.А.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028
город Йошкар-Ола 07 марта 2019 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием защитника Шутова В.А., лица, привлекаемого к административной ответственности, - Домрачевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Шутова В.А. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 12 – мирового судьи судебного участка № 13 Йошкар-Олинского района от 28 декабря 2018 года, которым
Шутов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный по адресу: <адрес>, являющий министром природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, ранее не привлекавшийся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений юридически,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 12 – мирового судьи судебного участка № 13 Йошкар-Олинского района от 28 декабря 2018 года Шутов В.А. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Шутов В.А. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указал, что при рассмотрении административного производства и вынесении и постановления мировым судьей не дана оценка доводам защитника и не изучены в должной мере представленные доказательства. В частности, он назначен на должность министра Указом Главы Республики Марий Эл № от 20 ноября 2017 года. Исполнение же пункта 3 предписания Рослесхоза от 14 октября 2013 года № было продлено решением Рослесхоза от 20 марта 2017 года № до 31 декабря 2017 года. Таким образом, для принятия им решения и постановки на контроль исполнения пункта 3 предписания Рослесхоза от 14.10.2013 № отсутствовал разумный срок. Проверка по исполнению пункта 3 указанного предписания проходила в период с 16 апреля по 20 апреля 2018 года. Исполнение данного пункта предписания было поручено должностному лицу, которое даже не успело поставить его в известность об исполнении вышеназванного пункта предписания. Кроме того, за столь короткий срок выстроить работу в министерстве и проконтролировать исполнение министерством всех выданных ранее предписаний Рослесхоза практически невозможно. При данных обстоятельствах, с учетом диспозиции ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо, в должностной регламент которого входит обязанность по ведению администрирования платежей и контроль за их исполнением, а также ведение претензионной и исковой работы по взысканию задолженностей за пользование природными ресурсами с организациями и физическим лицами. Однако, в целях исполнения пункта 3 вышеуказанного предписания Рослесхоза министерством за период с 2013 года по 15 апреля 2018 года проведена соответствующая работа по взысканию выявленной в ходе проверки недоимки. Считает, что министерством были приняты все возможные и исчерпывающие меры по исполнению пункта 3 указанного предписания, в связи с чем в его действиях, как должностного лица, отсутствует состав административного правонарушения. По всем должникам на момент проведения в апреле 2018 года проверки Рослесхоза было обеспечено обращение в судебные органы с исковыми заявлениями о взыскании сумм задолженности, либо обеспечено добровольное погашение (подтвержденное платежными поручениями), либо утверждение актов о признании сумм задолженности безнадежными к взысканию, таким образом, просит считать пункт 3 предписания Рослесхоза министерством исполненным.
Поскольку в судебное заседание Шутов В.А., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании защитник Домрачева О.В. поддержала доводы и требования жалобы, пояснила аналогично изложенному выше, просила жалобу удовлетворить или в случае наличия вины, производство по делу прекратить за малозначительностью.
Выслушав защитника, изучив материалы дела, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Указом Главы Республики Марий Эл от 20 ноября 2017 года № Шутов В.А. назначен на государственную должность министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, на основании приказа № от 12 апреля 2018 года врио начальника Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, проведена внеплановая документарная проверка в отношении Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, в ходе которой установлено невыполнение пункта 3 предписания Федерального агентства лесного хозяйства от 14 октября 2013 года № (срок исполнения 01 июня 2014 года, 01 декабря 2015 года (продлен решением Рослесхоза от 13 ноября 2014 года №), 01 декабря 2016 года (продлен решением Рослесхоза от 24 марта 2016 года №), 31 декабря 2017 года (продлен решением Рослесхоза от 20 марта 2017 года №).
05 декабря 2018 года по факту невыполнения пункта 3 предписания заместителем начальника отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу ФИО6 в отношении министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Шутова В.А. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, согласно которого Шутов В.А., являясь министром природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, не выполнил в установленный срок - до 31 декабря 2017 года пункт 3 предписания.
Как следует из пункта 3 предписания, Министерству предписывалось - обеспечить взыскание недоимки в федеральный бюджет по плате за использование лесов - 35655,8 тыс. рублей (в том числе прошлых лет - 21815,6 тыс. рублей), а также взыскание дополнительной выявленной в ходе недоимки - 2076,25 тыс. рублей, пени - 344,90 тыс. рублей.
Вместе с этим, в соответствии с должностными обязанностями Должностного регламента заместителя министра лесного хозяйства Республики Марий Эл от 20 ноября 2007 года, заместитель министра выполняет, в том числе, следующие функции: проводит государственную политику в вопросах формирования системы платежей за пользование лесным фондом, организует перспективное и текущее планирование по лесному доходу, согласовывает с лесхозами поступление платежей за пользование лесным фондом во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, взаимодействует с территориальными органами федерального казначейства по вопросам взимания платежей за пользование лесным фондом и их администрированию.
Согласно пункта 2.2. Должностного регламента заместителя министра лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл, утвержденной приказом Минлесохоты Республики Марий Эл от 29 апреля 2015 года №, заместитель министра координирует работу отдела экономики и администрирования платежей и отдела бухгалтерского учета и финансирования Министерства, обеспечивает выполнение задач и функций вышеуказанными отделами.
В соответствии с пунктом 2.14 данного регламента, заместитель министра обеспечивает осуществление функции администратора доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из пункта 12 Должностного регламента заместителя природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 07 мая 2018 года, заместитель министра организует осуществление функций администратора доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Несмотря на то, что в Министерстве имеются должностные лица ответственные за платежи за пользование лесным фондом во все уровни бюджетной системы, на которых возложена должностная обязанность, до 31 декабря 2017 года действовало «Положение о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл», утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 апреля 2015 г. №, и пунктом 16 Положения, Министр осуществляет общее руководство деятельностью Министерства, его структурными подразделениями на основе единоначалия, обеспечивает решение и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, данный пункт – 16 Положения в обоснование административного правонарушения Шутову В.А., в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, не вменен
При этом должностное лицо в протоколе об административном правонарушении Шутову В.А. вменено нарушение пункта 21 «Положения о министерстве природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл», утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 №, где министр осуществляет общее руководство деятельностью Министерства, его структурными подразделениями на основе единоначалия, обеспечивает решение и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций нельзя, принять, поскольку правоотношения по выполнению предписания возникли до 31 декабря 2017года.
Данным обстоятельствам мировым судьей какая-либо оценка не дана.
При этом, согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых министр природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл не относится.
В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено и постановление о признании виновным в совершении административного правонарушения вынесено в отношении министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Шутова В.А.
Согласно Указа Президента Республики Марий Эл от 18.05.2006 N 88 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл», должность министра не поименована.
Следует учесть, что основания, при которых полномочия министра прекращаются досрочно в форме увольнения (освобождения от должности) определены в Законе Республики Марий Эл от 29.12.2014 года № 60-З
«О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Республики Марий Эл, в связи с утратой доверия» и в Постановлении Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 № 51 «Вопросы Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл», дисквалификация в их числе отсутствует
Следовательно, назначение Шутову В.А. административного наказания в виде дисквалификации применено быть не может и в этом случае срок давности привлечения к административной ответственности, следует исчислять в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, а не частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ, и составляет три месяца.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса, составляет три месяца. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлениях Верховного Суда РФ от 02.08.2017 № 18-АД17-28 и от 20.03.2017 № 59-АД17-2.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что срок исполнения предписания должностного лица установлен до 31 декабря 2017 года.
Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 01 января 2018 года и истек 01 апреля 2018 года.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Согласно пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, по истечению сроков давности привлечения к административной ответственности.
Вопреки требованию пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, должностное лицо по истечению срока давности 25 декабря 2018 года в отношении Шутова В.А. составило протокол об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ протокол, как правило, является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в качестве доказательства в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
Доказательство должно обладать свойствами допустимости и относимости. Несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым.
Таким образом, на основании вышеизложенного, вынесенное постановление не может быть признано законным и обоснованным, поскольку в судебном заседании не предоставлены доказательства вины Шутова В.А. по предъявленному правонарушению.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 12 – мирового судьи судебного участка № 13 Йошкар-Олинского района от 28 декабря 2018 года о признании Шутова В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 1 000 рублей,– отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании подпункта 3 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение в законную силу вступает со дня вынесения.
Судья- Р.Я. Сабирьянов