РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2019 года г. Алексин Тульская область
Алексинский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Пестрецова Н.А.,
при секретаре Исмаиловой М.В.,
с участием представителя истца Капралова Е.А. по доверенности Дятловой М.Ю.,
представителя ответчика администрации МО г. Алексин по доверенности Киселевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда гражданское дело № 2-661/2019 по иску Капралова Е.А. к Лупаниной А.П., администрации МО г. Алексин о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Капралов Е.А. обратился с указанным иском в Алексинский городской суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ приобрел у Лупаниной А.П. земельный участок в <адрес> с кадастровым №. Указанный земельный участок принадлежал продавцу, после вступления в наследство после смерти ФИО1. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1. на указанном земельном участке возведен спорный жилой дом, который не был надлежащим образом оформлен. С момента приобретения земельного участка, истец пользуется спорным жилым домом, благоустраивает его, поддерживает в пригодном для проживания состоянии. С учетом изложенного просил признать за ним право собственности на указанный жилой дом.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте проведения уведомлен надлежащим образом. Его представитель по доверенности Дятлова М.Ю. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Лупанина А.П. не явилась, о времени и месте проведения уведомлена надлежащим образом, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, согласно которому не возражала против удовлетворения иска.
Представитель администрации МО г. Алексин по доверенности Киселева И.А. не возражала против удовлетворения иска.
Суд с учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав, пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 2900+/-14 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, после приобретения его по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у Лупаниной А.П. Земельный участок относится к категории «Земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Право собственности за Лупаниной А.П. на указанный земельный участок признано решением Алексинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым также установлено, что ранее данный участок принадлежал ее отцу ФИО1., умершему ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из похозяйственной книги <адрес> сельского совета на 1994-1996 гг., на принадлежащем ФИО1. земельном участке расположен жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, данное обстоятельство также подтверждено выпиской из похозяйственной книги <адрес> за период с 1964-1966гг.
Согласно техническому паспорту на жилой дом, выполненному ГУ ТО «Областное бюро технической инвентаризации» общая площадь жилого дома составляет 47,4 кв.м.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" на приусадебном земельном участке допускается размещение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Из положений приведенных выше правовых норм и разъяснений в их взаимосвязи следует, что сохранение самовольно возведенного объекта недвижимости и признание на него права собственности возможно в случае, если единственным признаком самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство, при этом сохранение объекта не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, самовольная постройка может быть сохранена, при этом закон связывает возможность признания судом права собственности на самовольную постройку с такими обстоятельствами, как принадлежность земельного участка, на котором строение возведено, наличие или отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, возможность нарушения прав и законных интересов других граждан возведенной постройкой.
Согласно представленному в материалы дела уведомлению о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, истец обратился ДД.ММ.ГГГГ в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве, реконструкции объекта ИЖС.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Вместе с тем, с 4 августа 2018 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Частью 15 статьи 55 указанного кодекса предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 данного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу указанного выше федерального закона (4 августа 2018 г.) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 г. направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ).
Из содержания названных норм следует, что с ДД.ММ.ГГГГ строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требуют получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса; статья 17 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ).
Изложенное свидетельствует о принятии истцом надлежащих мер, направленных на легализацию самовольной постройки.
На основании определения суда экспертом ООО «Альянс-Капитал» проведена строительно-техническая экспертиза спорного объекта капитального строительства, по результатам которой экспертом сделаны выводы о том, что спорный жилой дом не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует требованиям действующих строительных, противопожарных, санитарных, градостроительных норм и правил, факторов, при которых спорное строение могло бы нарушить охраняемые законом интересы и права других граждан, создать угрозу их жизни и здоровью, не установлено.
Оценивая данное доказательство в соответствии с правилами ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ с учетом положений ст. 86 ГПК РФ, суд приходит к выводу о его относимости и допустимости, поскольку экспертиза проведена на основании судебного определения о назначении экспертизы, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертиза проведена специалистами, имеющими значительный стаж работы по специальности. Данное экспертное заключение содержит обоснованные ответы на поставленные в определении суда вопросы, содержит полное исследование представленных в распоряжение экспертов материалов. Сведений о наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 85 ГПК РФ не имеется.
Принимая во внимание, что жилой дом расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого допускает строительство на нем данного объекта, находящемся в собственности истца, последним приняты меры к легализации самовольной постройки, которая соответствует действующим строительным нормам и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований, предусмотренных ст. 222 ГК РФ, позволяющих признать за истцом право собственности на спорный жилой дом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Капралова Е.А. удовлетворить.
Признать за Капраловым Е.А. право собственности на жилой дом, площадью 47,40 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым №
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Пестрецов
Мотивированное решение изготовлено 06.09.2019
Председательствующий Н.А. Пестрецов