РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Кадом 30 ноября 2022 года
Кадомский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Коробковой О.Н.,
с участием помощника прокурора Кадомского района Рязанской области Грибановой А.В.,
при секретаре Поповой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда р.п. Кадом Рязанской области дело № 2-269/2022 по исковому заявлению прокурора Кадомского района Денисова Е.И. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУК «Центральная библиотека муниципального образования – Кадомский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в здание инвалидам и другим маломобильным группам населения, оборудовав входную группу пандусом или иным подъемным устройством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кадомского района Денисов Е.И. в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУК «Центральная библиотека муниципального образования – Кадомский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в здание инвалидам и другим маломобильным группам населения, оборудовав входную группу пандусом или иным подъемным устройством.
В обоснование заявленных требований прокурор Кадомского района Денисов Е.И. указал, что прокуратурой Кадомского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в МУК «Центральная библиотека муниципального образования – Кадомский муниципальный район».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В силу ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-Ф3 «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в своде правил «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (далее СП 59.13330.2020), утвержденном приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, который предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Согласно требованиям п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020, согласно которым у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м. Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1. Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 х 1,8 м; при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 х 1,5 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.
В соответствии с пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020, при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.
В соответствии с п. 38 постановления Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в результате применения указанных пунктов СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В ходе проведения проверки установлено, что вышеуказанные требования законодательства в МУК «Центральная библиотека муниципального образования – Кадомский муниципальный район», расположенном по адресу: <адрес>, не исполняются.
Так, входная группа в здание не оборудована пандусом или иным подъемным устройством для маломобильных групп населения в соответствии с установленными требованиями, соответственно, беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения не обеспечен.
Прокуратурой района в ходе ранее проведенной проверки выявлялись аналогичные нарушения, с целью устранения которых ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МУК «Центральная библиотека муниципального образования – Кадомский муниципальный район» вносилось представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Необеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МУК «Центральная библиотека муниципального образования – Кадомский муниципальный район», а также внутри него существенно ущемляет гарантированные государством конституционные права инвалидов и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться в будущем, привлечь таких лиц в процесс в качестве истцов, указать их в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении гражданского дела не представляется возможным.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьями 11, 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В связи с изложенными обстоятельствами прокурор Кадомского района Денисов Е.И. просит суд обязать МУК «Центральная библиотека муниципального образования – Кадомский муниципальный район», ОГРН <данные изъяты>, обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: <адрес>, инвалидам и другим маломобильным группам населения, оборудовав входную группу пандусом или иным подъемным устройством в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения. СНиП 35-01-2001.
Помощник прокурора Кадомского района Рязанской области Грибанова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила установить ответчику срок для устранения нарушений – 2 месяца.
Представитель ответчика МУК «Центральная библиотека муниципального образования – Кадомский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. От представителя ответчика - директора Ларькиной Н.А. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором она также указала, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Администрации муниципального образования – Кадомский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом. От представителя третьего лица – главы администрации Кочеткова А.П. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Рассмотрев заявление представителя ответчика Ларькиной Н.А., суд приходит к выводу, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем принимает признание иска ответчиком, что является основанием для удовлетворения исковых требований прокурора Кадомского района Денисова Е.И.
Согласно ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в сумме 300 рублей.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2020. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░ 35-01-2001, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░ 1026201403711, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░