Дело № 2-198/2022
УИД 54RS0035-01-2022-000197-85
Поступило в суд 17.01.2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2022 года г. Татарск
Татарский районный суд района Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Колосовой Л.В.,
при секретаре Белоус Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кичгиной Ольги Николаевны к МУП «Водоканал», Муниципальному образованию города Татарска Новосибирской области в лице администрации города Татарска Новосибирской области о признании услуги по вывозу бытовых сточных вод коммунальной услугой по водоотведению с тарифом, установленным Департаментом по тарифам Новосибирской области, принятии мер по постановке на учёт бесхозяйного имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Кичигина О.Н. обратилась в суд с иском к МУП «Водоканал», МО г. Татарска Новосибирской области в лице администрации г. Татарска Новосибирской области о признании услуги по вывозу бытовых сточных вод коммунальной услугой по водоотведению с тарифом, установленным Департаментом по тарифам Новосибирской области, о признании выгребной ямы бесхозным имуществом, указывая, что она является собственником квартиры № 31, расположенной в жилом многоквартирном доме № 45 по ул. Полевой г. Татарска Новосибирской области.
Многоквартирный двухэтажный жилой дом по ул. Полевой, 45 - 1977 года постройки, при строительстве оборудован централизованной системой холодного водоснабжения, однако не подключен к централизованной системе водоотведения, отвод бытовых стоков из жилых помещений осуществляется по внутридомовой системе водоотведения от внешней стены дома по канализационным сетям до септика, рассчитанного на использование также многоквартирным домом по ул. Полевой, 45.
МУП «Водоканал» уведомило, что с января 2021 г. прекращает осуществлять вывоз ЖБО, в том числе от жилого многоквартирного дома по ул. Полевой, 45.
Считает, что оказываемая услуга МУП «Водоканал» собственникам жилого дома по ул. Полевой, 45 не является жилищной услугой по вывозу жидких бытовых отходов, а является коммунальной услугой по водоотведению сточных вод, в связи с чем отказ данной организации от оказания услуг по водоотведению сточных вод не является правомерным.
Отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.
Способ удаления жидких фракций из выгребной ямы по ул. Полевой, 43 подтвержден пунктом 2.1 «Описание структуры система сбора, очистки и отведения сточных вод на территории муниципального образования» в Схеме водоотведения города Татарска Новосибирской области на 2013-2017 гг. и на период до 2023 г. выполненной специализированной организацией ООО УК «РусЭнергоМир» № РЭМ.МК-9-13-ВСО от 2013 г., а также Письмом Роспотребнадзора по НСО № 16/0630 от 19.07.19 г.
В указанных документах схематично приведен порядок водоотведения жидких фракций от жилого многоквартирного дома № 45 по ул. Полевой. Исходя из указанной схемы, жидкие фракции, выкачиваемые из выгребной ямы, удаляются путем слива их в центральную канализацию для дальнейшего прохождения очистки на очистных сооружениях с последующим их сбросом в водные объекты.
Таким образом, при осуществлении организацией деятельности по очистке сточных вод орган регулирования устанавливает тариф на водоотведение, учитывая расходы регулируемой организации на очистку сточных вод. В случае осуществления регулируемой организацией деятельности, включающей в себя только часть производственного процесса, орган регулирования тарифов устанавливает тариф пропорционально расходам организации на часть регулируемого вида деятельности.
Аналогичные разъяснения даны УФАС по письму Минстроя России № 3069-АТ/04 от 03.02.2017 г.
Таким образом, жидкие фракции, выкачиваемые из выгребной ямы по ул. Полевой, 45 являются сточными водами, т.е. МУП «Водоканал» оказывает коммунальную услугу по водоотведению, вид данной деятельности является регулируемым, тем самым тариф на данную услугу утверждается Департаментом по тарифам Новосибирской области.
Согласно Постановлению администрации г. Татарска Новосибирской области № 46 от 16.03.2015 г. МУП «Водоканал» было определено гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории города Татарска Новосибирской области.
Так как канализационный выгреб (септик) не относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и, учитывая на отсутствие в Законе N 210-ФЗ регулирующего вопроса о том, кто должен содержать бесхозяйную систему коммунальной инфраструктуры, принимая во внимание положения части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которым такая обязанность возникает у гарантирующей организации либо у организации, к сетям которой присоединены бесхозяйные сети, на основании передаточного акта, подписанного с органом местного самоуправления, то именно орган местного самоуправления обязан объявить канализационный коллектор, используемый для отведения и вывоза канализационных и сточных вод от жилого многоквартирного дома № 43 по ул. Полевой бесхозным объектом недвижимости, и предпринять меры по постановке его на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Таким образом, если выгребная яма (септик) не входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и предназначена для обслуживания нескольких МКД, то ее обслуживание должно осуществляться РСО, предоставляющей услуги по водоотведению, за счет утвержденного тарифа на водоотведение, в который должны включаться расходы на транспортировку ЖБО до пункта приема и переработки. Если выгребная яма (септик) находится за пределами земельного участка, на котором расположен МКД, такой септик не может входить в состав общего имущества МКД. Расходы на его содержание не могут возлагаться на собственников помещений в МКД в рамках платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Принадлежность такого септика определяется исходя из сведений, имеющихся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Если право собственности на такой септик не зарегистрировано, он может быть признан в установленном порядке бесхозяйным по заявлению ОМС с определением источника содержания данного объекта. В таком случае обслуживание выгребной ямы (септика) как элемента сети водоотведения должно осуществляться за счет тарифа на водоотведение, в котором должны быть учтены все затраты, в т.ч. на транспортировку.
На сегодняшний день выгребная яма находится в аварийном состоянии и ее дальнейшая эксплуатация представляет реальную угрозу для жизни и здоровья людей, ставит под угрозу водоотведение населения, проживающего в жилых домах по ул. Полевой, 45, в связи с чем можно сделать вывод о незаконном бездействии администрации города Татарска Новосибирской области.
На территории г. Татарска Новосибирской области именно Муниципальное образование г. Татарска Новосибирской области в лице администрации г. Татарска Новосибирской области должно организовать надлежащее водоотведение от жилых домов (в том числе от дома по ул. Полевой, 45), так как МУП «Водоканал», являясь гарантирующим поставщиком услуг по водоотведению, с 01.01.2021 г. отказывается от выполнения своих обязательств.
Считает, что её право на получение услуги по водоотведению не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия подключения к централизованной системе водоотведения. МУП «Водоканал» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению населения, поэтому именно данная организация должна обслуживать септик, являющийся составной частью общей системы канализации. МУП «Водоканал» не вправе отказать жильцам дома по ул. Полевой, 45 в предоставлении услуги по водоотведению, которая в их доме предоставляется, в том числе и путем вывоза жидких бытовых отходов из септика, и должна оплачиваться по установленным тарифам на водоотведение.
Истец просит обязать Муниципальное образование г. Татарска Новосибирской области в лице Администрации г. Татарска Новосибирской области обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи (выгребной ямы (септика)), используемой для отведения и вывоза канализационных и сточных вод от жилого многоквартирного дома по ул. Полевой, 45 г. Татарска Новосибирской области для последующего признания права муниципальной собственности; признать услугу, оказывающую ресурсоснабжающей организацией МУП «Водоканал» собственникам жилого дома № 45 по ул. Полевой не жилищной услугой по «вывозу жидких бытовых отходов», а коммунальной услугой по «отведению сточных вод»; обязать МУП «Водоканал» направить предложение в орган регулирования тарифов (Департамент по тарифам Новосибирской области) об установлении тарифа на водоотведение категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» на коммунальную услугу «отведение сточных вод»; до утверждения тарифа «водоотведение категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» на коммунальную услугу «отведение сточных вод» обязать МУП «Водоканал» производить начисление собственникам жилого дома по ул. Полевой, 45 согласно тарифу «водоотведение», утвержденному в настоящее время для МУП «Водоканал» Департаментом по тарифам НСО; обязать МУП «Водоканал» произвести перерасчет по жилому многоквартирному дому № 45 по ул. Полевой за коммунальную услугу «отведение сточных вод» за последние три года (с момента вынесения решения суда) применив тариф «водоотведение», утвержденный для МУП «Водоканал» в настоящее время Департаментом по тарифам НСО (вместо платы за жилищную услугу «Вывоз жидких бытовых отходов»); обязать МУП «Водоканал» заключить с Кичигиной О.Н. договор ресурсоснабжения на предоставление коммунальной услуги «отведение сточных вод»; взыскать с ответчиков сумму государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек (триста рублей 00 копеек).
Представитель истца Карчевная Н.В. в судебном заседании подержала исковые требования в полном объёме.
Истец Кичигина О.Н. в судебное заседание не явилась, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживаю в полном объёме.
Представитель ответчика МУП «Водоканал» в судебное заседание не явился. О дне слушания дела извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика Муниципального образования г. Татарска Новосибирской области в лице администрации г. Татарска Азизова К.О. в судебное заседание не явилась, предоставила в суд отзыв на исковое заявление, в котором указала, что с иском не согласна по следующим основаниям.
Для обслуживания многоквартирного жилого дома по адресу: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Полевая, 45, используется выгребная яма. Данная выгребная яма сооружена при строительстве многоквартирных домов исключительно для сброса жидких бытовых отходов. Замена таких выгребных ям длительное время не производилась. Денежные средства за счет местного бюджета на мероприятия по замене выгребов не выделялись. Собственниками жилых помещений решения на общих собраниях по вопросу замены выгребных ям не принимались.
Выгребная яма расположена около многоквартирного дома. Учитывая местоположение выгребной ямы, а также то, что выгребные ямы, как санитарнотехническое оборудование, обслуживающее более одного помещения, является частью канализационной системы многоквартирных домов и предназначены для обслуживания и эксплуатации этих жилых домов, выгребная яма в указанном доме является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Бремя содержания общего имущества должны нести все собственники помещений многоквартирных домов в силу ст. 30 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ.
Земельный участок, на котором расположена выгребная яма, не поставлен на государственный кадастровый учет, право собственности на данный земельный участки не оформлено. Ввиду отсутствия разграничения земель, право муниципальной собственности на данный земельный участок не возникло. Следовательно, земельные участки, на которых расположены выгребные ямы в силу ст.ст. 15, 19 Земельного кодекса РФ находятся в государственной неразграниченной собственности.
На балансе муниципального образования г. Татарска Новосибирской области выгребные ямы не состоят и никогда не состояли. Собственникам помещений многоквартирных домов выгребные ямы не передавались ввиду отсутствия такового имущества на балансе администрации.
В силу ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов (самотечные канализационные сети, приемные (контрольные, смотровые) колодцы, канализационные резервуары (выгреб, выгребные ямы, септики) и т.п., предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7.1, 3.7.8, 3.7.12, 3.7.13 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Так, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (пункт 3.7.1).
Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них жидких бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Следовательно, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов, предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Таким образом, в том случае, если септик обслуживает несколько помещений в многоквартирном доме и находится на земельном участке, прилегающем к этому дому территории, то данный объект относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Этим требованиям спорная нецентрализованная канализационная сеть с соответствующими элементами соответствует.
Поскольку спорная нецентрализованная канализационная (дворовая, локальная) сеть относится к оборудованию, обслуживающему внутридомовую инженерную систему водоотведения, является объектом, предназначенным для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома № 45 ул. Полевой в г. Татарске, то она является общим имуществом собственников помещений указанного многоквартирного дома.
В соответствии с п. 28 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
При этом согласно п.п. «д» п. 11 указанного постановления содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Право общей долевой собственности на общее имущество - спорную дворовую (локальную) канализационную сеть, состоящую из выгреба, канализационных сетей от указанного многоквартирного дома до выгреба, колодцев, принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома № 45 по ул. Полевой в г. Татарске в силу закона вне зависимости от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, на что также указано в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Представитель третьего лица ООО «УК-Лидер» Воронин А.Г. в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал исковые требования.
Третьи лица Кичигина О. Н., Гостева В. А., Беглов В. В., Германова Л. А., Сергеев А. И., Савельева Т. Я., Гадатка В. Г., Ананьева Н. Н., Шевчук А. П., Григорьева Н. А., Детцель И. А.,Забияко В. Ф., Полукеева Н. А., Корина А. Д., Брит М. А., Сидорова М. А., Степина В. К.,Горобцов А. Т. в судебное заседание не явились и, как следует из протокола № 5 внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Полевая, д. 45, поддержали заявленные исковые требования.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно договору купли-продажи от 23.12.1996 г., Баянова Ольга Николаевна купила у ФИО4 квартиру № в доме № 45 по ул. Полевой в г. Татарске Новосибирской области.
Как следует из свидетельства о заключении брака, 10.06.2008 г. Баянова Ольга Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р. вступила в брак с ФИО5, после чего ей была присвоена фамилия «Кичигина».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно постановлению администрации г. Татарска Новосибирской области от 16.03.2015 г. № 46, МУП «Водоканал» был определён гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории г. Татарска Новосибирской области.
Согласно схемы водоотведения г. Татарска Новосибирской области на 2013-2017 гг. и на период до 2023 г., основными организациями коммунального комплекса по оказанию услуг по отведению городских стоков от жилой застройки являются МУП «Водоканал» и ЛПДС «Татарская» ОАО «Сибтранснефтепродукт».
Как следует из письма № 182 от 28.09.2020 года МУП «Водоканал» сообщает ООО «Управляющая организация Лидер» с направлением копии письма главе города Татарска Новосибирской области об отказе от продления договора подряда на выполнение работ по вывозу жидких бытовых отходов от 04 мая 2011 года.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определен перечень регулируемых видов деятельности и регулируемых тарифов в сфере водоснабжения. Так, согласно частям 7, 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с ч. 5 ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ, абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Согласно письму начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Татарском районе от 19.07.2019 г. № 16/0630, вывоз жидких бытовых отходов от многоквартирного дома № 45 по ул. Полевой осуществляется специализированным транспортом МУП «Водоканал» в специально отведённое место.
Согласно заключению ООО «Инженерное Бюро Современного Проектирования» № 52 от 24.08.2021 г., колодцы №№ 1, 2, 3 и выгребная яма (септик)
канализационного коллектора по ул. Полевой, 45 имеют недопустимое состояние (категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). Необходимо незамедлительно: ограничить доступ к канализацонным колодцам и выгребной яме (септику) и принять меры по предупреждению возможных несчастных случаев, установив ограждение; оборудовать колодец № 1 и выгребную яму (септик) крышкой, отвечающей современным нормам и правилам и исключающей вредное воздействие на жизни и здоровье людей; произвести ремонтные работы по восстановлению строительных конструкций. Канализационный коллектор используется МУП «Водоканал» г. Татарска для отведения и вывоза канализационных и сточных вод от жилых многоквартирных домов. При обследовании собственника обследуемого канализационного коллектора выявить не удалось. Так как это имущество находится на землях местных поселений, местный орган самоуправления обязан объявить его бесхозяйным объектом недвижимости и предпринять меры по постановке его на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Таким образом, суд считает установленным, что квартира истца, состоящая в жилом доме № 45 по ул. Полевой г. Татарска Новосибирской области, как и весь дом, подключены к системе централизованного водоснабжения, но не подключены к системе централизованного водоотведения, жидкие бытовые отходы удаляются из жилого дома в канализационные колодцы (3 колодца), из них - в выгребную яму (септик), который используется несколькими жилыми многоквартирными домами. После этого, специализированным автотранспортном жидкие бытовые отходы доставляются в централизованную канализационную сеть, попадают через станцию подкачки в главный канализационный коллектор, на площадку очистных сооружений механической очистки, оттуда в пруд-накопитель для доочистки, после чего через водоотводной «Махнаткин» канал попадают в озеро Новотроицкое – водоем рыбо-хозяйственного назначения. Таким образом, жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям (септика) от дома 45, также, как и жидкие фракции централизованного водоотведения, поступают на одни и те же очистные сооружения, в последующем направляются из общих очистных сооружений в систему оборотного водоснабжения после соответствующих очисток сбрасываются в один и тот же водный объект, с той только разницей, что от септика до очистных сооружений в случае централизованного водоотведения жидкие фракции транспортируются по трубам, в данном случае – специализированным транспортом, поэтому они являются сточными водами, и обращение с ними должно регулироваться нормами водного законодательства. Доказательств того, что МУП «Водоканал» жидкие фракции удаляет иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, суду не предоставлено.
Из выписки из ЕГРЮЛ от 12.04.2021 г. следует, что одним из видов деятельности МУП «Водоканал» указаны сбор и обработка сточных вод.
При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что услуга МУП «Водоканал», предоставляемая собственникам жилого дома 45 по ул. Полевой, не является жилищной услугой по вывозу жидких бытовых отходов, а является коммунальной услугой по водоотведению сточных вод, суд находит обоснованными и исковые требования в части признания услуги, оказываемой ресурсоснабжающей организацией МУП «Водоканал» собственникам жилого дома № 45 по ул. Полевой, коммунальной услугой по «водоотведению сточных вод» подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1, 2 ст. 157 ГК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Размер тарифов на водоотведение для гарантирующих поставщиков, в том числе для МУП «Водоканал» устанавливается департаментом по тарифам Новосибирской области.
МУП «Водоканал», считая, что вывоз жидких бытовых отходов является жилищной услугой, которая должна оплачиваться по тарифам, утвержденным постановлением администрации города Татарска Новосибирской области, производит начисления жильца дома по указанным тарифам. В настоящем судебном заседании представленными доказательствами достоверно установлено, что вывоз жидких бытовых отходов от жилого дома № 45 по ул. Полевой г. Татарска Новосибирской области является коммунальной услугой по «водоотведению сточных вод», и тариф за оказанную услугу должен устанавливаться департаментом по тарифам Новосибирской области, администрация города Татарска не наделена такими полномочиями.
При таких обстоятельствах исковые требования Кичигной О.Н. об обязании МУП «Водоканал» направить предложение в орган регулирования тарифов об утверждении тарифа коммунальную услугу «водоотведение сточных вод» в органах государственной власти Департаменте по тарифам Новосибирской области; до утверждения тарифа по коммунальной услуге «водоотведение сточных вод обязать МУП «Водоканал» производить начисление за коммунальную услугу «водоотведение сточных вод» согласно тарифу «водоотведение», утвержденному для МУП «Водоканал» Департаментом по тарифам НСО; суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку истице Кичигиной О.Н. необоснованно производилось начисление платы за вывоз жидких бытовых отходов, как за жилищную услугу, по тарифам, утвержденным администрацией города Татарска Новосибирской области, исходя из размера квартиры (кв.м.), принадлежащей ей на праве собственности, несмотря на то, что оказывалась коммунальная услуга, подлежащая оплате по тарифу, утвержденному департаментом по тарифам Новосибирской области, исковые требования об обязании МУП «Водоканал» произвести перерасчет Кичигиной О.Н. по оплате коммунальной услуги «отведение сточных вод»; обязании МУП «Водоканал» заключить с Кичигиной О.Н. как с собственником <адрес> жилого дома № 45 по ул. Полевой договор ресурсоснабжения на предоставление коммунальной услуги «отведение сточных вод» суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд учитывает, что Кичигина О.Н. вправе обратиться за защитой своего нарушенного права, полномочий обращаться за защитой нарушенного права всех жильцов дома 45 по ул. Полевой в г. Татарске Новосибирской области не имеет, поэтому суд не вправе разрешать её исковые требования в отношении других лиц.
Согласно пункту 1,3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно выписке из ЕГРН от 10.08.2021 г., сведения о собственнике земельного участка, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Полевая, 45, отсутствуют.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.08.2021 г. № КУВИ-002/2021-103040733, сведения о собственнике сооружения, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Полевая, 45, глубиной 3.0 м. в ЕГРН отсутствуют.
Согласно договору от 17.11.2008 г., управление многоквартирным домом по ул. Полевой, 45 в г. Татарске Новосибирской области осуществляется ООО «Управляющая компания – Лидер».
Из претензии Карчевной Н.В. от 11.08.2021 г. следует, что она обращалась в МУП «Водоканал», МО г. Татарска в лице администрации г. Татарска Новосибирской области с просьбой предоставить собственникам жилого дома 45 по ул. Полевой коммунальную услугу по вывозу жидких бытовых отходов от данного дома по тарифам, установленным Департаментом по тарифам Новосибирской области, объявить канализационный коллектор, используемый для водоотведения и вывоза канализационных и сточных вод от дома бесхозным объектом недвижимости и принять меры по постановке его на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно протоколу рабочего совещания администрации Татарского района Новосибирской области по решению вопросов вывоза жидких бытовых отходов многоквартирных жилых домов по пер. Кирпичному, ул. Полевой от 19.11.2020 г., было принято решение в срок до 10.12.2020 г. администрации г. Татарска принять решение о признании линейных объектов бесхозными и провести работу по оформлению водоотводных линейных объектов в собственность администрации, в срок до 15.12.2020 г. подготовить сметный расчёт на проведение ремонтных работ или установке новых ёмкостей, в срок до 20.12.2020 г. обратиться в Департамент по тарифам НСО за установкой тарифа на услуги водоотведения, передать объекты водоотведения в ведение организации, осуществляющей услуги водоотведения на территории г. Татарска.
Согласно протоколу рабочего совещания по решению вопросов вывоза жидких бытовых отходов многоквартирных жилых домов по пер. Кирпичному, ул. Полевой от 24.12.2020 г., было принято решение в срок до 30.01.2021 г. администрации г. Татарска принять решение о признании линейных объектов бесхозными и провести работу по оформлению водоотводных линейных объектов в собственность администрации, в срок до 30.01.2021 г. подготовить сметный расчёт на проведение ремонтных работ или установке новых ёмкостей по сбору ЖБО, в срок до 30.01.2021 г. обратиться в Департамент по тарифам НСО за установкой тарифа на услуги водоотведения, передать объекты водоотведения в ведение организации, осуществляющей услуги водоотведения на территории г. Татарска.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, представленные доказательства, суд считает, что доводы представителя ответчика администрации города Татарска Новосибирской области о том, что септик, обеспечивающий водоотведение от дома 45 по ул. Полевой в г. Татарске Новосибирской области обслуживает несколько помещений в многоквартирном доме и находится на земельном участке, прилегающем к этому дому территории, поэтому относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов, предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, поэтому являются частью инженерной коммуникации жилого дома, противоречат представленным доказательствам, и не могут быть приняты во внимание судом.
При таких обстоятельствах суд считает доказанным, что спорный объект недвижимости является бесхозяйным имуществом, поэтому исковые требования об обязании Муниципального образования г. Татарска Новосибирской области в лице администрации г. Татарска в срок не позднее 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда объявить канализационный коллектор, используемый для отведения и вывоза канализационных и сточных вод от жилого многоквартирного дома № 45 ул. Полевой бесхозным объектом недвижимости и предпринять меры по постановке его на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по мнению суда, также обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ч. 1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Из кассового чека установлено, что 20.08.2021 г. истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
Поскольку истцом заявленные требования удовлетворены, с ответчика МУП «Водоканал» в пользу истца должны быть взысканы судебные расходы в полном объёме в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кичигиной Ольги Николаевны к МУП «Водоканал», МО г. Татарска Новосибирской области в лице администрации г. Татарска Новосибирской области удовлетворить.
Признать услугу, оказываемую ресурсоснабжающей организацией МУП «Водоканал» собственникам жилого дома № 45 по ул. Полевой г. Татарска Новосибирской области коммунальной услугой по «водоотведению сточных вод».
Обязать МУП «Водоканал» направить предложение в орган урегулирования тарифов об утверждении тарифа на коммунальную услугу «водоотведение сточных вод» в органах государственной власти Департаменте по тарифам Новосибирской области.
До утверждения тарифа по коммунальной услуге «водоотведение сточных вод» обязать МУП «Водоканал» производить начисление за коммунальную услугу «водоотведение сточных вод» согласно тарифу «водоотведение», утвержденному для МУП «Водоканал» Департаментом по тарифам НСО.
Обязать МУП «Водоканал» произвести перерасчёт Кичигиной Ольге Николаевне по оплате коммунальной услуги по отведению сточных вод.
Обязать МУП «Водоканал» заключить с Кичигиной Ольге Николаевне как собственником квартиры № жилого дома по ул. Полевой № 45 договор ресурсоснабжения на предоставление коммунальной услуги водоотведение.
Взыскать с МУП «Водоканал» в пользу Кичигиной Ольги Николаевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня изготовления, путем подачи жалобы в Татарский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 22.02.2022 г.
Судья Л.В. Колосова