Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2322/2023 ~ М-1611/2023 от 05.06.2023

        Дело

решение

       Именем Российской Федерации

<адрес>                                        ДД.ММ.ГГГГ

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего - Шеди А.В.,

при секретаре судебного заседания Мальсаговой М.М.,

с участием представителя истца Коригова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Измайлова Исы М. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении нарушенных жилищных прав,

установил:

Измайлов И.М. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес>, выразившихся в снятии его с семьей с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по МВД по <адрес> и снятии его с семьей с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать МВД по <адрес> восстановить его с семьей на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по МВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ; обязать МВД по <адрес> восстановить его с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ; обязать МВД по <адрес> сформировать его электронное учетное дело в базе данных сервиса обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации (СОМТО) в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) и внести в него соответствующие сведения, информацию, документы и изменения в полном объеме и в строгом соответствии с пунктами 7, 8 и 10 Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ; возложить на МВД по <адрес> обязанность принять решение о предоставлении ему в порядке очередности с учетом состава его семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере, рассчитанного на день принятия решения о выплате.

В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел по <адрес>. Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, суд обязал МВД по <адрес> поставить его с учетом состава его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ и он с указанной даты в ходе исполнительного производства вместе со своей семьей был поставлен на учет жилищно-бытовой комиссией МВД по <адрес> для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, ответчик снял его и членов моей семьи с учета на получение указанной единовременной социальной выплаты, а также снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Считает указанные решения незаконным и необоснованным.

В судебном заседании представитель истца Коригов М.А. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

До ДД.ММ.ГГГГ обеспечение жильем сотрудников органов внутренних дел осуществлялось в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1026-1 "О милиции", согласно которой сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставлялась соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 163-ФЗ).

Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания истца нуждающимся в получении жилья.

Согласно п.п. 1 и 5 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, а также граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до ДД.ММ.ГГГГ, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Измайлов И.М. проходил службу в органах внутренних дел по <адрес>. Приказом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с Измайлов И.М. уволен со службы в органах внутренних дел по болезни.

В период прохождения службы поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – с ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Измайлова И.М. к МВД по <адрес> о возложении обязанности изменить дату постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворено частично, решено обязать МВД по <адрес> поставить Измайлова И.М. с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес>, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ , Измайлов И.М. снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по МВД по <адрес> в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес>, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ , Измайлов И.М. с семьей в составе 7 человек снят с учета на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ, подп. «г» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты).

Принимая решения о снятии Измайлова И.М. с учета нуждающихся в улучшении жилых помещений, жилищно-бытовая комиссия МВД по <адрес> исходила из того обстоятельства, что на момент постановки на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, являлся членом семьи собственника двух жилых помещений общей площадью 209 кв.м. (149 кв.м. и 60 кв.м.), расположенных по адресу: <адрес>, принадлежавших его супруге – Белхароевой Р.М., в связи с чем был обеспечен жилой площадью в соответствии с нормативом обеспечения (41,8 кв.м. на каждого члена семьи).

Согласно ч. 1 ст. 56, ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

Как указано выше, истец был снят с семьей с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании Закона Республики Ингушетия «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -Р3.

Вместе с тем, указанный закон не может быть применен к рассматриваемым правоотношениям, так как в соответствии со статьей 22 названного Закона Республики Ингушетия последний регламентирует деятельность органов местного самоуправления Республики Ингушетия, к которым МВД по <адрес> не относится

Кроме того, ссылки жилищно-бытовой комиссии МВД по Республики Ингушетия на статью 53 и часть 8 статьи 57 ЖК РФ являются необоснованными, так как положения данных норм устанавливают, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст.53), то есть в данном случае речь идет о том, что указанные действия должны быть совершены до признания их нуждающимися в жилых помещениях. С учетом того, что Измайлов И.М. состоит с семьей на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (признан нуждающимся) с ДД.ММ.ГГГГ, а отчуждение жилых помещений произошло уже после (ДД.ММ.ГГГГ), то в данном случае указанная норма не применима.

Также не применима часть 8 статьи 57 ЖК РФ, согласно которой при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению и которые учитываются за период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет, так как данная норма, исходя из ее содержания применяется, при непосредственном предоставлении гражданину жилого помещения, и направлена на уменьшение предоставляемой гражданину нормы жилой площади пропорционально уменьшению размера отчужденного вследствие сделки жилого помещения, совершенной за срок не менее чем пять лет до предоставления гражданину жилого помещения по договору социального найма.

С учетом изложенного, ссылка также на подпункт «г» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации , как на основание для снятия истца и членов его семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, также не обоснована в той связи, что при изложенных обстоятельствах каких-либо неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии истца и членов его семьи для получения единовременной социальной выплаты, не установлено. Указание на совершение каких-либо конкретных неправомерных действий должностными лицами комиссии приведенные выписки из заседаний ЖБК МВД по <адрес> не содержат.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, умеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 4Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. -Ф3 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-Ф3 предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Исходя из буквального толкования п.п. "г" п. 19 Правил следует, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).

Из материалов дела не усматривается, что при обращении с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты истец представил документы, содержащие не соответствующие действительности сведения.

В процессе рассмотрения Магасским районным судом данного гражданского дела было изучено учетное дело истца, а также основания и обстоятельства нахождения истца на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и, соответственно, подтверждено его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. В силу ч. 2 ст. 209 этого же кодекса после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

В целях совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел РФ Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации» введено в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ программное обеспечение для реализации сервиса обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации (COMTO) в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД).

Согласно п.п. 7,8 и 9 Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок) в центральном аппарате, органах, организациях, подразделениях МВД России на каждого сотрудника и гражданина в базе данных создается электронное учетное дело в порядке очередности, установленной пунктом 20 Правил.

Создание электронного учетного дела в базе данных и внесение в него информации осуществляются на основании правового акта МВД России, органа, организации, подразделения МВД России, утверждающего решение комиссии по предоставлению единовременной выплаты о принятии на учет для получения единовременной выплаты, снятии с учета для получения единовременной выплаты в течение семи рабочих дней с даты издания соответствующего правового акта, а также изменений документов, содержащихся в создаваемом в соответствии с пунктом 22 Правил учетном деле, в случае, предусмотренном пунктом 23 Правил, или переоформления учетного дела в соответствии с пунктом 7 Правил в течение семи рабочих дней с даты указанных изменений или переоформления учетного дела.

При создании электронного учетного дела ему в автоматическом режиме присваивается восемнадцатизначный уникальный номер, в котором 1 символ - код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 - код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 - код ДТ МВД России или органа, организации, подразделения МВД России, с 7 по 12 - дата правового акта МВД России, органа, организации, подразделения МВД России, утверждающего решение комиссии о принятии на учет (число, месяц, две последние цифры года), с 13 по 18 - номер учетного дела.

Уполномоченными должностными лицами в электронные учетные дела вносятся указанные в пункте 20 Правил сведения о сотруднике, гражданине и прикрепляются документы, переведенные ими в формат pdf, в виде электронных копий (электронных образов), подтверждающие внесенную информацию, в том числе заявление и документы, указанные в пунктах 5 и 23 Правил, решения комиссий о принятии на учет и о снятии с учета для получения единовременной выплаты, правовые акты, выписки из протоколов заседаний комиссий, исполнительные документы о предоставлении (взыскании, доплате суммы) единовременной выплаты, заявления, указанные в пункте 32 Правил, платежные документы о перечислении (доплате суммы) единовременной выплаты на банковский счет сотрудника или гражданина (п. 10 Порядка).

Таким образом, соблюдение прав сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется посредством исполнения должностными лицами МВД требований Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , а не только формальным составлением и выдачей выписок из протоколов заседаний жилищно-бытовых комиссий о постановке их на учет без создания электронного учетного дела в базе данных и внесения в него соответствующей информации.

В силу положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение.

Таким образом, ответчиком суду не представлено допустимых и достаточных доказательств, в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства, свидетельствующих об обоснованности принятого ответчиком решения. Сведения, предоставленные истцом, соответствовали действительности и правомерно послужили основанием для постановки его на соответствующий учет, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что имеет место неправомерное снятие истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилья со стороны МВД по Республики Ингушетия.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право, или создающих угрозу его нарушения.

Следовательно, защита прав истца Измайлова И.М. может быть осуществлена только путем возложения на МВД по <адрес> обязанности восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

исковое заявление Измайлова Исы М. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении нарушенных жилищных прав удовлетворить.

Признать незаконными действия жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес>, выразившиеся в снятии Измайлова Исы М. с семьей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать МВД по <адрес> восстановить Измайлова Ису М., с учетом состава семьи, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий – с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МВД по <адрес> восстановить Измайлова Ису М., с учетом состава семьи, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать МВД по <адрес> сформировать электронное учетное дело Измайлова Исы М. в базе данных сервиса обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации (СОМТО) в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) и внести в него соответствующие сведения, информацию, документы и изменения в полном объеме и в соответствии с пунктами 7, 8 и 10 Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать МВД по <адрес> предоставить Измайлову Исе М. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности, с учетом состава его семьи, в размере, рассчитанном на день принятия решения о выплате.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Копия верна:

Судья                                         А.В. Шеди

*Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ

2-2322/2023 ~ М-1611/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Измайлов Иса Мухарбекович
Ответчики
Министерство внутренних дел по РИ
Другие
Белхароева Радимхан Макшариповна и др.
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Шеди А-Х.В.
Дело на странице суда
magassky--ing.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2023Подготовка дела (собеседование)
29.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее