Дело № 2-139/2023
УИД 79RS0006-01-2023-000139-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2023 года с. Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,
при секретаре Митрохиной Ю.С.,
с участием представителей истца Михеевой Н.А., Юрченко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Росгвардии по Еврейской автономной области к Волкову Михаилу Владимировичу о прекращении права собственности ответчика на принадлежащее ему оружие, об обращении оружия в государственную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Управления Росгвардии по Еврейской автономной области обратилось в суд с иском к Волкову Михаилу Владимировичу о прекращении права собственности ответчика на принадлежащее ему оружие и об обращении оружия в государственную собственность, мотивируя его тем, что в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а так же уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностными лицами отделения лицензионно - разрешительной работы у гражданина Волкова Михаила Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 16 мая 2019 года изъято охотничье гладкоствольное огнестрельное оружие «ИЖ - 27М», калибр 12, №; «МЦ -21-12», калибр 12, №, в связи с нарушением требований Федерального закона «Об оружии». Изъятое оружие помещено на ответственное хранение в комнату оружия Управления Росгвардии по Еврейской автономной области где и хранится по настоящее время. Ответчиком Волковым М.В. до настоящего времени не принимается каких - либо действий, направленных на возврат указанного оружия. Вышеназванное оружие уже в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия Управления Росгвардии по ЕАО, хранение и бремя содержания которого требует определенных материальных затрат, в частности по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода, содержание помещений, обеспечение охраны. Должностным лицом Управления Росгвардии по Еврейской автономной области 24 января 2021 года Волкову М.В. вручено уведомление о необходимости принятия мер к оформлению разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо о принятии решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке, однако никаких действий до настоящего времени Волковым М.В. совершено не было. В целях оформления разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо в целях его отчуждения в установленном законом порядке Волков М.В. не обращался. При таких обстоятельствах оружие: охотничье гладкоствольное огнестрельное оружие «ИЖ - 27М», калибр 12, №; «МЦ -21-12», калибр 12, № фактически является брошенным.
В соответствии с ч.6 ст.25 Федерального закона «Об оружии» обращенные в порядке установленном законодательством РФ, в государственную собственность, в том числе конфискованные в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях, оружие и (или) патроны к нему уничтожаются войсками национальной гвардии РФ.
В связи, с чем просят прекратить право собственности Волкова Михаила Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на охотничье гладкоствольное огнестрельное оружие «ИЖ - 27М», калибр 12, №; «МЦ -21-12», калибр 12, №, обратив указанное оружие в государственную собственность.
В судебном заседании представители истца Михеева Н.А., Юрченко Д.С. настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований и просили их удовлетворить.
Ответчик Волков М.В. в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке и надлежащим образом, путем направления заказной почтовой корреспонденции по адресу, которому сообщил ответчик исходя из протокола судебного заседания от 28.03.2023 года, однако не была вручена, возвращена в суд с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу». Уклонение Волкова М.В. от получения заказной судебной почтовой корреспонденции расценивается судом как ненадлежащее исполнение процессуальных обязанностей, за неисполнение которых наступают соответствующие последствия. Учитывая, что не явившийся Волков М.В. не сообщил суду об уважительности причины неявки, не заявлял ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела в его отсутствие, а также требования ст. 154 ГПК РФ о сроках рассмотрения гражданских дел, нарушение которых согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2007 г. № 52, существенно нарушает конституционное право на судебную защиту, ущемляет права участников судебного процесса, в том числе, истца, суд полагает, что отложение судебного разбирательства не может быть признано обоснованным и, руководствуясь положениями ч. 4 ст.167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав представителей истца, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
В силу статьи 3 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
В силу статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 13 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об оружии", контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится в случае нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" разрешение на хранение и ношение оружия аннулируется в случае возникновения предусмотренных данным Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.
Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" предусмотрено, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, не имеющим постоянного места жительства (п. 6 ч. 20 ст. 13 Федерального закона N 150-ФЗ), поскольку данный закон устанавливает особый режим оборота оружия - устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели (ч. 1 ст. 1), предусматривает лицензионно-разрешительный порядок его приобретения гражданами Российской Федерации, с тем чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также, чтобы обеспечить строго целевое использование оружия (ст. 13).
В соответствии с пунктом 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил установлено, что продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территория Российской Федерации могут осуществлять Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации); организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия (далее именуются - юридические лица с особыми уставными задачами); поставщики (продавцы); юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство; граждане Российской Федерации; подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Согласно пункту 83 указанного постановления, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Волкову М.В. проживающему по адресу: ЕАО <адрес>, 13.06.2016 года было выдано разрешение на право хранения и ношения на охотничье гладкоствольное огнестрельное оружия: «ИЖ - 27М», калибр 12, №, разрешение РОХа № и «МЦ -21-12», калибр 12, №, разрешение РОХа №, сроком до 13.09.2021 года.
Согласно сведениям с отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю Волков М.В. был зарегистрирован по месту пребывания с 25.10.2017 года по 25.10.2022 года по адресу: <адрес>. В настоящее время зарегистрированным по месту жительства (пребывания) на территории Хабаровского края не значится.
Согласно копи паспорта Волкова М.В. сведения о регистрации по месту жительств в ЕАО отсутствует.
16.05.2019 года старшим инспектором ОЛРР Управления Росгвардии по ЕАО Гавриловым Н.И. в присутствии двух свидетелей произведено изъятие у Волкова М.В. охотничьего гладкоствольного огнестрельного оружия «ИЖ - 27М», калибр 12, №; «МЦ -21-12», калибр 12, № по адресу ЕАО <адрес>, на основании ст. 27 Федерального закона №150 «Об оружии», о чем были составлен протоколы изъятия оружия и боеприпасов.
Из заключений об аннулировании разрешения на хранение и ношение огнестрельного, пневматического охотничьего или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему от 17.05.2019 года, вынесенного старшим инспектором ОЛРР Управления Росгвардии по ЕАО Гавриловым Н.И. следует, что согласно поступившей информации, Волков М.В. не имеет постоянного места жительства, чем нарушил п.6 ст. 13 ФЗ №150-ФЗ «Об оружии». В связи с этим имеющееся у Волкова М.В. разрешения РОХа №, РОХа № выданное ОМВД России по Смидовичскому району, сроком действия до 13.09.2021 года на хранение и ношение огнестрельного, пневматического охотничьего или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему подлежат аннулированию, а охотничье длинноствольное гладкоствольное огнестрельное оружие «ИЖ-27М», кал. 12 №, охотничье нарезное огнестрельное оружие «МЦ-21-12» кал.12, №, ствол № подлежит изъятию и помещению на временное хранение в ОСВиМТИ ФКУ «ЦХиСО» УМВД России по ЕАО.
17.05.2019 года Волкову М.В. направлены уведомления об аннулировании разрешения и заключения об аннулировании разрешений РОХа № и РОХа № выданные ОМВД России по Смидовичскому району, действительных до 13.09 2021 года. В указанных уведомлениях Волкову М.В. так же дополнительно разъяснено, что на основании ст. 26 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», он вправе повторно обратиться за получением лицензии (разрешения) после устранении обстоятельств, препятствующих владению оружием.
24.12.2020 года, в адрес Волкова М.В. направлено уведомление о необходимости принятия им мер к оформлению разрешения на право хранения (хранения и ношения) оружия, а так же разъяснено, что в случае неполучения данного имущества товар будет признан бесхозяйным и обращен в доход государства либо отчуждению оружия в установленном законом порядке.
Ответчиком Волковым М.В. до настоящего времени не принято, каких либо действий, направленных на возврат оружия.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств по делу, руководствуясь приведенными выше нормами права, учитывая, что лицензия (разрешение) на приобретение, хранение и ношение гражданского оружия у Волкова М.В. отсутствует свыше одного года, а без лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия охотничьего огнестрельного оружия не может быть в собственности Волкова М.В., при этом последний более одного года в целях оформления разрешительных документов на право хранения (хранения и ношения) оружия либо в целях его отчуждения в установленном законом порядке не обращался, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Управления Росгвардии по ЕАО о прекращения права собственности ответчика на оружие, поскольку непринятие ответчиком мер по возврату или отчуждению оружия свидетельствует о фактическом отказе ответчика от права собственности на него.
Ответчиком, уклонившимся от участия в рассмотрении дела, не приведено ни одного довода, не представлено ни одного доказательства, чтобы суд пришел к иному выводу по делу.
Разрешая требования об обращении оружия в государственную собственность, суд руководствуясь указанными выше нормами права приходит к выводу, что они не подлежат удовлетворению, поскольку из существа заявленного иска следует, что истец просит обратить оружие в доход государства, для дальнейшего его уничтожения, при этом не представил суду допустимых доказательств того, что охотничьи ружья являются непригодными к использованию и не подлежат реализации.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Принимая во внимание, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Росгвардии по Еврейской автономной области к Волкову Михаилу Владимировичу о прекращении права собственности ответчика на принадлежащее ему оружие- удовлетворить.
Прекратить право собственности Волкова Михаила Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на охотничье длинноствольное гладкоствольное огнестрельное оружие «ИЖ-27М», калибр 12, № и охотничье длинноствольное гладкоствольное огнестрельное оружие «МЦ-21-12», калибр 12, №.
Взыскать с Волкова Михаила Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей 00 копеек.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Нанайский районный суд Хабаровского края.
Мотивированное решение изготовлено: 26 июня 2023 года.
Судья Сосницкая Е.В.