Дело № 2- 212 / 2024
УИД 74RS0014-01-2023-003273-22
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Нязепетровск 30 января 2024 года
Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области (постоянное судебное присутствие в г. Нязепетровск) в составе:
председательствующего судьи Ерофеевой И.А.,
при секретаре Бычковой Е.А.,
с участием прокурора Путяйкина С.Н.,
а также с участием представителя ответчика Власовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нязепетровского района Челябинской области в интересах неопределённого круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нязепетровского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Нязепетровского района Челябинской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и земельного законодательства при размещении контейнерных площадок для накопления твердых бытовых отходов в деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области (далее КУМИ).
В ходе проведенной проверки установлено, что право собственности на автомобильную дорогу по ул. Щербакова в г. Нязепетровске Челябинской области до настоящего времени в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано. По сведениям КУМИ изготовление технического и межевого плана на автомобильную дорогу по ул. Щербакова в г. Нязепетровске Челябинской области запланировано, но не осуществлено. Кроме того, при размещении контейнерной площадки по адресу: ул. Щербакова, № г. Нязепетровск, границы земельного участка под её размещение не установлены. Полагает, что в отсутствие установленной границы земельного участка, предназначенного под размещение контейнерной площадки, невозможно определить соблюдение санитарных требований при их размещении, а также разграничить обязанность собственников земельных участков по содержанию данной контейнерной площадки. Просит обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу представить в Управление Росреестра по Челябинской области документы для государственной регистрации права собственности в отношении автомобильной дороги по ул. Щербакова в г. Нязепетровске и установить границы земельного участка, предназначенного под размещение контейнерной площадки, расположенной у дома № по ул. Щербакова в г. Нязепетровске Челябинской области.
В судебном заседании прокурор Путяйкин С.Н. поддержал заявленные требования в полном объёме, настаивает на их удовлетворении.
Представитель ответчика Власова. Т.С. исковые требования прокурора признала частично- в отношении обязанности по государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу по ул. Щербакова г. Нязепетровска. С требованиями обязать установить границы земельного участка, предназначенного для размещения контейнерной площадки, расположенной у дома № по ул. Щербакова г. Нязепетровска, не согласна, поскольку имеется постановление Нязепетровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории – под контейнерную площадку для сбора ТКО, в 20 метрах от жилого дома № по ул. Щербакова г. Нязепетровска, утверждена схема расположения земельного участка, обозначены его границы, установленные кадастровым инженером.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив доводы иска, материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению, учитывая следующее.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 141-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации являются вопросами местного значения городского поселения.
В соответствии с п. п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а так же утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в помещении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
Согласно п. 1.2 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области, утвержденного решением Собрания депутатов Нязепетровского муниципального района от 26.10.2020г. № 22, КУМИ является уполномоченным органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Нязепетровского муниципального района, Нязепетровского городского поселения, включая земельные ресурсы, а также по учету и ведению реестров муниципального имущества муниципального района и городского поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 157-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона № 218-ФЗ в срок до 2025 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 6 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства, такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.п. 11-13 Правил обустройства реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п. 3.7.4 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда» мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Земельного кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Из материалов дела, следует, что в ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Нязепетровского района Челябинской области выявлены нарушения в сфере безопасности дорожного движения - право собственности на автомобильную дорогу по ул. Щербакова в г. Нязепетровске Челябинской области до настоящего времени в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано. По сведениям ответчика технический и межевой планы на автомобильную дорогу по ул. Щербакова в г. Нязепетровске Челябинской области до настоящего времени не изготовлены, поэтому заявленные прокурором Нязепетровского района Челябинской области исковые требования в части обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении автомобильной дороги по ул. Щербакова г. Нязепетровска Челябинской области являются обоснованными, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем оснований для удовлетворения иска прокурора об установлении границы земельного участка, предназначенного под размещение контейнерной площадки у дома № по ул. Щербакова г. Нязепетровска, суд не усматривает, учитывая, что действующим постановлением Нязепетровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ уже утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории – под контейнерную площадку для сбора ТКО, в 20 метрах от жилого дома № по ул. Щербакова г. Нязепетровска, обозначены его площадь- 10, 5 кв. метров, границы, координаты, что позволяет установить границы данного земельного участка на местности.
Руководствуясь ст. ст. 28, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 12, 56 и 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Нязепетровского района Челябинской области удовлетворить частично:
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу представить в Управление Росреестра по Челябинской области документы для государственной регистрации права собственности в отношении автомобильной дороги по ул. Щербакова в г. Нязепетровске.
В удовлетворении требований прокурора Нязепетровского района об установлении границы земельного участка, предназначенного под размещение контейнерной площадки, расположенной у д. № по ул. Щербакова в г. Нязепетровске Челябинской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области.
Председательствующий И.А. Ерофеева
Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2024 года