Дело №1-9/2023
50RS0041-01-2022-000032-71
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Руза Московской области 29 июня 2023 года
Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Фильченковой Ю.В.,
при секретаре Караваевой А.Е., помощнике судьи Павловой Е.А.,
с участием государственного обвинителя помощника Р. городского прокурора Олькова А.В.,
подсудимой Назаровой В.В.,
защиты – адвоката Чекунова А.П., представившего удостоверение № и ордер № КА « Московская городская коллегия адвокатов»,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
НАЗАРОВОЙ В. В., (дата) года рождения, уроженки (адрес), гражданки ... образование высшее, замужней, имеющей на иждивении несовершеннолетнего ребенка Назарову М. А., (дата) год рождения, не военнообязанной, зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: (адрес), ул. (адрес), не работающей, не судимой,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 293 ч. 1 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Назарова В.В. обвиняется в халатности, то есть в ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, а именно в том, что Назарова В.В. на основании Распоряжения Г. Р. городского округа от (дата) №-РЛ «О кадрах», согласно которому она состоит в должности начальника управления земельно-имущественных отношений администрации Р. городского округа, переведена с (дата) на должность муниципальной службы заместителя Г. администрации – начальника управления земельно-имущественных отношений администрации Р. городского округа (заместитель Г. администрации – начальник управления), на основании Распоряжения Г. Р. городского округа от (дата) №-РЛ «О наделении заместителя Г. администрации – начальника управления земельно-имущественных отношений администрации Р. городского округа Назарову В.В. полномочиями», действующая без доверенности от имени администрации Р. городского округа, наделенная полномочиями подписывать документы в рамках исполнения полномочий по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Р. городского округа, а также переходом права собственности, являясь заместителем Г. администрации – начальником управления в своей деятельности, руководствовалась Уставом Р. городского округа (адрес), утвержденным решением Совета депутатов Р. городского округа (адрес) от (дата) №, положениями Регламента Р. городского округа, утвержденными постановлением Г. Р. городского округа от (дата) №, контроль за выполнением которого возложен на неё должностной инструкцией, утвержденной (дата) Г. Р. городского округа, в соответствии с которой заместитель Г. администрации – начальник управления в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, (адрес), законами (адрес), постановлениями (адрес), постановлениями (адрес), Уставом, решениями Совета депутатов Р. городского округа, иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории Р. городского округа; осуществляет в соответствии с должностной инструкцией следующие функции: предварительно рассматривает и согласовывает проекты постановлений и иных правовых актов по координируемым вопросам; осуществляет прием граждан по личным вопросам и представителей организацией в соответствии с графиком приема; рассматривает письменные и устные обращения граждан и юридических лиц по координируемым ею вопросам; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством; ведет вопросы: по организации оказания муниципальных услуг; по организации контроля за исполнением документов и поручений Г. Р. городского округа; по установлению и назначению пенсий за выслугу лет муниципальным служащим; по резервированию земель и изъятию земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд; по осуществлению муниципального земельного контроля в границах городского округа; по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; по регулированию земельных отношений; по осуществлению координации и контроля за деятельностью самостоятельных подразделений администрации и муниципальных учреждений, таким образом, Назарова В.В, будучи наделенной в установленном законом порядке правом, постоянно осуществляла организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в администрации Р. городского округа, расположенной по адресу: (адрес), являлась должностным лицом.
В один из дней, в период с (дата) по (дата) Назаровой В.В., являющейся должностным лицом, и в соответствии с должностными обязанностями курирующей вопросы земельных и имущественных отношений в органе местного самоуправления – администрации Р. городского округа, расположенной по адресу: (адрес), посредством электронного документооборота правительства (адрес) для рассмотрения и подготовки ответа заявителю поступило обращение (заявление) Свидетель №2 от (дата) о внесении изменений в постановление Г. Р. муниципального района № от (дата) «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, находящегося по адресу: (адрес), (адрес)» в части координат земельного участка, находящегося в собственности Свидетель №2, при том, что ранее в период с (дата) по (дата) Свидетель №2, обратившемуся с тем же вопросом в администрацию Р. городского округа, направлялось уведомление за подписью первого заместителя Г. администрации Р. городского округа Свидетель №3 об отказе внесения изменений в части координат, в связи с отсутствием оснований для внесения изменений.
Назарова В.В. в период с (дата) по (дата), занимая должность заместителя Г. администрации – начальника управления земельно-имущественных отношений администрации Р. городского округа, в ведении которой находилось имущество, являющееся муниципальной собственностью Р. городского округа, обязана была знать о состоящем на балансе Р. городского округа асфальтобетонном покрытии с установкой бордюров (стоянка) балансовой стоимостью 968 000 рублей, расположенном на земельном участке по адресу: (адрес), площадью 1702 квадратных метра, находящемся на территории земель государственной неразграниченной собственности, переданном во исполнение (адрес) от (дата) №-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Р. муниципального района» по акту от (дата) из городского поселения Руза Р. муниципального района в администрацию Р. городского округа.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.20.2003 № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
В соответствии с требованиями федерального законодательства принят (адрес) от (дата) №-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований (адрес) и органами государственной власти (адрес)». В соответствии ч. 4 ст. 2 указанного закона (адрес) или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти (адрес) осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, перераспределяются сроком на 5 лет.
Во исполнение указанного закона Распоряжением Министерства имущественных отношений (адрес) от (дата) №ВР-44 утвержден временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений (адрес) проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований (адрес) в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков и переводу земель из одной категории в другую и признании утратившими силу отдельных правовых актов. Согласно пункту 2 указанного Распоряжения, установлено, что настоящий порядок применяется в отношении проектов решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также иных решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских кругов муниципальных образований (адрес) в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений. В силу положения п. 4.4 Временного порядка, решения Межведомственной комиссии подлежат обязательному исполнению органом местного самоуправления.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. (адрес) от (дата) №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований (адрес) отдельными государственными полномочиями (адрес) в области земельных отношений», органы местного самоуправления вправе: принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий, в том числе административные регламенты; получать от (адрес) или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти (адрес) (далее – уполномоченные органы) методическую и консультационную помощь по вопросам осуществления государственных полномочий. Согласно п. 1, 6 ч. 2 ст. 3 настоящего Закона, органы местного самоуправления обязаны: представлять в уполномоченные органы документы и необходимую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий; при реализации государственных полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
Согласно п.п. 1, 2, 3, 4, 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от (дата) №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 14.2 Федерального закона от (дата) № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
В период с (дата) по (дата), более точное время предварительным следствием не установлено, Назарова В.В., находясь в здании администрации Р. городского округа (адрес) по адресу: (адрес), являясь должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном учреждении, располагающей полной и достоверной информацией о порядке направления на согласование в Министерство имущественных отношений (адрес) проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований (адрес) в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений, вопреки интересам службы, явно выходя за пределы своих полномочий, дала незаконное указание лицу, в отношении которого материалы уголовного дела выделены в отдельное производство, состоящего от Назаровой В.В. в служебной зависимости, на изготовление постановления № от (дата) «О внесении изменений в постановление Администрации Р. муниципального района (адрес) от (дата) № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории по адресу: (адрес), Рузский муниципальный район, г/п Руза, (адрес), 1-ый (адрес)» (постановление № от (дата)) без направления документов, поданных Свидетель №2, и проекта постановления № от (дата) на согласование Межведомственной комиссии Министерства имущественных отношений (адрес).
(дата) Назарова В.В., в нарушение п. 1.4, п. 3.1.1, п. 3.1.3, п. 3.1.7, п. 3.3.1 должностной инструкции заместителя Г. администрации – начальника управления земельно-имущественных отношений администрации Р. городского округа; ч. 4 ст. (адрес) от (дата) №-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований (адрес) и органами государственной власти (адрес)»; п. 1,6 ч. 2 ст. (адрес) от (дата) №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований (адрес) отдельными государственными полномочиями (адрес) в области земельных отношений»; ч. 2 Распоряжения Министерства имущественных отношений (адрес) от (дата) №ВР-44, утвержденного в соответствии с (адрес) от (дата) №-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований (адрес) и органами государственной власти (адрес)», п.п. 1,3 ч. 1 ст. 14.2 Федерального закона от (дата) № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», явно вышла за пределы своих должностных полномочий, а именно, подписала постановление № от (дата), представленное лицом, являющимся заместителем начальника управления земельно-имущественных отношений администрации Р. городского округа (адрес), в отношении которого материалы уголовного дела выделены в отдельное производство, не направив проект постановления для рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии Министерства имущественных отношений (адрес) по вопросам земельно-имущественных отношений в (адрес).
Органами предварительного следствия действия Назаровой В.В. были квалифицированы по ст. 286 ч.1 УК РФ, как превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Однако в ходе судебного разбирательства, после исследования всех доказательств по делу и при решении вопроса о возможности окончания судебного следствия, государственным обвинителем было заявлено ходатайство об изменении государственного обвинения и квалификации действий Назаровой В.В. по части 1 статьи 293 УК РФ, в связи с неверной правовой оценкой действий подсудимой, поскольку согласно описанной фабуле обвинения и исследованных в судебном заседании доказательств стороны обвинения и защиты, ее действия подлежат квалификации по ст. 293 ч. 1 УК РФ.
Суд соглашается с переквалификацией действия подсудимой со ст. 286 ч. 1 УК РФ на ст.293 ч. 1 УК РФ, поскольку согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) N 51 "О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)" в соответствии с ч. 7 и 8 ст. 246 УПК РФ полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства, а также изменение им обвинения в сторону смягчения предопределяют принятие судом решения в соответствии с позицией государственного обвинителя. Вместе с тем государственный обвинитель согласно требованиям закона должен изложить суду мотивы полного или частичного отказа от обвинения, равно как и изменения обвинения в сторону смягчения со ссылкой на предусмотренные законом основания, а суд принять решение только после завершения исследования в процедуре, отвечающей требованиям состязательности, значимых для этого материалов дела и заслушивания мнений участников судебного заседания со стороны обвинения и стороны защиты об обоснованности позиции государственного обвинителя.
Подсудимая Назарова В.В. и защита- адвокат Чекунов А.П. с переквалификацией действия подсудимой со ст. 286 ч. 1 УК РФ на ст.293 ч. 1 УК РФ согласны. При этом подсудимой Назаровой В.В. заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении нее по ст.293 ч. 1 УК РФ в связи с истечением срока давности уголовного преследования на основании ст.24 ч.1 п.3 и ст.27 ч.1 п.2 УПК РФ. Последствия прекращения производства по делу Назаровой В.В. разъяснены и понятны.
Данное ходатайство поддержано защитником- адвокатом Чекуновым А.П., который также просит прекратить уголовное преследование в отношении Назаровой В.В. по ст. 293 ч. 1 УК РФ по вышеуказанным основаниям.
Представитель потерпевшего- администрации Р. городского округа в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Государственный обвинитель Ольков А.В. не возражал против прекращения уголовного дела и уголовного преследования в отношении Назаровой В.В. по ст. 293 ч. 1 УК РФ в связи с истечением срока давности уголовного преследования, и полагает ходатайство стороны защиты законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд считает заявленное ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Назаровой В.В. по ст. 293 ч. 1 УК РФ в связи с истечением срока давности уголовного преследования, подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.24 ч.1 п.3 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
В соответствии со ст.27 ч.1 п.2 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается в случае прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1-6 части первой статьи 24 УПК РФ.
В соответствии со ст.24 ч.3 УПК РФ прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) № «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», в случае, если во время судебного разбирательства будет установлено обстоятельство, указанное в пункте 3 части 1 статьи 24 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело и (или) уголовное преследование только при условии согласия на это подсудимого. При этом не имеет значения, в какой момент производства по делу истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.
По делу установлено, что подсудимая Назарова В.В. обвиняется в совершении преступления небольшой тяжести, предусмотренного ст. 293 ч. 1 УК РФ, совершенного (дата), сама ходатайствует о прекращении уголовного дела и уголовного преследования по ст. 293 ч. 1 УК РФ в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
В соответствии со ст.78 ч.1 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекли следующие сроки два года.
Срок привлечения Назаровой В.В. к уголовной ответственности по ст. 293 ч. 1 УК РФ истек (дата), Назарова В.В. от следствия и суда не уклонялась.
Таким образом, суд считает возможным прекратить уголовное дело и уголовное преследование в отношении Назаровой В. В. на основании ст.24 ч.1 п.3, ст.27 ч.1 п.2 УПК РФ.
Последствия прекращения уголовного дела и уголовного преследования подсудимой Назаровой В.В. разъяснены и понятны.
На основании изложенного и руководствуясь ст.78 УК РФ, ст.ст.24 ч.1 п.3, 27 ч.1 п.2, 254, 256 УПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить уголовное дело и уголовное преследование в отношении Назаровой В. В., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 293 ч. 1 УК РФ, на основании ст.ст.24 ч.1 п.3, 27 ч.1 п.2 УПК РФ в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Меру пресечения Назаровой В.В. до вступления приговора в законную силу оставить в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, а затем отменить.
Вещественные доказательства по уголовному делу:
- постановление Администрации Р. городского округа (адрес) от (дата) №; образцы почерка (подписи) Назаровой В.В. на 5 листах; 16 постановлений Администрации Р. городского округа (адрес) - №№, 1494, 1528, 1521, 1520, 727, 728, 729, 730, 731, 732, 733, 734, 738, 739,740; сшивку из 27 листов, прошитую, скрепленную подписью Голубиной Ю.Е.; табель учета рабочего времени за апрель 2018 года; копии документов по обращению Свидетель №2 №ОГ-8525 от (дата); копии документов по обращению Свидетель №2 №ОГ-8594 от (дата); копии документов по обращению Свидетель №2 №ОГ-3783 от (дата); копию ответа Комитета по архитектуре и градостроительству (адрес) №исх-118877 от (дата); сопроводительное письмо от (дата) №исх-3401; копию распоряжения от (дата) №-РЛ; копию распоряжения от (дата) №-РЛ; копию распоряжения от (дата) №-РЛ; копию распоряжения от (дата) №-РЛ; копия должностной инструкции заместителя Г. администрации - начальника управления земельно-имущественных отношений администрации Р. городского округа Назаровой В.В.; копию должностной инструкции Никитиной Е.А.; письмо Министерства имущественных отношений (адрес); копию передаточного акта от (дата); копию перечня передаваемого имущества; сопроводительное письмо Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии от (дата) №; сшивку документов на 39 листах по земельному участку 50:19:0010203:398; письмо Администрации Р. городского округа (адрес) от (дата) №исх-7923; выписку № из реестра имущества, находящуюся в собственности Р. городского округа по состоянию на (дата); письмо Администрации Р. городского округа (адрес) от (дата) №исх-7850; письмо Министерства имущественных отношений (адрес) от (дата) №исх-31208, хранить в материалах уголовного дела.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение 15 суток со дня его провозглашения.
Председательствующий: Ю.В.Фильченкова