Дело № 2-349/2021
УИД 18RS0017-01-2021-000407-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Грахово Удмуртской Республики 21 мая 2021 года
Кизнерский районный суд УР в составе председательствующего судьи Медведевой В.А., при секретаре Чермаковой Е.Н., с участием помощника прокурора Граховского района Панова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Граховского района к Администрации МО «Граховский район» и администрации МО «Лолошур-Возжинское» о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Граховского района УР обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Граховский район» и администрации МО «Лолошур-Возжинское» о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по результатам которой выявлено, что автомобильная дорога, расположенная по ул. Колхозная, д. Мамаево Граховского района, протяженностью 0,700 км, входящая в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Лолошур-Возжинское», утвержденного Постановлением Администрации МО «Граховский район»» от 31.12.2014 года № 795, не паспортизирована. При этом в соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», а также Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года № 402 утвердившего «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений. Также согласно строительным нормам ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05 февраля 1982 года, все автомобильные дороги общего пользования подлежат техническому учету и паспортизации с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. При этом оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закона УР «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
И поскольку указанная в исковом заявлении автомобильная дорога отнесена к дорогам общего пользования местного значения, не состоит в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, руководствуясь Уставом МО «Граховский район», а также соглашением о передаче части полномочий № 4/143 от 22.12.2020 года, согласно которого полномочия по реализации вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов передано администрации МО «Лолошур-Возжинское», прокурор просит обязать ответчиков до 01.04.2022 года произвести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной по ул. Колхозная, д. Мамаево, Граховского района, протяженностью 0,700 км, поскольку отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения МО «Лолошур-Возжинское».
В судебном заседании помощник прокурора Граховского района Панов И.В., заявленные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные обстоятельствам изложенным в заявлении, при этом требования в части протяженности автомобильной дороги уточнил, просил обязать ответчиков произвести паспортизацию автомобильной дороги в с. Мамаево Граховского района УР, по ул. Колхозная, протяженностью 1,2 км.
Ответчики Администрация МО «Граховский район» и администрация МО «Лолошур-Возжинское», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в зал суда своих представителей не направили.
В силу требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся ответчиков.
Выслушав участвующих по делу лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению на основании следующего.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ).
Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 3 статья 14 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения дорожная деятельность относится только в том случае, если он закреплен за сельским поселением законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставом сельского поселения. В силу ч. 4 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что если дорожная деятельность не отнесена к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с частью 3 данной статьи, то данный вопрос на территории сельского поселения решается органами местного самоуправления соответствующего муниципального района, и является вопросом местного значения муниципального района.
Статьей 7.4 Закона УР «О местном самоуправлении в Удмуртской Республики» № 42-РЗ от 13.07.2005 года, предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, вправе в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 131-ФЗ заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Эти положения закона содержатся в ст. 10 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, закреплено в ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Положениями ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что: 1) автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; 2)перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта РФ вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
При этом в ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257- ФЗ закреплено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Также нормами частей 1, 3 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона № 275-ФЗ регламентировано, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно подп. 4 п. 9 разд. IV данного приказа «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» в прочие работы по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Минтрансом России 07.08.2020 года издан Приказ № 288 об утверждении Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, и, согласно п. 3 этого Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.
Техническим паспортом автомобильной дороги является ежегодно обновляемый технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета, то есть систематического сбора указанных данных (пункты 3.9, 3.10, 9.1 ГОСТа 33388-2015).
Таким образом, технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения, затрагивающей интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании исходя из представленных суду доказательств установлено, что постановлением № 795 от 31.12.2014 года Администрации МО «Граховский район» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Граховский район», где под № 12 по МО «Лолошур-Возжинское» числится автомобильная дорога, грунтовая, расположенная по ул. Колхозная, д. Мамаево Граховского района, протяженностью 1,2 км.
Согласно п. 5.1 ст. 7 Устава МО «Граховский район» к числу полномочий органов местного самоуправления района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
При этом между Администрацией МО «Граховский район» и администрацией МО «Лолошур-Возжинское» 22.12.2020 года заключено соглашение № 4/143 о передаче части полномочий, в том числе в соответствии с п. 1.1.1 данного соглашения на администрацию МО «Лолошур-Возжинское» переданы полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта населения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что дорога, на паспортизации которой настаивает процессуальный истец, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и расположена в границах МО «Лолошур-Возжинское», паспортизация указанной автомобильной дороги, не проводилась.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в числе иного, присуждения к исполнению обязанности в натуре
Таким образом заявленные требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд не взыскивает государственную пошлину с ответчиков, поскольку в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь
ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Граховского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Граховский район» и администрации МО «Лолошур-Возжинское» о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Граховский район» и администрацию МО «Лолошур-Возжинское» в срок до 01 апреля 2022 года осуществить паспортизацию автомобильной дороги, расположенной по ул. Колхозная, д. Мамаево Граховского района УР, протяженностью 1,2 км.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд УР.
Мотивированное решение составлено председательствующим 24.05.2021 года.
Судья В.А.Медведева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>