Дело № 2-391/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2021 года с.Венгерово
Венгеровский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Ламоновой С.Ю.
С участием помощника прокурора Венгеровского района Ефимовой В.Я.
При секретаре Корецкой Ю.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> к администрации <адрес>, администрации Венгеровского сельсовета <адрес> об обеспечении необходимой инфраструктурой земельных участков, выделенных многодетным семьям,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> проведена проверка соблюдения администраций <адрес>, администраций Венгеровского сельсовета <адрес> законодательства в сфере федерального законодательства при предоставлении земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов многодетным семьям. Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Проведенной проверкой установлено, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многодетной семье Касьяновых предоставлен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство. На указанном земельном участке Касьяновой В.В. в 2015 году осуществлено строительство жилого дома, на который оформлено право собственности.
Постановлением главы администрации <адрес> от 25.17.2017 № многодетной семье Черных предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство.
Выделенные земельные участки, предоставленные Касьяновой В.В. и Черных С.В. не оснащены объектами необходимой инфраструктуры, отсутствует техническая возможность подключения к сети водоснабжения, не осуществлено строительство дороги, подъездных путей к участку, в связи с чем, прокурор просил суд обязать администрацию <адрес> и администрацию Венгеровского сельсовета <адрес> организовать:
техническую возможность подключения к сети водоснабжения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- строительство дороги для проезда к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
- техническую возможность подключения к сети водоснабжения земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>;
- строительство дороги для проезда к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
- установить срок выполнения требований для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор изменил исковые требования и просил суд: Обязать администрацию <адрес> и администрацию Венгеровского сельсовета <адрес> организовать:
1) техническую возможность подключения к сети водоснабжения земельных участков: - с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес>.
2) подьездные пути к земельным участкам: -с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика администрации Венгеровского сельсовета <адрес> Макеев А.А., в судебное заседание явился, уточненные исковые требования прокурора признал в полном объёме, расписка о чем приложена к материалам дела.
Представитель ответчика администрации <адрес> Солодов Ф.Ф., в судебное заседание явился, уточненные исковые требования прокурора признал в полном объёме, подав письменный отзыв на заявление и указав в расписке на признание иска.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На момент возникновения спорных правоотношений на территории <адрес> действовал <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории <адрес>" (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ), статьями 15, 15.1, 15.2 которого предусмотрены случаи и порядок предоставления земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей. С ДД.ММ.ГГГГ данные правоотношения урегулированы пунктом 3 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ОЗ "Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории <адрес>".
Министерство регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говорит о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
В соответствии с п. 11.1 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке многодетных семей на территории <адрес>» одной из мер социальной поддержки многодетным семьям является первоочередное бесплатное предоставление земельных участков, которое осуществляется в случаях и порядке, определенных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об использовании земель на территории <адрес>» для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а так же земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-п.
По смыслу п. 13 указанного Порядка земельный участок должен быть предоставлен заявителю в виде пригодном для его освоения.
Согласно п. 4 части 1 ст. 14, п.4 ч.1 ст. 15, п.4 ч.1 ст. 16 ФЗ №131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, обязанность по обеспечению обьектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что земельные участки с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> и с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многодетной семье Касьяновых и ростановлением главы администрации <адрес> от 25.17.2017 № многодетной семье Черных для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность как льготным категориям граждан. Земельные участки расположены в границах населенного пункта <адрес> и имеют вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Земельные участки были предоставлены льготной категории граждан (многодетным семьям) для целей индивидуального жилищного строительства в соответствии с приказами Департамента имущества и земельных отношений <адрес>.
На основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 137-03 "О внесении изменения в статью <адрес> "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в <адрес>" с ДД.ММ.ГГГГ вопросы организации водоснабжения населения в границах поселения обязаны решать органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, полномочия по организации водоснабжения закреплены за администрацией <адрес>. Наличие соглашений между администрацией района и Венгеровским сельсоветом о передаче осуществления полномочий по водоснабжению и водоотведению Венгеровскому сельсовету, на которые ссылался представитель администрации, дает право его участникам требовать от другой стороны их выполнения, однако не освобождает от исполнения взятых обязательств перед третьими лицами. При этом полномочия <адрес> в части организации, в том числе водоснабжения сельсоветам <адрес> - в том числе администрации Венгеровского сельсовета <адрес> переданы только ДД.ММ.ГГГГ (Решение 14 сессии 3 созыва Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), а земельные участки переданы многодетным семьям с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п.38).
Согласно информации администрации <адрес> на запрос прокурора от 03.06.2021 № данным органом местного самоуправления заявки на участие в подпрограмме «Земельные ресурсы и инфраструктура» государственной программы <адрес> «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> на 2015-2020 годы» не подавались.
До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения,теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 39).
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Методические указания о государственной кадастровой оценке», согласно пункту 1.12 названных методических указаний, земельный участок для целей Указаний считается обеспеченным инженерной инфраструктурой в объеме подведенных к границе земельного участка инженерных коммуникаций при возможности их использования.
Наличие магистральных инженерных коммуникаций (линии электропередач, магистральные трубопроводы, коллекторы и прочее), проходящих по самому земельному участку или вблизи его границ, не дает основания считать земельный участок инженерно обеспеченным.
Земельный участок считается обеспеченным подъездными путями в случае, если к любой из его границ подходят подъездные пути, предоставляя возможность въезда на этот земельный участок.
В судебном заседании достоверно установлено, что на них отсутствуют подъездные пути, предоставляющие возможность въезда на эти земельные участки.
Таким образом, с момента предоставления указанных земельных участков гражданам (фактически с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), органом местного самоуправления, предоставившим земельные участки, не были осуществлены действия по организации инженерной инфраструктуры, в том числе устройства подъездных путей, чем созданы препятствия для подключения жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности, отсутствия возможности подъезда к земельным участкам. Отсутствие системы водоснабжения, подъездных путей на указанных земельных участках не позволяет собственникам закончить (либо начать) строительство жилых домов и фактически утрачивает смысл меры социальной поддержки многодетным семьям, как на первоочередное бесплатное предоставление земельных участков для жилищного строительства.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией <адрес> с момента принятия решения о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения разработаны не были, работа по обеспечению водоснабжением на протяжении длительного времени не проводилась.
Кроме того, администрацией Венгеровского сельсовета, после передачи полномочий от администрации <адрес> также мер по организации инженерной инфраструктуры, в том числе устройству подъездных путей на исследуемых земельных участках, не принято.
Согласно ст. 5 Устава Венгеровского сельсовета следует, что к вопросам местного значения Венгеровского сельсовета относится: организация и строительство муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исследованными в судебном заседании доказательствами, установлено, что технические условия подключения указанных земельных участков к сетям инженерно-технического обеспечения разработаны не были, мер по организации инженерной инфраструктуры, в том числе устройству подъездных путей на указанных земельных участках, не принято.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебном заседании представители ответчиков администрации <адрес> и администрации Венгеровского сельсовета <адрес> уточненные исковые требования признали в полном обьеме, расписка о чем приложена к материалам дела, судом признание иска принимается.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию <адрес> и администрацию Венгеровского сельсовета <адрес> организовать:
1) техническую возможность подключения к сети водоснабжения земельных участков: - с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>.
2) подьездные пути к земельным участкам: -с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>.
Установить срок для исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Новосибирский областной суд через Венгеровский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: С.Ю. Ламонова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: С.Ю. Ламонова