Производство № 2-232/2022
Дело (УИД) 28RS0021-01-2022-000323-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 27 мая 2022 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием прокурора Сковородинского района Непрынцева Ю.Б.,
представителя третьего лица Сковородинской районной организации Амурской областной организации общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество инвалидов» - Степкиной И.В., действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей рабочего поселка Уруша к ГБУЗ АО "Сковородинская центральная районная больница", Министерству здравоохранения Амурской области, Министерству имущественных отношений Амурской области о возложении обязанности по обеспечению доступности здания участковой больницы пгт. Уруша для маломобильных групп населения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей рабочего поселка Уруша к обратился с иском ГБУЗ АО "Сковородинская центральная районная больница", Министерству здравоохранения Амурской области о возложении обязанности по обеспечению доступности здания участковой больницы пгт. Уруша для маломобильных групп населения, в обоснование которого указал, что прокуратурой Сковородинского района с привлечением представителя Сковородинской районной организации Амурской областной организации «Всероссийское общество инвалидов» была проведена проверка доступности здания участковой больницы пгт. Уруша требованиям беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения. По результатам проверки установлено, что здание участковой больницы пгт. Уруша не отвечает требованиям доступности основных структурно-функциональных зон для инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001». Входная группа: не обеспечено наличие контрастной маркировки ступеней лестничного марша; не обеспечено наличие пандуса (наружный); не обеспечено наличие поручней; не обеспечено наличие крепления на дверях обеспечивающее задержку автоматического закрывания продолжительность не менее 5 секунд. Пути движения внутри здания: не обеспечено наличие знаков доступности для маломобильных групп населения; не обеспечено наличие на стеклянных дверях обозначений (желтый круг) с двух сторон; не обеспечено наличие контрастной маркировки дверных проемов. Санитарно-гигиенические помещения: не обеспечено наличие поручней около унитаза и раковины; не обеспечено наличие крючков для костылей. В участковой больнице пгт. Уруша должны быть созданы условия, позволяющие инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми медицинским учреждением в соответствии с требованиям законодательства. Вышеуказанные обязательства нарушают права жителей рабочего посёлка Уруша, в том числе относящихся к маломобильным группам населения на безопасные, комфортные и благоприятные условия пребывания и посещения здания участковой больницы. На основании изложенного, просит обязать ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ» осуществить мероприятия по обеспечению доступности зданий участковой больницы пгт. Уруша для маломобильных групп населения по адресу: <адрес> А в течении двух месяцев с момента вступления решения в законную силу, а именно: Входная группа: обеспечить наличие контрастной маркировки ступеней лестничного марша; обеспечить наличие пандуса (наружный); обеспечить наличие поручней; обеспечить наличие крепления на дверях обеспечивающее задержку автоматического закрывания продолжительность не менее 5 секунд. Пути движения внутри здания: обеспечить наличие знаков доступности для маломобильных групп населения; обеспечить наличие на стеклянных дверях обозначений (желтый круг) с двух сторон; обеспечить наличие контрастной маркировки дверных проемов. Санитарно-гигиенические помещения: обеспечить наличие поручней около унитаза и раковины; обеспечить наличие крючков для костылей. И обязать Министерство здравоохранения Амурской области осуществить финансирование вышеуказанных мероприятий по обеспечению доступности здания участковой больницы пгт. Уруша в случае недостаточности денежных средств у ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ».
Определением Сковородинского районного суда Амурской области от 20.04.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Амурской области.
В судебном заседании прокурор Сковородинского района Непрынцев Ю.Б. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель третьего лица Сковородинской районной организации Амурской областной организации общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество инвалидов» ФИО1, действующая на основании прав по должности, исковые требования прокурора Сковородинского района поддержала в полном объёме.
Представители ответчиков ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ», Министерства здравоохранения Амурской области и Министерства имущественных отношений Амурской области в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Из отзыва Министерства здравоохранения Амурской области следует, что не являются надлежащим ответчиком по указанному иску, поскольку ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ» отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом как закреплённым за учреждением уполномоченным органом, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Учреждение находится в ведомственном подчинении министерства здравоохранения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя. Содержание недвижимого имущества объектов государственной собственности, переданные в ведение учреждения, находится в компетенции ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ». Таким образом, оснований для возложения на министерство здравоохранения Амурской области обязанности осуществить финансирование мероприятий по обеспечению доступности здания участковой больницы пгт. Уруша не подлежат удовлетворению. Помимо этого, ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ» функционирует в системе обязательного медицинского страхования. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Амурской области подписано тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2022 год. ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ» входит в перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, а также в перечень медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинских организаций, оплата которой производится по душевому нормативу финансирования. Указанное тарифное соглашение устанавливает тарифы на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и применения тарифов на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, а также структуру тарифов и состав расходов, включаемых в тарифы на медицинские услуги. Таким образом, расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества, закупка и оснащение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100.000 рублей за единицу является обязанностью самого учреждения.
Из отзыва Министерства имущественных отношений Амурской области следует, что с исковыми требованиями не согласны. В соответствии с Уставом ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ» находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя. Собственником имущества является Амурская областть. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения, а также отдельные функции и полномочия учредителя в соответствии с областным законодательством и Уставом осуществляет Министерство имущественных отношений Амурской области. В силу гражданского законодательства министерство как собственник имущества в порядке субсидиарной ответственности отвечает по обязательствам бюджетного учреждения, только в случае невозможности недостаточности имущества и по спорам, связанным с причинением вреда гражданам. Вместе с тем, обращают внимание, что в соответствии с Уставом ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ» находится в ведомственном подчинении министерства здравоохранения Амурской области. Главным распорядителем средств также является отраслевой орган, то бесить министерство здравоохранения Амурской области. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется учреждением в виде субсидий из областного бюджета. Собственник имущества не осуществляет финансирование и распределение бюджетных средств, в связи с чем, не может являться надлежащим ответчиком по судебному спору.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе об охране здоровья, включая медицинскую помощь.
Поскольку действиями (бездействием) ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей пгт. Уруша на охрану здоровья и получение медицинской помощи, то прокурор Сковородинского района обоснованно обратился в суд с данным заявлением.
Судом установлено, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка соответствия доступности здания участковой больница пгт. Уруша требованиям беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения.
В ходе проверки установлено, что здание участковой больницы пгт. Уруша по адресу: <адрес> А, не отвечает требованиям доступности основных структурно-функциональных зон для инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001». Входная группа: не обеспечено наличие контрастной маркировки ступеней лестничного марша; не обеспечено наличие пандуса (наружный); не обеспечено наличие поручней; не обеспечено наличие крепления на дверях обеспечивающее задержку автоматического закрывания продолжительность не менее 5 секунд. Пути движения внутри здания: не обеспечено наличие знаков доступности для маломобильных групп населения; не обеспечено наличие на стеклянных дверях обозначений (желтый круг) с двух сторон; не обеспечено наличие контрастной маркировки дверных проемов. Санитарно-гигиенические помещения: не обеспечено наличие поручней около унитаза и раковины; не обеспечено наличие крючков для костылей.
Также установлено, что согласно свидетельствам государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ больница, расположенная по адресу: <адрес>А принадлежит на праве оперативного управления Государственному бюджетному учреждению Здравоохранения Амурской области «Сковородинская ЦРБ» (распоряжение администрации Сковородинского района № 401-Р от 08.08.2012), земельный участок, на котором расположена участковая больница, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному бюджетному учреждению Здравоохранения Амурской области «Сковородинская ЦРБ» (распоряжение администрации Сковородинского района № 497 от 23.05.2011).
ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность на основании Устава учреждения и лицензии.
В соответствии с п.1.3 Устава учреждения, учреждения находится в ведомственном подчинении (подотчётно и подконтрольно) министерству здравоохранения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя.
Финансовое обсечение учреждений осуществляется, в том числе в виде субсидий из областного бюджета (п. 5.2. Устава).
Как следует из п. 1.4 Устава учреждения, функции и полномочия собственника имущества учреждения, а также отдельные функции и полномочия учредителя осуществляет министерство имущественных отношений <адрес>.
Согласно п. 5.1 Устава, имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Из приложения № 6 к лицензии ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи как лицензируемый вид деятельности выполняемые работы и оказываемые услуги осуществляются в том числе по месту нахождения участковой больницы пгт. Уруша по адресу: <адрес>
Положениями ст. 5 Федерального закона от 21.11. 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» предусмотрено, что государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Основные требования, обеспечивающие доступность объектов для инвалидов закреплены в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» и других нормативно-правовых актах, из которой следует, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, положение указанной нормы направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусматривает обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Одним из средств конкретизации этих законоположений является нормативное закрепление требований доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, соответствующих требованиям государственных стандартов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 48) и Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001».
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на владельцев зданий и сооружений, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).
Поскольку, судом установлено, что здание участковой больницы пгт. Уруша не отвечает требованиям доступности основных структурно-функциональных зон для инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001». Входная группа: не обеспечено наличие контрастной маркировки ступеней лестничного марша; не обеспечено наличие пандуса (наружный); не обеспечено наличие поручней; не обеспечено наличие крепления на дверях обеспечивающее задержку автоматического закрывания продолжительность не менее 5 секунд. Пути движения внутри здания: не обеспечено наличие знаков доступности для маломобильных групп населения; не обеспечено наличие на стеклянных дверях обозначений (желтый круг) с двух сторон; не обеспечено наличие контрастной маркировки дверных проемов. Санитарно-гигиенические помещения: не обеспечено наличие поручней около унитаза и раковины; не обеспечено наличие крючков для костылей, то в силу вышеуказанных норм права, ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ» обязана обеспечить доступность здания, находящегося в его оперативном управлении, для маломобильных групп населения соответствующим требованиям государственных стандартов, Строительных норм и Правил.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая время необходимое на вступление решения суда в законную силу и его исполнение, суд считает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений – 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным и достаточным для выполнения вышеуказанных требований законодательства.
В части заявленных требований к Министерству здравоохранения Амурской области, Министерству имущественных отношений Амурской области суд приходит к следующему.
В силу абз. 3 п. 6 ст. 113, п. 3 ст. 123.21, п.п. 3-6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ министерство имущественных отношений Амурской области как собственник имущества в порядке субсидиарной ответственности отвечает по обязательствам бюджетного учреждения, только в случае невозможности недостаточности имущества и по спорам, связанным с причинением вреда гражданам. А Министерство здравоохранения Амурской области не может осуществлять финансирование мероприятий по обеспечению доступности здания участковой больницы пгт. Уруша, поскольку содержание недвижимого имущества является исключительной компетенцией ГБУЗ АО «Сковородинская ЦРБ» в силу ст. 296 ГК РФ.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований к Министерству здравоохранения Амурской области, Министерству имущественных отношений Амурской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей рабочего поселка Уруша к ГБУЗ АО "Сковородинская центральная районная больница", Министерству здравоохранения Амурской области, Министерству имущественных отношений Амурской области о возложении обязанности по обеспечению доступности здания участковой больницы пгт. Уруша для маломобильных групп населения - удовлетворить.
Обязать ГБУЗ АО "Сковородинская центральная районная больница" осуществить мероприятия по обеспечению доступности здания участковой больницы пгт. Уруша для маломобильных групп населения по адресу: Амурская область Сковородинский район п. Уруша ул. Комсомольская, 26 А в течении двух месяцев с момента вступления решения в законную силу, а именно:
входная группа: обеспечить наличие контрастной маркировки ступеней лестничного марша; обеспечить наличие пандуса (наружный); обеспечить наличие поручней; обеспечить наличие крепления на дверях обеспечивающее задержку автоматического закрывания продолжительность не менее 5 секунд;
пути движения внутри здания: обеспечить наличие знаков доступности для маломобильных групп населения; обеспечить наличие на стеклянных дверях обозначений (желтый круг) с двух сторон; обеспечить наличие контрастной маркировки дверных проемов.
санитарно-гигиенические помещения: обеспечить наличие поручней около унитаза и раковины; обеспечить наличие крючков для костылей.
В удовлетворении требований к Министерству здравоохранения Амурской области, Министерству имущественных отношений Амурской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.Б. Федорчук
Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2022 года.